Файл: Контрольная работа по дисциплине Международное уголовное право.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева»
Институт государственного и международного права
Контрольная работа
по дисциплине «Международное уголовное право»
Выполнила:
студент группы: 301Б-зф-во-сб
Попугаева Анна Владимировна
Проверила:
к.ю.н., доцент кафедры международного и европейского права
Чуркина Людмила Михайловна
ЕКАТЕРИНБУРГ 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задание №1. 3
Задание №2. 10
Задание №3. 18
Задание № 1
ТАБЛИЦА
Сравнительно-правовой анализ международных уголовных судов и трибуналов.
Международные уголовные суды и трибуналы | Причины учреждения | Специфика | Юрисдикция |
Нюрнбергский трибунал | Нюрнбергский процесс - самый известный в мире судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Устав МВТ, определявший полномочия и процедуры данного судебного органа, был принят 8 августа 1945 года после проведения сложных и длительных переговоров в ходе Лондонской конференции — как приложение к межсоюзническому соглашению «О судебном преследовании военных преступников европейских стран оси», впоследствии подписанному девятнадцатью другими странами. | Международный военный трибунал стал первым международным уголовным судом для преследования индивидов за совершенные ими преступления против мира, серьезные военные преступления, преступления против человечности. Закрепленные в Уставе Трибунала и нашедшие отражение в его приговоре положения сохраняют юридическую силу до сих пор. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 года Нюрнбергские принципы были признаны в качестве общепризнанных норм международного права. Они легли в основу норм о тягчайших международных преступлениях, военных преступлениях, геноциде, преступлениях против человечности, квалификации их признаков и состава. В рамках ООН в 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, а также в 1949 году - четырех Женевских конвенций о защите жертв войны. Трибунал стал прообразом для таких международных уголовных судов, как Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный военный трибунал по Руанде, а также Международного уголовного суда, действующего на постоянной основе в соответствии с Римским статутом. Отдельно следует отметить роль СССР в предании нацистских преступников суду. Советский Союз был одним из инициаторов создания Международного военного трибунала. Советские дипломаты внесли существенный вклад при разработке Соглашения о судебном преследовании главных военных преступников в Лондоне 8 августа 1945 года. Сотрудники органов прокуратуры СССР провели огромную работу по подготовке к судебному процессу, при разработке обвинительного акта, поддержанию обвинения и формулированию приговора нацистским преступникам. Поддержание обвинения происходило на высоком профессиональном уровне в условиях гласности и состязательности. Решения Нюрнбергского трибунала оказали глубочайшее воздействие на мировое сообщество в послевоенный период. Принципы, закрепленные в решении МВТ, заложили основу современного уголовного права Российской Федерации, которое базируется на принципах справедливости, гуманности, равенства всех перед законом и судом, неотвратимости наказания. При разработке российского уголовного законодательства применялись положения Нюрнбергских принципов, например статьи 3, 4, 42 Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации. В основу составов преступлений, предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса РФ, легли положения устава и приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге, например статьи 353-356 УК РФ. Пятый принцип, закрепленный в решении МВТ, заключающийся в том, что «каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права», нашел свое отражение в статьях 15-17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. | Юрисдикция распространялась на преступления, влекущие за собой индивидуальную ответственность: - преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; - военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; - преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. |
Международный трибунал по бывшей Югославии | В резолюции от 25 мая 1993 г. № 827 Совет Безопасности ООН определил, что ситуация на территории бывшей Югославии, в частности в Боснии и Герцеговине, а именно массовые убийства, произвольные задержания, практика «этнических чисток», представляет собой «угрозу для международного мира и безопасности» по смыслу гл. VII Устава ООН. Согласно данной резолюции, Совет Безопасности, действуя на основании гл. VII Устава ООН, учредил «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». | МТБЮ рассматривает военные преступления, совершённые на территории Югославии с 1991 года, связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом. Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда. Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальное наказание, которое вправе вынести Трибунал — пожизненное заключение. | К предметной юрисдикции МТБЮ были отнесены серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., преступления геноцида, нарушение законов или обычаев войны и преступления против человечности (ст. 2—5 Устава) |
Международный уголовный суд | Международный уголовный суд (по английский "International Criminal Court", сокращенно — МУС) - первый действующий на постоянной основе международный орган юстиции уголовной направленности, компетенция которого включает действия по преследованию лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления, направленные против человечества. Учрежден он на основании Римского статута, принятого в 1998 году. Начал свою официальную работу с 01.07.2002 года. | В отличие от других международных специальных (ad hoc) и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. | Предметная юрисдикция суда ограничена следующими видами преступлений:1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую, религиозную или иную социальную группу как таковую. 2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно. 3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др. 4. Преступление агрессии (с 2010 г.) В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией. В 2010 году предметная юрисдикция суда расширена: добавлено преступление агрессии. Временная юрисдикция.Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года. Территориальная и персональная юрисдикция.В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС. Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые не были совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством — участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления. |
Специальный суд по Сьерра-Леоне | В начале 90х гг. прошлого столетия в СьерраЛеоне началась гражданская война, в результате которой погибло около 200 тыс. человек. С точки зрения международного права данный вооруженный конфликт в Сьерра-Леоне не был международным. В 1999 г. в Ломе (Того) между противоборствующими группами было заключено мирное соглашение. 14 августа 2000 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1315, в которой поручил Генеральному секретарю провести переговоры с Правительством Сьерра-Леоне об учреждении специального суда, который бы имел полномочия привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений4. Итогом переговоров стало подписание в январе 2002 г. Соглашения между ООН и Правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального суда по Сьерра-Леоне. Частью Соглашения является Устав Суда5. 1 19 января 2002 г. данное Соглашение было ратифицировано Парламентом Сьерра-Леоне. Акт о ратификации внес в законодательство Сьерра-Леоне изменения, необходимые для обеспечения функционирования Суда. | Специальный суд имеет параллельную юрисдикцию с национальными судами Сьерра-Леоне, обладая при этом приоритетом в рассмотрении конкретных дел. Если в каком-либо суде Сьерра-Леоне в производстве находится дело, подпадающее под юрисдикцию Специального суда, он может потребовать его передачу на рассмотрение к себе. | Специальный суд полномочен ó за исключением случаев, предусмотренных в подпункте (2), ó осуществлять судебное преследование лиц, несущих наибольшую ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права и законодательства Сьерра-Леоне, совершенные на территории Сьерра-Леоне с 30 ноября 1996 года, в том числе тех лидеров, которые при совершении таких преступлений поставили под угрозу становление и осуществление мирного процесса в Сьерра-Леоне. 2. Любые нарушения, совершенные участниками операций по поддержанию мира и связанным с ними персоналом, которые находились в Сьерра-Леоне в соответствии с Соглашением о статусе миссии, действовавшим между Организацией Объединенных Наций и правительством Сьерра-Леоне, или соглашениями между Сьерра-Леоне и другими правительствами или региональными организациями или ó в отсутствие такого соглашения ó при условии, что операции по поддержанию мира осуществлялись с согласия правительства Сьерра-Леоне, подпадают под юрисдикцию направившего их государства. 3. В случае, если направившее государство не желает или действительно не способно провести расследование или судебное преследование, Суд может с санкции Совета Безопасности по предложению любого государства осуществить юрисдикцию над такими лицами. |
Задание №2
ТАБЛИЦА
Сравнительно-правовой анализ международных преступлений.
Международные преступления | История правового регулирования запрета на совершение преступления. | Признаки международного преступления. |
Геноцид | В декабре 1946 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 96 (1), в которой геноцид признавался преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН. Однако данный документ детально не определял состава этого преступления, что повлекло необходимость последующего принятия специального международно-правового документа. Спустя два года Генеральной Ассамблеей ООН была едино гласно принята Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Конвенция вступила в силу в 1951 г.1 Термин «геноцид» был впервые определен в 1944 г. польским ученым Р. Лемкиным в книге «Фашистское управление в оккупированной Европе», в которой автор определил геноцид как преступление, нарушающее нормы международного права. Данный термин происходит от греческого «genos» (род) и латинского «caedere» (убивать). По мнению Р. Лемкина, это преступление означает уничтожение определенной национальной или этнической группы. При этом подобные акты не обязательно должны давать мгновенный результат, этот процесс может быть растянут во времени. Акты геноцида, как полагает ученый, направлены, в частности, против культуры, языка, религии и физической целостности определенной группы. В своем научном труде автор обосновывал необходимость принятия, соответствующего международно -правового документа, который квалифицировал бы геноцид в качестве международного преступления. В принятой впоследствии Конвенции 1948 г. нашли отражение многие доктринальные концепции Р. Лемкина, к примеру, о том, что геноцид является международным преступлением вне зависимости от того, совершается ли оно в мирное или военное время, а также о том, что дела о преступлении геноцида может рассматривать специально созданный международный трибунал. В то же время предложенная автором концепция «культурного геноцида» не была воспринята составителями проекта тек ста Конвенции. Позднее Р. Лемкин принимал участие в Нюрнбергском процессе в качестве научного консультанта со стороны США. | В соответствии со ст. 6 «Элементов преступлений» для квалификации Международным уголовным судом деяний в качестве преступления геноцида посредством убийства или причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства одному либо нескольким членам идентифицируемой группы необходимо установить наличие следующих элементов, характеризующих объективную и субъективную стороны преступления: — исполнитель убил одно или несколько лиц либо при чинил серьезные телесные повреждения или умственное расстройство одному или нескольким лицам; — такое лицо или лица принадлежали к конкретной национальной, этнической, расовой либо религиозной группе; — исполнитель имел умысел уничтожить полностью или частично эту национальную, этническую, расовую либо религиозную группу как таковую; — это деяние имело место в контексте явной линии аналогичного поведения, направленного против этой группы, или являлось поведением, которое само по себе могло привести к такому уничтожению. При квалификации преступления в качестве геноцида посредством умышленного создания таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение определенной группы, к вышеперечисленным элементам добавляется следующий элемент—жизненные условия были рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение такой группы. При этом термин «жизненные условия» может включать умышленное лишение ресурсов, насущно необходимых для выживания, таких как продовольствие, медицинское обслуживание, или систематическое изгнание из жилищ, но не ограничиваться ими. При квалификации деяния в качестве преступления геноцида, совершенного посредством принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в определенной группе, и посредством насильственной передачи детей из идентифицируемой группы необходимо наличие следующих элементов, характеризующих объективную и субъективную стороны преступления: — исполнитель принял определенные меры в отношении одного или нескольких человек; — такое лицо или лица принадлежали к конкретной национальной, этнической, расовой или религиозной группе; — исполнитель имел умысел уничтожить полностью или частично эту национальную, этническую, расовую либо религиозную группу как таковую; — принятые меры были рассчитаны на предотвращение деторождения в рамках этой группы; — указанные деяния имели место в контексте явной линии аналогичного поведения, направленного против этой группы, или являлись поведением, которое само по себе могло привести к такому уничтожению; — исполнитель осуществил насильственную1 передачу одного или нескольких человек; — передача была осуществлена из одной человеческой группы в другую; — такое лицо или лица были в возрасте младше 18 лет, и исполнитель знал или должен был знать, что это лицо или лица были в возрасте младше 18 лет. |
Преступления против человечности | Первоначально массовые преступления против гражданского населения на международно-правовом уровне были квалифицированы в качестве преступлений против человечества и цивилизации в совместной Декларации 1915 г., принятой Россией, Великобританией и Францией, применительно к преступным деяниям турок в отношении армян. Впоследствии систематические, широкомасштабные преступления против гражданских лиц получили международно-правовую квалификацию в качестве преступлений против человечности. В перечень преступных деяний на договорно-правовом уровне традиционно входят: убийства, истребление, порабощение, пытки, заключение в тюрьму, депортация, насильственные исчезновения людей, преследование по расовым, политическим или религиозным мотивам, преступление апартеида и другие преступления, направленные против гражданского населения. Таким образом, объектом преступлений против человечности являются права и свободы гражданского населения. Как и в случае преступления геноцида, объективная сторона преступлений против чело_ вечности предполагает не только совершение активных действий, но и преступное бездействие. Непринятие соответствующих мер для прекращения совершающихся преступлений против гражданских лиц также является преступлением. | Существует шесть признаков данных преступлений: -Они происходят, не принимая во внимание ситуацию в обществе. То есть преступления такого рода могут произойти как в военное, так и в мирное время. При этом совершенно не важна связь с рядом иных незаконных деяний. В качестве исключения выступает преследование какой-либо обособленной общности или группы, которая идентифицируется по ряду сходных признаков. Кроме этого, для последнего важно происходить вместе с рядом иных деяний, которые по отдельности нельзя воспринимать как преступление против человечности. -Данные незаконные деяния направлены против гражданского населения и всех гражданских лиц. В качестве как преступника, так и жертвы могут выступать граждане одной страны или же у них могут быть определенные общие черты. Но это не имеет никакого значения в квалификации поступка. -Данные преступления происходят как широкомасштабные или систематические нападения. В качестве нападения выступает такой вид поведения, в состав которого входит множество действий насильственного характера. Если же мы говорим о широкомасштабном характере, то подразумеваем большое количество жертв. Для систематичности же свойственно иметь высокий уровень организованности, который вытекает из методичной реализации определенного плана или политики страны или компании. Иными словами, множество нападений происходят для того, чтобы провести политику страны или компании, которая направлена на осуществление данного нападения, или же для того, чтобы содействовать данной политике. Выражение данной политики допустимо в двух аспектах. Первое, это то, что страна или компания на активной основе поощряет реализацию данного нападения на гражданское население или подстрекает к этому. Второе, это создание иных условий для данных действий. Имея исключительные обстоятельства, для данной политики характерно выступать в качестве преднамеренного бездействия, сознательно нацеленного на подстрекательство к данному нападению. В качестве же компаний выступает ряд государственных органов, организаций или учреждений, различных вооруженных сил и иных вооруженных формирований самопровозглашенной страны, политических партий и движений и т.д. -Субъект незаконного деяния осознает то, что его нападение на гражданское население имеет широкомасштабный или систематический характер. Иными словами, лицо понимает обстановку осуществления незаконного деяния. -Совершаются бесчеловечные акты при условиях вышеуказанного нападения. Признаком бесчеловечности является то, что данные действия не свойственны для человеческого естества, направлены против личности и ее основных прав и свобод. -Преступления совершаются как акты преследования. Речь идет о наличии политического, расового, национального, этнического, культурного, религиозного, гендерного или иного основания, которое во всем мире воспринимается как недопустимое. |
Военные преступления | Понятие и перечень военных преступлений были даны в уставе Нюрнбергского трибунала. К ним отнесены нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления (ст. 6). В дальнейшем четырьмя Женевскими конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны — этот перечень преступлений был расширен. Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. к военным были отнесены военные преступления, как они определены в уставе Нюрнбергского военного трибунала, в том числе и «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г | Международное гуманитарное право содержит значительное количество достаточно подробно сформулированных норм, однако, далеко не каждое их нарушение является преступлением. Апелляционная камера Международного трибунала по бывшей Югославии сформулировала ряд условий, позволяющих установить какие именно нарушения относятся к разряду военных преступлений и, соответственно, влекут индивидуальную уголовную ответственность: - нарушение должно представлять собой нарушение нормы международного гуманитарного права; - норма должна иметь обычно-правовой характер, либо, если она относится к договорному праву, должны быть соблюдены необходимые условия; - нарушение должно быть «серьезным»; - в соответствии с обычным или договорным правом, нарушение нормы должно влечь индивидуальную уголовную ответственность лица, нарушившего ее. |
Агрессия | Квалификация агрессивной войны в качестве международно-противоправного деяния стала закрепляться в начале XX в. В разработанном в рамках Лиги Наций Женевском протоколе о мирном разрешении международных споров 1924 г. указывалось, что «агрессивная война составляет международное преступление». В Декларации об агрессивных войнах 1927 г. было констатировано, что «всякая агрессивная война является и остается запрещенной». Положения пакта Бриана — Келлога 1928 г. осудили обращение к войне для урегулирования международных споров и предусматривали отказ от войны в качестве орудия национальной политики. Закрепление положений об агрессивной войне было и в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, согласно которой преступления против мира включали: планирование, под готовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений и заверений либо участие лица в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий. В то же время не совсем точно утверждать, что данная статья содержит четкую квалификацию преступлений против мира в качестве международного преступления. Речь идет только о преступлении, подсудном Трибуналу, т. е. о том, что в отношении деяний, перечисленных в ст. 6 Устава, Трибунал осуществлял предметную юрисдикцию. Общая квалификация преступлений против мира в качестве международного преступления на универсальном уровне была дана позже — в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, подтвердившей «принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала». В 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Определение агрессии». Согласно ее положениям, агрессия является «преступлением против международного мира», влечет международную ответственность и состоит в «применении вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении». Статья 3 указанного документа содержит подробный (но не исчерпывающий) перечень действий, которые должны быть квалифицированы в качестве акта агрессии. | Понятие агрессии дано в резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН (ст. 1). К актам агрессии относятся: а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равно- сильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них (ст. 3). Перечень указанных актов агрессии не является исчерпывающим. Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 резолюции). |
Задание №3
Соотношение международной индивидуальной уголовной ответственности и ответственности государства.
Ответ:
В ходе первого международного судебного процесса по рассмотрению дел о совершении международных преступлений (Нюрнберг, 1945—1946 гг.) была обозначена важная юридическая проблема — какого рода ответственность за нарушение норм международного права несут государство и индивид. Представители защиты подсудимых настаивали на допустимости исключительно ответственности государства и, соответственно, на «уголовном иммунитете» индивидов в силу того, что только государства являются субъектами международных правоотношений. Также со ссылкой на «доктрину государственного акта» утверждалось, что за нарушение норм международного права не могут быть наказаны отдельные физические лица — международное право налагает обязанности на государства, но не на отдельных лиц, следовательно, и наказанию за нарушение норм международного права подлежит только государство. Один из защитников подсудимых утверждал: «Если германская империя в известном случае начала наступление вопреки еще действующему договору о ненападении, то она совершила международный деликт и должна отвечать за него по нормам международного права... Только империя, но не отдельное лицо...».1
Трибунал отверг данные доводы, отметив, что «международное право налагает долг и обязанности на отдельных лиц так же, как и на государства» и что «преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права».2
Очевидно, что речь в данном случае идет о различных видах ответственности: «Ответственность физических лиц запреступления против мира... представляет собой качественно иную категорию, чем ответственность государства заагрессию». 3Высказывается сходное мнение о том, что «государство и другие юридические лица могут и должны нести политическую и материальную ответственность за преступления против человечества, но субъектами уголовнойответственности могут быть лишь физические лица... Государство не безответственно, но эта ответственность является политической, материальной, моральной, а не уголовно правовой».
4
Факт изъятия индивидов, виновных всовершении преступлений против мира, из юрисдикции государства-агрессора, в данном случае Германии и Японии,является ограничением его суверенитета и, следовательно,одним из проявлений политической ответственности государства. Уголовная ответственность индивидов международная ответственность государств друг друга не исключают:«Общепризнанный... принцип международной уголовнойответственности индивидов за преступления против мира и человечества является важным и необходимым дополнением института международной ответственности государства за агрессию как тяжкое международное преступление».5
Об ответственности государства Итогом исследования в рамках КМП вопроса об ответственности государств за нарушения норм международного права стала разработка Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. В декабре 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 56/589, в качестве приложения содержащую данные Статьи. В ст. 1 указано: «Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства». Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии:
1) присваивается государству по международному праву;
2) представляет собой нарушение международно-правового обязательства данного государства (ст. 2). Квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На нее не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутреннему праву.6
Положения данных Статей в целом применимы к любому противоправному деянию государства. При этом в процессе обсуждения проекта Статей наибольшую остроту приобрели проблемы выделения наиболее тяжких правонарушений в особую категорию и определение их в качестве преступления.7 Изначально сам термин «международное преступление» государства, его международно-правовое содержание порождали различные точки зрения. Условно их можно разделить следующим образом:
— признание концепции уголовной ответственности государства в случае совершения международного преступления (В. Пелла, К. Салданья, Г. Д. де Вабр и др.). Данная позиция получила широкое распространение в период между Первой и Второй мировыми войнами;
— признание исключительно концепции международно-правовой ответственности государства, отрицание ее уголовно-правового характера (А. Н. Трайнин, П. Курис, Д. Б. Левин, Г. И. Тункин, И. И. Лукашук, Дж. Кроуфорд и др.). Суть данной позиции в том, что выделение среди международно-противоправных деяний отдельной категории наиболее тяжких деликтов, а именно преступлений, не может обусловливать изменение юридического характера ответственности за их совершение - международно-правовая ответственность государства в силу факта совершения им международного преступления не трансформируется в уголовно-правовую ответственность; при этом, очевидно, ответственность государства за наиболее тяжкие деликты будет иметь свою специфику, в том числе в отношении соответствующих правовых последствий.
8
Первые международно-правовые попытки установить международную уголовную ответственность физических лиц имели место в положениях Версальского и Трианонского мирных договоров (1919 г.). Процессуальные основы преследования физических лиц за преступление терроризма заложила Конвенция об учреждении Международного уголовного суда (1937 г.).
Коллективная сущность преступлений по международному праву не освобождает от необходимости решения вопроса об индивидуальной уголовной ответственности. Задача международного уголовного права в этом процессе является более существенной, нежели “просто” определение индивидуальных вкладов в совершение преступлений коллективными усилиями субъектов. Еще одна, не менее существенная сложность заключается в оценке каждого индивидуального вклада в совершение преступления. Следует иметь в виду, что по мере физического “удаления” субъекта от преступления мера уголовной ответственности не понижается; фактически она нередко повышается.9 Типичным примером является Адольф Эйхман, “убийца в кресле”, который отправил на смерть тысячи человек, самостоятельно не подняв руки даже на одного из пострадавших.
Статья 25(3) Статута МУС подробно регулирует правоотношения индивидуальной уголовной ответственности и проводит различие между несколькими формами преступного соучастия; к преступлению агрессии, представляющему собой “преступление высших должностных лиц государства”, состав которого предусматривает ограниченный круг возможных субъектов и особенности объективной стороны, соответственно, применяются специальные нормы.10 Данное положение впервые систематизирует требования, предъявляемые к соучастию в соответствии с международным обычным правом, в некоторой степени дополняя и изменяя их. Оно предусматривает совершение преступления лицом индивидуально, совместно с другим лицом и соучастие в формах отдачи приказа, побуждения или содействия совершению преступления по международному праву. Напротив, в международном обычном праве не существует непосредственного основания для концепции совершения преступления через другое лицо, упомянутой в статье 25(3)(a) Статута МУС176; такой же вывод можно сделать и в отношении положения о совершении преступления группой лиц, которое было включено в текст в качестве замаскированного правила о “заговоре”. В свою очередь, статьи 25(3)(e) и (f) Статута МУС не затрагивают формы соучастия, а криминализируют определенные подготовительные действия – а именно: подстрекательство к совершению геноцида и покушение на совершение преступления.