Файл: Белки природные высокомолекулярные вещества. Свойства белков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
“Белки – природные высокомолекулярные вещества. Свойства белков».
Цель урока:
-
Расширить знания о белках как природных полимерах. Познакомить учащихся с составом, строением, свойствами и функциями белков. -
Осуществить межпредметные связи с биологией для развития познавательного интереса учащихся. -
Продолжить формирование умений, чётко формулировать и высказывать свои мысли. Учить учащихся работать в группе, воспитывать самостоятельность мышления в учебной деятельности. -
Формировать элементы исследовательской работы. Умение делать выводы -
Продолжить формирование ответственного отношения к учёбе.
Основные понятия: полипептид, структура белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), состав белков (протеины, протеиды), денатурация, ренатурация, гидролиз белков. Цветные реакции на белки.
Планируемые результаты обучения: Знать определение и состав белков. Знать структуры белков. Уметь проводить реакции на белки, делать выводы, составлять химические реакции на белки. Знать понятия: денатурация, ренатурация.
Тип урока: Комбинированный урок: изучение новых знаний путём использования технологии “Развитие критического мышления”, работа в группах, парах, фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раствор куриного белка, HNO3(конц.), NaOH, CuSO4, шерст. х/б нитки, спиртовка, спички, стеклянная палочка, пробирки, этиловый спирт, сырое мясо.
План урока:
1.Определение и состав белков.
2.История открытия белков.
3.Классификация белков: а) состав белков; б) функции белков;
4. Структуры белков.
5. Свойства белков: а) физические св-ва; б) химические св-ва;
Ход урока
Эпиграф урока:
“Жизнь – есть способ существования белковых тел”
Ф. Энгельс.
I. Вызов.
Учитель: Какие питательные вещества входят в состав пищи?
Ученик: Белки, жиры и углеводы.
Учитель: Какие группы веществ мы уже изучили?
Ученик: Жиры и углеводы.
Учитель: Значит о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученик: О белках.
Учитель: Сегодня на уроке мы расширим знания о белках как природных полимерах, изучим состав, строение, классификацию белков. Изучим,
какие структуры имеют белковые молекулы, изучим свойства белков путём проведения лабораторных работ. Класс разделили на 4 микрогруппы, работать будем в группах, парах.
План нашего урока (слайд № 3).
Урок начнём с повторения:представитель каждой группы выходит к доске и отвечает на вопрос.
-
Какие соединения называются аминокислотами?
-
Какие функциональные группы входят в состава аминокислот?
-
Как дать название аминокислоте?
-
Какие виды изомерии характерны аминокислотам?
-
Какие аминокислоты называют незаменимыми? Привести примеры.
-
Обладают ли аминокислоты амфотерными свойствами? И какие соединения называют амфотерными?
-
Какие соединения называют пептидами?
-
Какая группа атомов называется пептидной?
II.Осмысление
Изучение нового материала, я начну со стихотворения:
Вова глядя в потолок
Рассуждает про белок:
“Знаю, в каждом организме.
Есть белки, основа жизни.
Из белков мозги и тело,
А ещё они все белые
Скажем, взять белок яйца
Как бела яичница.
Видно правда есть резон тут
Запасать белок к ремонту
Потолок белком побелишь,
Это будет лучше мела”
Был совсем не прав Владимир
В чём, а ну ка разберись.
Вот сегодня и разберёмся, чём же был неправ Владимир?
Каждая группа получает вопросы на карточках
Карточка № 1:
1. Определение и состав белков.
2. История открытия белков. (стр. 205)
3. Классификация белков:
а). по составу;
б). по функциям (сообщения уч-ся)
4. Структура белков (1ая, 2ая, 3ая, 4ая). (стр. 206 - 207).
Работа с учебником (А.М. Цветков Москва “Владос” 2006) стр. 203-208
1. Определение и состав белков. (слайд 4,5,6,7,8)
2. История открытия белков. (стр. 205) (слайд 9)
3. Классификация белков:
а). по составу; (слайд 10)
б). по функциям (сообщения уч-ся) (Слайд 15-22)
4. Структура белков (1ая, 2ая, 3ая, 4ая
). (стр. 206 - 207). (Слайд 11-14)
(Ответы учащихся по вопросам карточки с использованием презентации).
По функциям белков зачитываются сообщения учащихся, остальные уч-ся в тетрадях чертят таблицу, и её заполняют самостоятельно по ходу сообщения учащихся:
Функции белков
Функция белка | Название белка | Значение белка |
Строительная | Коллаген, склеротин, эластин. | Клеточные мембраны, покровные ткани, волосы, хрящи. |
Транспортная | Гемоглобин, гемоциатин. | Накопление и транспорт по организму важных веществ. |
Энергетическая | Казеин, альбумин | Один из источников энергии в клетке |
Двигательная | Миозин, актин | Сократительные белки основа мышечной ткани |
Защитная | Антитела, фибриноген. | Предохраняет организм от вторжения чужеродных белков и микроорганизмов и от повреждения |
Сигнальная | Рецепторы. | Приём сигналов из внешней среды и передача информации в клетку |
Регуляторная | Инсулин, глюкагон | Поддерживают постоянную концентр. в-в в крови и клетках. |
Каталитическая | Триплен, полимеразы, рибонуклеазы. | Ускоряют биохимические реакции в клетках организма. |
Карточка № 2:
-
Физические свойства белков. -
Денатурация белков (стр.208) -
Хим. Свойства белков:
(взаимодействие белков со щёлочью и кислотой).
Уравнение реакции образования дипептида: (глицин + цистеин). (стр.205)
-
Гидролиз белков. (написать уравнение реакции). (стр. 208).
Работа с учебником (А.М. Цветков Москва “Владос” 2006) стр. 203-208
-
Физические свойства белков. (Слайд № 23-24) -
Денатурация белков (Слайды №25) -
Хим. Свойства белков: (Слайд 30) (взаимодействие белков со щёлочью и кислотой). Уравнение реакции образования дипептида: (глицин + аланин). -
Гидролиз белков. (написать уравнение реакции). (слайд 28)
(Ответы учащихся по вопросам карточки с использованием презентации).
Денатурация может привести: (Выводы делает учитель). (слайд 25)
-
К нарушению антигенной чувствительности белка; -
Блокированию ряда иммунологических реакций; -
Нарушению обмена веществ; -
Воспалению слизистой оболочки органов пищеварения (гастрит); -
Камнеобразованию (камни имеют белковую основу).
Но есть процесс обратный денатурации – это ренатурация. (происходит восстановление структуры белка).
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум.
Инструкция № 1
В пробирку наливаете 2 мл раствора куриного белка и нагреваете на пламене спиртовки до кипения. Что наблюдаете? Чем обусловлено помутнение раствора? После охлаждения раствора добавьте воды. Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
Инструкция № 2 Цветные реакции на белки.
Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей)
К 2 мл раствора белка добавьте 2 мл 10% раствора NaOH, а затем 2-3 капли CuSO4. Что наблюдаете? Что это доказывает?
Инструкция № 3
Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках).
К 2мл раствора белка добавьте 0,5 мл конц. HNO3 и нагрейте. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
Инструкция № 4
Горение белков.
Даны 2 нитки – х/б и шерстяная. Подожгите их. Как вы определили шерстяную нитку? Какой можно сделать вывод?
Сейчас вы проведёте опыт в соответствии с инструкцией № 1.
И какой сделаете вывод?
Вывод учащихся:
Произошла денатурация. Процесс является необратимым, так как после охлаждения и добавления воды раствор остаётся мутным.
Учитель: В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой переработке, т.к. происходит денатурация. А при этом белок теряет свои свойства и имеет доступ к молекуле ферментов желудочно-кишечного тракта. Учёные предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией.
А как влияет алкоголь на структуру белков? Для этого я проведу опыт.
Демонстрационный опыт: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.
В стакан налили спирт, в него опустили в него кусочек сырого мяса. – что наблюдаете?
(Через несколько минут он приобретает вид варёного мяса) Почему?
Ученик: Происходит денатурация белка.
Реакция гидролиза: (ответ учащегося). Вывод: Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма. (слайд 28)
Какие реакции ещё характерны для белков
Продолжим вашу исследовательскую работу в соответствии с инструкциями 2,3,4, и по ходу работы делаете выводы.
Инструкция № 2
Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей) (слайд 27)
Инструкция № 3
Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). (слайд 26,29)
Инструкция № 4
Горение белков.
Выводы учащихся по результатам проведённого практимума:
1. Мы наблюдаем окрашивание белка в красно-фиолетовый цвет. Это доказывает наличие пептидных связей у белков.
2. Во втором опыте мы наблюдаем окрашивание белка в жёлтый цвет. Это качественная реакция на белки.
3. В третьем опыте мы чувствуем запах жжёной шерсти. Значит это шерстяная нить.
Вернёмся к стихотворению. Где совершил ошибки Борис? (краткий анализ стихотворения).
Ребята, эпиграф нашего урока: “Жизнь – есть способ существования белковых тел”. А как вы можете объяснить эти слова? Беседа с учащимися по эпиграфу.
Вывод (делает учитель):
Первый белок, с которым мы знакомимся в жизни – это белок куриного яйца, он называется альбумин. Он хорошо растворим в воде, при нагревании сворачивается, а при долгом хранении в тепле разрушается – яйцо протухает.
Белок пепсин, содержащийся в желудочном соке, сам способен разрушать другие белки (это нужно для пищеварения).
Белок интерферон применяется при лечении насморка и гриппа, т.к.он убивает вирусы. вызывающие эти болезни.
Для закрепления новых понятий ответим с вами на вопросы теста. Каждая группа получает одинаковые вопросы. Если одна группа отвечает, другие группы могут исправлять (1 балл). Правильный ответ – 2 балла.
Тест
1) Первичная структура белка поддерживается за счет связей:
а) сложноэфирных; б) ионных; в) пептидных; г) водородных.
2) Аминокислоты – мономеры:
а) углеводов; б) жиров; в) аминов; г) белков.
3) Белки подвергаются реакции:
а) денатурации; б) полимеризации; в) гидрирования; г) поликонденсации.