Файл: Отчет по практической работе 1 Коммуникативные качества речи. Стили речи.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра «Государственное управление и социология региона»
Отчет
по практической работе №1
«Коммуникативные качества речи. Стили речи»
По дисциплине
«Русский язык и деловые коммуникации»
Выполнил: студент 22ВЭГ1
группы 1 курса
Мишанов А.В.
Проверил: доцент
Семянкова О. И.
Пенза 2023
Цель: формирование способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5), в частности: реализация теоретических знаний об особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка; реализация теоретических знаний о коммуникативных качествах речи; умение применять стилистические нормы при разграничении функциональных стилей; умение распознавать нарушения коммуникативных качеств речи в предлагаемых предложениях и редактировать их; овладение навыками синтеза текстов различной стилевой принадлежности.
Практическая часть
Упражнение 1. В предложениях, приведенных ниже, найдите
нарушения коммуникативных качеств речи. Исправьте предложения. В скобках укажите, какое коммуникативное качество речи было нарушено в исходном варианте.
1. Каждый работник должен обладать собственным мнением, обязательно совпадающим с мнением начальника. (Логичность)
Каждый работник должен обладать собственным мнением, необязательно совпадающим с мнением начальника.
2. За допущенный прогул инженеру Зайцеву объявляется выговор с последующим отгулом. (Точность)
За допущенный прогул инженеру Зайцеву объявляется выговор.
3. Я всегда говорю искренне, даже если иногда немного обманываю. (Логичность)
Я иногда говорю искренне, а иногда немного обманываю.
4. Даже самые «безобидные» лекарства принимают строго по назначению врача. Это опасно для здоровья. (Точность)
Все лекарства принимают строго по назначению врача. Принятие лекарственных препаратов без консультации со специалистом – опасно для здоровья.
5. Очень опасный игрок! Вот он стоит в центре поля и ждет, пока к нему придет мяч, чтобы можно было по нему ударить. (Логичность)
Совершенно не опасный игрок! Вот он стоит в центре поля и ждет, пока к нему придет мяч, чтобы можно было по нему ударить.
6. В секции «Брюки» вам предложат: пиджаки, размеры с 44-го по 54-й и даже по 64-й. (Логичность)
В секции «Брюки» вам предложат размеры с 44-го по 64-й.
7. Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете их съесть на ужин! (Понятность)
Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете получить по ним ужин!
8. Наконец-то темную полярную зиму сменила весна. Наступили солнечные дни. Голубое небо, яркое солнце и белый искрящийся снег радуют северян. Причина последнего явления − повреждение глаз лучистой энергией. (Правильность)
Наконец-то темную полярную зиму сменила весна. Наступили солнечные дни. Голубое небо, яркое солнце и белый искрящийся снег радуют северян. Наконец жители северных краёв вновь имеют возможность любоваться живописными лучами весеннего солнца.
9. Уважаемые посетители! Печать ставится только на первого руководителя. (Точность)
Уважаемые посетители! Печать ставится только на подпись первого руководителя.
10. Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и шлепнулся мордой в грязь. (Чистота)
Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и упал на землю лицом вниз.
11. Чистота речи − это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, предполагающее такую речь, в которой нет чуждых литературной речи элементов. (Богатство)
Упражнение 2. Приведенные ниже предложения трансформируйте в конструкции, соответствующие заданным стилям.
1. Идет снег (научный, художественный). Выпадают осадки в виде снега (научный). Пушистые хлопья кружат в воздухе (художественный).
2. Петров И.И. уволен с работы (официально-деловой, художественный, публицистический). Петров И.И. лишился должности (публицистический). Петров И.И. остался у разбитого корыта (художественный). Уволить Петрова И.И. ввиду не выполнения должностных обязанностей (официально-деловой).
3. Селиванов убил Карасева (художественный, публицистический). Потеряв рассудок Селиванов нанёс смертельный удар Карасеву (публицистический). Селиванов с устрашающей ухмылкой наблюдал, как корчится в предсмертных судорогах Карасев (художественный).
4. Молоко прокисло (разговорный, научный). Молоко подверглось химической реакции окисления (научный). Молоко пропало (разговорный).
5. Центральный нападающий забил гол (разговорный, публицистический). Центральный нападающий обходя линию защиты точным ударом отправил мяч в ворота противника (публицистический). Центральный забил потрясающий гол (разговорный).
6. Преподаватель поставил «не зачтено» (публицистический, художественный, разговорный). Препод влепил незачёт (разговорный). Все планы на лето были похоронены, ведь в зачётной книжке не было надписи «зачтено» (художественный). Печальной новостью для большинства студентов группы стало известие о том, что они не смогли преодолеть зачетный порог (публицистический).
Упражнение 3. Определите функциональный стиль данного текста. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте? Устно докажите свою точку зрения.
Найдите и выпишите из текста все отглагольные существительные и речевые штампы.
Как допускается порча хорошего настроения
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.
Но с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
О. Любченко
Функциональный стиль данного текста: официально-деловой.
Отглагольные существительные: возвращение, сниманию, переодеванию, усаживанию, чистку, варку, подметание, мойку, неучастия, заявление, нежелании, слушания, осуществления, окончания, высказываний, отсутствие, выступления, присвоением, наименований, пользований.
Упражнение 4. Найдите ошибки (несоответствие стилистическим особенностям) в приведенных документах, исправьте их в соответствии с нормами официально-делового стиля. Если использование данного стиля невозможно, отредактируйте документ согласно заданной коммуникативной ситуации и соответствующему стилю.
Записка в дневнике
Уважаемые родители!
Уведомляю, что ваш сын, Иванов К.М. систематически получает неудовлетворительные оценки, указывающие на его неподготовленность к сдаче экзаменов. Это может повлечь его незамедлительное исключение из школы.
Директор школы В. Н. Петров
Записка сына, обращенная к матери
Мама, сегодня я ходил в магазин «Скидкино» и купил продукты на 433 рубля.
Заявление служащей начальнику
Начальнику предприятия И.И. Иванову
от работника К.П. Павловой
Заявление
Прошу предоставить мне выходной в период с 25-го по 27-е числа этого месяца из-за наличия неотложных дел, возникших по семейным обстоятельствам.
Заявление директору фирмы от подчиненного
Директору фирмы И.И. Иванову
от работника В.С. Семенова
Заявление
Прошу разрешить мне временное отсутствие на своём рабочем месте 13-го числа этого месяца по причине наличия у меня неотложных дел. Готов отработать пропущенные часы во внерабочее время.
Упражнение 5. В чем юмористичность данного текста? Устно назовите характерные признаки того функционального стиля, в котором составлен текст. Попробуйте передать основную мысль текста посредством других стилей (выберите один любой вариант):
– воззвание библиотекарей к читателям;
– текст в виде просьбы самой книги к читателям;
– челобитная книги к читателям;
– объявление в библиотеке;
– памятка первокласснику «Как обращаться с книгой?».
Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не
давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.
В. Ардов
Юмористичность текста заключается в тавтологичном использовании указательных местоимений, что приводит к сложности восприятия примитивных вещей.
Памятка первокласснику «Как обращаться с книгой?»
Здравствуй, дорогой первоклассник! Вот и ты получил учебник, который даст тебе новые знания. Именно от тебя зависит, будет ли учебник опрятными, и смогут ли другие ученики продолжить пользоваться им. Относись к нему бережно и с любовью, ведь каждая клякса портит страницы учебника.
Надеюсь ты будешь аккуратным.
И помни, воспитанный ученик относится к источнику знаний аккуратно!
Упражнение 6. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Спишите, расставьте знаки препинания. Письменно докажите принадлежность текста к выбранному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из предложенных текстов) по следующему плану:
• лексические особенности;
• морфологические особенности;
• синтаксические особенности.
А. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех, состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.