Файл: Белки природные высокомолекулярные вещества. Свойства белков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

“Белки – природные высокомолекулярные вещества. Свойства белков».


Цель урока:

  1. Расширить знания о белках как природных полимерах. Познакомить учащихся с составом, строением, свойствами и функциями белков.

  2. Осуществить межпредметные связи с биологией для развития познавательного интереса учащихся.

  3. Продолжить формирование умений, чётко формулировать и высказывать свои мысли. Учить учащихся работать в группе, воспитывать самостоятельность мышления в учебной деятельности.

  4. Формировать элементы исследовательской работы. Умение делать выводы

  5. Продолжить формирование ответственного отношения к учёбе.

Основные понятия: полипептид, структура белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), состав белков (протеины, протеиды), денатурация, ренатурация, гидролиз белков. Цветные реакции на белки.

Планируемые результаты обучения: Знать определение и состав белков. Знать структуры белков. Уметь проводить реакции на белки, делать выводы, составлять химические реакции на белки. Знать понятия: денатурация, ренатурация.

Тип урока: Комбинированный урок: изучение новых знаний путём использования технологии “Развитие критического мышления”, работа в группах, парах, фронтальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раствор куриного белка, HNO3(конц.), NaOH, CuSO4, шерст. х/б нитки, спиртовка, спички, стеклянная палочка, пробирки, этиловый спирт, сырое мясо.

План урока:

1.Определение и состав белков.
2.История открытия белков.
3.Классификация белков: а) состав белков; б) функции белков;
4. Структуры белков.
5. Свойства белков: а) физические св-ва;  б) химические св-ва;

Ход урока


Эпиграф урока:

Жизнь – есть способ  существования белковых тел”

Ф. Энгельс.

I. Вызов.


Учитель: Какие питательные вещества входят в состав пищи?

Ученик: Белки, жиры и углеводы.

Учитель: Какие группы веществ мы уже изучили?

Ученик: Жиры и углеводы.

Учитель: Значит о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик: О белках.

Учитель: Сегодня на уроке мы расширим знания о белках как природных полимерах, изучим состав, строение, классификацию белков. Изучим,
какие структуры имеют белковые молекулы, изучим свойства белков путём проведения лабораторных работ. Класс разделили на 4 микрогруппы, работать будем в группах, парах.

План нашего урока (слайд № 3).

Урок начнём с повторения:представитель каждой группы выходит к доске и отвечает на вопрос.

  1. Какие соединения называются аминокислотами?



  1. Какие функциональные группы входят в состава аминокислот?



  1. Как дать название аминокислоте?



  1. Какие виды изомерии характерны аминокислотам?



  1. Какие аминокислоты называют незаменимыми? Привести примеры.



  1. Обладают ли аминокислоты амфотерными свойствами? И какие соединения называют амфотерными?



  1. Какие соединения называют пептидами?



  1. Какая группа атомов называется пептидной?

II.Осмысление


Изучение нового материала, я начну со стихотворения:

Вова глядя в потолок
Рассуждает про белок:
“Знаю, в каждом организме.
Есть белки, основа жизни.
Из белков мозги и тело,
А ещё они все белые
Скажем, взять белок яйца
Как бела яичница.
Видно правда есть резон тут
Запасать белок к ремонту
Потолок белком побелишь,
Это будет лучше мела”
Был совсем не прав Владимир
В чём, а ну ка разберись.

Вот сегодня и разберёмся, чём же был неправ Владимир?

Каждая группа получает вопросы на карточках

Карточка № 1:

1. Определение и состав белков.

2. История открытия белков. (стр. 205)

3. Классификация белков:

а). по составу;

б). по функциям (сообщения уч-ся)

4. Структура белков (1ая, 2ая, 3ая, 4ая). (стр. 206 - 207).

Работа с учебником (А.М. Цветков Москва “Владос” 2006) стр. 203-208
1. Определение и состав белков. (слайд 4,5,6,7,8)

2. История открытия белков. (стр. 205) (слайд 9)

3. Классификация белков:

а). по составу; (слайд 10)

б). по функциям (сообщения уч-ся) (Слайд 15-22)

4. Структура белков (1ая, 2ая, 3ая, 4ая

). (стр. 206 - 207). (Слайд 11-14)

(Ответы учащихся по вопросам карточки с использованием презентации).

По функциям белков зачитываются сообщения учащихся, остальные уч-ся в тетрадях чертят таблицу, и её заполняют самостоятельно по ходу сообщения учащихся:

Функции белков

Функция белка

Название белка

Значение белка

Строительная

Коллаген, склеротин, эластин.

Клеточные мембраны, покровные ткани, волосы, хрящи.

Транспортная

Гемоглобин, гемоциатин.

Накопление и транспорт по организму важных веществ.

Энергетическая

Казеин, альбумин

Один из источников энергии в клетке

Двигательная

Миозин, актин

Сократительные белки основа мышечной ткани

Защитная

Антитела, фибриноген.

Предохраняет организм от вторжения чужеродных белков и микроорганизмов и от повреждения

Сигнальная

Рецепторы.

Приём сигналов из внешней среды и передача информации в клетку

Регуляторная

Инсулин, глюкагон

Поддерживают постоянную концентр. в-в в крови и клетках.

Каталитическая

Триплен, полимеразы, рибонуклеазы.

Ускоряют биохимические реакции в клетках организма.



Карточка № 2:

  1. Физические свойства белков.

  2. Денатурация белков (стр.208)

  3. Хим. Свойства белков:

(взаимодействие белков со щёлочью и кислотой).

Уравнение реакции образования дипептида: (глицин + цистеин). (стр.205)

  1. Гидролиз белков. (написать уравнение реакции). (стр. 208).

Работа с учебником (А.М. Цветков Москва “Владос” 2006) стр. 203-208

  1. Физические свойства белков. (Слайд № 23-24)

  2. Денатурация белков (Слайды №25)

  3. Хим. Свойства белков: (Слайд 30) (взаимодействие белков со щёлочью и кислотой). Уравнение реакции образования дипептида: (глицин + аланин).

  4. Гидролиз белков. (написать уравнение реакции). (слайд 28)


(Ответы учащихся по вопросам карточки с использованием презентации).

Денатурация может привести: (Выводы делает учитель). (слайд 25)

  • К нарушению антигенной чувствительности белка;

  • Блокированию ряда иммунологических реакций;

  • Нарушению обмена веществ;

  • Воспалению слизистой оболочки органов пищеварения (гастрит);

  • Камнеобразованию (камни имеют белковую основу).

Но есть процесс обратный денатурации – это ренатурация. (происходит восстановление структуры белка).

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум.

Инструкция № 1

В пробирку наливаете 2 мл раствора куриного белка и нагреваете на пламене спиртовки до кипения. Что наблюдаете? Чем обусловлено помутнение раствора? После охлаждения раствора добавьте воды. Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Инструкция № 2 Цветные реакции на белки.

Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей)

К 2 мл раствора белка добавьте 2 мл 10% раствора NaOH, а затем 2-3 капли CuSO4. Что наблюдаете? Что это доказывает?
Инструкция № 3

Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках).

К 2мл раствора белка добавьте 0,5 мл конц. HNO3 и нагрейте. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Инструкция № 4

Горение белков.

Даны 2 нитки – х/б и шерстяная. Подожгите их. Как вы определили шерстяную нитку? Какой можно сделать вывод?

Сейчас вы проведёте опыт в соответствии с инструкцией № 1.

И какой сделаете вывод?

Вывод учащихся:

Произошла денатурация. Процесс является необратимым, так как после охлаждения и добавления воды раствор остаётся мутным.

Учитель: В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой переработке, т.к. происходит денатурация. А при этом белок теряет свои свойства и имеет доступ к молекуле ферментов желудочно-кишечного тракта. Учёные предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией.

А как влияет алкоголь на структуру белков? Для этого я проведу опыт.

Демонстрационный опыт: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.

В стакан налили спирт, в него опустили в него кусочек сырого мяса. – что наблюдаете?

(Через несколько минут он приобретает вид варёного мяса) Почему?


Ученик: Происходит денатурация белка.

Реакция гидролиза: (ответ учащегося). Вывод: Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма. (слайд 28)

Какие реакции ещё характерны для белков

Продолжим вашу исследовательскую работу в соответствии с инструкциями 2,3,4, и по ходу работы делаете выводы.

Инструкция № 2

Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей) (слайд 27)

Инструкция № 3

Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). (слайд 26,29)

Инструкция № 4

Горение белков.

Выводы учащихся по результатам проведённого практимума:

1. Мы наблюдаем окрашивание белка в красно-фиолетовый цвет. Это доказывает наличие пептидных связей у белков.
2. Во втором опыте мы наблюдаем окрашивание белка в жёлтый цвет. Это качественная реакция на белки.
3. В третьем опыте мы чувствуем запах жжёной шерсти. Значит это шерстяная нить.

Вернёмся к стихотворению. Где совершил ошибки Борис? (краткий анализ стихотворения).

Ребята, эпиграф нашего урока: “Жизнь – есть способ существования белковых тел”. А как вы можете объяснить эти слова? Беседа с учащимися по эпиграфу.

Вывод (делает учитель):

Первый белок, с которым мы знакомимся в жизни – это белок куриного яйца, он называется альбумин. Он хорошо растворим в воде, при нагревании сворачивается, а при долгом хранении в тепле разрушается – яйцо протухает.

Белок пепсин, содержащийся в желудочном соке, сам способен разрушать другие белки (это нужно для пищеварения).

Белок интерферон применяется при лечении насморка и гриппа, т.к.он убивает вирусы. вызывающие эти болезни.

Для закрепления новых понятий ответим с вами на вопросы теста. Каждая группа получает одинаковые вопросы. Если одна группа отвечает, другие группы могут исправлять (1 балл). Правильный ответ – 2 балла.

Тест

1) Первичная структура белка поддерживается за счет связей:

а) сложноэфирных; б) ионных; в) пептидных; г) водородных.

2) Аминокислоты – мономеры:

а) углеводов; б) жиров; в) аминов; г) белков.

3) Белки подвергаются реакции:

а) денатурации; б) полимеризации; в) гидрирования; г) поликонденсации.