Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение нормы обязательного резервирования;
2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
3) операции на открытом рынке.
Как любая государственная политика, денежно-кредитная представляет собой деятельность органов государственной власти и управления, направленную на определенную сферу общественных отношений1.
Непосредственными объектами денежно-кредитной политики (тем, на что она воздействует в первую очередь) являются денежная масса (деньги) и процентная ставка (или ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты). Денежная масса и ее объем имеют решающее значение в денежно-кредитном регулировании. Что же она собой представляет?
Денежная масса включает в себя совокупность наличных денег в обращении (вне банков), а также остатков средств на расчетных и текущих счетах и депозитах нефинансовых организаций и физических лиц (так называемый агрегат М2).
Как известно, бумажные наличные деньги являются по сути находящимися в обращении долговыми обязательствами государства перед населением, а деньги на банковских счетах – долговыми обязательствами коммерческих банков или сберегательных учреждений. Действительной стоимости такие деньги не имеют (одни из них – кусок бумаги, другие – запись в документах). Что касается металлических денег, то, как известно, их действительная стоимость меньше номинальной. И государство не обязано обменивать имеющиеся у населения деньги на какое-то определенное количество золота или другого драгоценного металла.
В результате возникает необходимость «управлять» денежным предложением, то есть обеспечивать в обращении то количество денег, которое необходимо для нормального развития экономики страны. По мнению большинства экономистов, управлять денежным предложением благоразумнее, чем связывать его с золотом или другим товаром, предложение которых произвольно и капризно меняется.
Управление денежным предложением со стороны государства стало возможным к середине ХХ века, когда в США и развитых капиталистических странах Европы произошло становление двухуровневой банковской системы. Центральные банки государств получили возможность с помощью определенных методов и инструментов регулировать денежные потоки коммерческих банков, воздействуя, таким образом, на всю имеющуюся в стране денежную массу.
В свою очередь роль коммерческих банков в воздействии на денежную массу определяется их способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Состоит она в том, что в условиях безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, то есть увеличиваться в определенных размерах (кредитная мультипликация). Величина мультипликатора определяется как 1/r, где r – норма обязательных резервов, устанавливаемая центральным банком.
Предположим, коммерческий банк привлек депозиты на сумму 100 тыс. руб. При условии, что норма обязательных резервов равна 0, он может предоставить экономике кредиты на сумму 100 тыс. руб., что единовременно увеличит денежную массу. Если учесть, что все выданные средства также пойдут в банки, которые также выдадут кредиты, то общий объем денежной массы увеличится на неопределенную величину. Для ограничения данного процесса и контроля центральный банк вводит норму обязательных резервов, например, в сумме 20 %. В этом случае первый банк сможет выдать уже не 100 тыс. руб., а только 80 тыс. руб., второй – 64 тыс. руб. (80 – 16) и т.д. В результате денежная масса (М) увеличится лишь в пять раз.
В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно: М=D/r, где D – первоначальный вклад.
Способность банковской системы создавать деньги опирается на предпосылку, согласно которой коммерческие банки готовы использовать свои возможности для создания денег с помощью кредитования, а домохозяйства и предприятия готовы занимать. Однако в действительности готовность банков давать ссуды циклически меняется. Так, когда царствует процветание, банки могут расширить кредит до максимума своих возможностей, так как ссуды являются приносящими доход активами, и в хорошие времена невелик страх того, что заемщики не возвратят ссуду. В результате коммерческие банки могут способствовать чрезмерному совокупному спросу и нагнетанию инфляции.
«Наоборот, когда на экономическом горизонте появляются тучи депрессии банкиры поспешно берут назад свои предложения о займах, стремясь к безопасной ликвидности…, даже если для этого потребуется пожертвовать потенциальным доходом от процента. Банкиры могут опасаться крупномасштабных изъятий вкладов паникующим населением и сомневаться в способности заемщиков выплатить ссуду. Неудивительно, что в годы «Великой депрессии» 1930-х годов банки обладали значительными избыточными резервами, но кредитование находилось в глубоком упадке. Общеизвестно, что во время спада банки могут понижать денежное предложение, сокращая кредитование. Такое противодействие денежному предложению имеет тенденцию сдерживать совокупный спрос и усиливать спад. Стремительное сокращение денежного предложения способствовало развитию «Великой депрессии» 1930-х годов»
2.
Конечной целью денежно-кредитной политики является экономический рост, полная занятость, стабильность цен и национальной валюты, в идеале это помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая3.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
2.2.Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Прямые (директивные) методы — административные меры в форме различных требований и норм центрального банка, определяющие объём денежного или кредитного предложения, а также процентные ставки на финансовом рынке. К ним относятся обязательные резервные требования, лимиты на кредитный портфель или привлечение депозитов, прямые ограничения процентных ставок по кредитам или депозитам. Прямые методы дают быстрый экономический эффект, поскольку оказывают непосредственное, хотя и нерыночное влияние на конъюнктуру финансовых рынков. При активном использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются. До 1990-х гг. прямые методы использовались в экономически развитых странах до начала процесса либерализации финансовых рынков.
Прямые методы могут также принимать форму селективного (избирательного) воздействия на субъекты денежно-кредитной политики. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят, в основном, директивный характер. Благодаря им решаются частные задачи, такие как ограничение или стимулирование выдачи кредитов некоторыми банками, а также рефинансирование на льготных условиях. Селективные методы часто используются по отношению к банкам, находящимся в государственной собственности или по инструментам нерыночного характера, например, по специальным инструментам рефинансирования сельского хозяйства или инфраструктурных проектов.
Косвенные (рыночные) методы — операции центрального банка, которые оказывают влияние на финансовые рынки путём их изменения конъюнктуры. К ним относятся операции на открытом рынке и операции постоянного действия. Косвенные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам является следствием либерализации и дерегулирования финансовых рынков, снижения степени вмешательства правительства в экономику, в том числе за счет приватизации в финансовом секторе, а также повышения степени независимости центрального банка
[
Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).4
Охарактеризуем общие методы кредитно-денежной политики.
Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Она активно применяется с середины ХIХ века. Возникновение этого метода было связано с превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учётную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.
Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIX - начале ХХ в. В 30 – 40-х годах прошлого столетия Центральные банки проводили рекомендованную Дж. М. Кейнсом политику "дешёвых денег", т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 год учётная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 год - 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х годов во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры, но в целом значение этого метода по сравнению с другими значительно снизилось.
В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а так же организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.5
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования