Файл: Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования речевой компетенции учащихся 59 классов на уроках английского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новизна опыта
Новизна опыта состоит в авторской переработке известных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и апробации их на УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М.З. Биболетовой. В данном опыте представлены наработанные материалы в виде методической разработки, где описана целостная система обучения по формированию речевой компетенции школьников.

Раздел II

Технология описания опыта
Основная цель данного опыта – формирование речевой компетенции учащихся 5-9 классов через использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:

- формировать умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

развивать способность пользоваться различными способами интегрирования информации;

- формировать умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- обучать умению выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- развивать у учащихся способность самостоятельно заниматься своим обучением.

Таким образом, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к данной технологии и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов (evocation). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.


На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление.

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию, осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия (reflection). Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии развития критического мышления через чтение и письмо используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Данная технология представляется очень эффективной в процессе обучения школьников, потому что она предлагает многообразные приёмы, пробуждающие интерес к изучаемому материалу, учит с ним работать и его обобщать. Они дают возможность сделать урок разнообразным, ярким и содержательным.

Благодаря этой технологии у учащихся возрастает самооценка, развивается рефлексия, растёт потребность в познании нового.

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо даёт возможность учителю обучать ребенка решению проблем, а это уже задел для реализации проблемного обучения.

Рассмотрим приемы, эффективно используемые при обучении английскому языку по УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М.З. Биболетовой.



Прием «I know, I learnt, I want to know more»

Интересной формой контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (I know, I learnt, I wanttoknowmore). Цель: систематизация материала по теме; контроль эффективности чтения (понимание содержания прочитанного). Вид работы: индивидуально, парно, работа в группах. Учащиеся должны ознакомиться с текстом и ввести необходимую информацию в колонки таблицы. Этот приём облегчает контроль за работой с текстом каждого ученика. Работа может быть выполнена на уроке или закончена дома.
Прием «Пометки на полях»

При чтении текста ребята отмечают значками на полях знакомый материал ("V"); то, что противоречит их представлениям значком (-), новые сведения значком (+). И то, что вызвало интерес, мотивировало на желание узнать лучше значком (?).
Прием «Thickandthinquestions» («тонкие и толстые вопросы»)

служит для развития диалогической речи на основе данного текста. Использовать приём можно индивидуально и в группах. На определенном этапе урока ученикам даётся задание:

  1. Самим составить «тонкие вопросы».

  2. Составить толстые «вопросы», предполагающие подробный развернутый ответ.

  3. Обсудить все вопросы, выбрать наиболее соответствующие задачам. (Например, краткий пересказ текста).

  4. Обсудить данные вопросы в группах.

  5. Представить работу классу.(Приложение7)


Прием «Brainstorm» (мозговой штурм)

используется при решении проблемных ситуаций по содержанию текста. Класс делится на группы по 3-4 человека. Ведущий наблюдает за правилами, фиксатор идей записывает идеи.Например, можно объяснить название раздела учебника.
Прием «Sinquain»

«Синквейн» – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Данный прием развивает такие навыки как способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представление в нескольких словах. Данный прием может быть использован на разных этапах урока, имея, соответственно, разные задачи. На стадии вызова он помогает обобщить имеющиеся знания, на стадии осмысления поработать с новой информацией, а на стадии рефлексии интегрировать новые и имеющиеся знания.

На стадии рефлексии (закрепления материала) ученикам очень нравится составление синквейнов (от французского „cinq“ «пять») – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений. Этот приём
можно использовать и после чтения текста, и после изучения определённой темы. Обычно подобное задание учащиеся получают на дом. Например, после изучения раздела учащиеся получили задание составить синквейн на тему «Health»:

Health Important,

Help, do sports, eat Health is above wealth Happiness (Приложение 3).
Прием «Fishbone»

Слово "Fishbone" дословно переводится как "рыбная кость". Этот приём позволяет раздробить проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приёма выглядит как "рыбная кость", расположенная вертикально. «Fishbone»– методический прием, направленный на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Данный прием помогает развить навыки работы с информацией, а именно навыки установления причинно следственных связей. «Fishbone» дает возможность организовать работу участников в парах или группах, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями, а также ранжировать факторы по степени их значимости. «Fishbone» может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема, или выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего применять его для обобщения и систематизации знаний учащихся.

В «голове» этого скелета названа тема текста. На верхних и нижних косточках отражаются главные проблемы текста и факты, отражающие суть этих проблем. Даже при условии, что текст у ребят одинаковый, у всех учащихся составление схем происходит индивидуально. Если берутся разные тексты по одной проблеме, то текст читается индивидуально, но схемы составляются в группах. На схемах оставляется место для обмена информацией. При объединении учащихся разного уровня обученности для работы над общим заданием можно осуществить взаимоконтроль и консультирование детей с низким уровнем обучаемости (Приложение 4).
«Чтение с остановками»

– прием, используемый для привлечения учащихся к осмысленному чтению. Он развивает мышление, умение выдвигать гипотезы и воспитывает внимательного слушателя. Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы: на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики, далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета, и последний завершающий этап – заключительная беседа. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), а также развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. Эффективно используется на любом этапе урока по данной технологии. Работать можно индивидуально и в группах.


Приём «Корзина идей»
позволяет выяснить все, что ученики думают и знают по обсуждаемой теме урока. Также как и вводный вопрос, этот прием организации индивидуальной и групповой работы вызывает целенаправленную активность (Приложение5).
Прием «Составление кластера»
тесно связан с приемом «Корзина идей». Его смысл заключается в попытке систематизировать уже имеющиеся знания по той или иной проблеме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это значит, что, создавая кластер, учащиеся графически организуют изучаемый материал.

Как считает С.Н. Лысенкова: «Всё что создано на глазах детей, воспринимается гораздо быстрее». Данный прием может быть использован на любой стадии: на этапе вызова «создание кластера» стимулирует мыслительную деятельность учащихся, на этапе осмысления помогает структурировать учебный материал, а на этапе рефлексии помогает подвести итоги, вспомнить, что было изучено.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

На данной стадии используются такие приемы как «Insert»,«Fishbone»

и чтение с остановками.
Приём «Insert»

– это интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления. Различными знаками учащиеся помечают в тексте уже известную информацию, новую информацию, а также ту, что осталась непонятой. Именно это обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в текст. Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос» – та информация, которую учащиеся охарактеризовали как непонятую. Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, а именно к обращению к разным источникам информации. Учащиеся могут спросить у родителей