Файл: Методические рекомендации по развитию словеснологического мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной и клинической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология детей с задержкой психического развития»
ИЗУЧЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

студентки 2 курса

группы СП2П

Кобылкиной Анастасии Павловны
Научный руководитель:

ассистент кафедры специальной и клинической психологии

Попова Марианна Руслановна

Работа допущена к защите Дата защиты « »____________2015 г. « »_____________2015 г.

Зав. кафедрой ___________ Оценка «__________________________»

г. Ставрополь, 2015

Содержание
Введение ...…………………………………………………….……………......... 3

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения словесно-логического мышления у учащихся с задержкой психического развития ………………………………………………………………………….. 7

1.1. Психологические аспекты словесно-логического мышления у детей с условной нормой ..…………………………………………...………………….. 7

1.2. Особенности словесно-логического мышления у учащихся с задержкой психического развития …………………………………………………..…..… 16

Глава II. Практическое изучение словесно-логического мышления у учащихся с задержкой психического развития ……………………………… 21

2.1. Методики исследования словесно-логического мышления……….….… 21

2.2. Методические рекомендации по развитию словесно-логического мышления ...……………………………………………………...……….…….. 31

Заключение ...…………………………………………………………………… 37

Список литературы .……………………………………………...…..…...…… 41

Приложение

Введение.

В младшем школьном возрасте (7-10 лет) дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, таких как: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления. В связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных и действиях.


Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных и действиях.

Ребенок обретает возможность преодолеть статичность восприятия, совершая действия с предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости. Он понимает активность окружающей среды, а самое важное, познает возможность повлиять на динамику предмета по собственному плану либо в соответствии с теми задачами, которые определяет перед ребенком взрослый. Такая ситуация прямого влияния ребенка на охватывающие объекты образовывает благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Главный период в развитии мышления связан с освоением ребенком речью. В процессе работы с предметами у ребенка возникает побудительный мотив для личных утверждений: фиксация выполненного рассуждения, действия, умозаключения. Словесное обобщение своих деяний ведет к становлению и улучшению полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе развиваются образы-представления, которые становятся более динамичными и гибкими.

Согласно Л.С. Выготскому, мышление выступает в центр сознательной деятельности ребенка с началом школьного обучения. Развитие рассуждающего и словесно-логического мышления, происходящего в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы, например, восприятие в этом возрасте становится думающим, а память мыслящей [10].

Вопросами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные исследователи, такие как Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон и многие другие, а так же и отечественные исследователи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и другие [10, 21, 31].

Своеобразие мышления у детей с задержкой психического развития отмечается в работах Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, Т.Д. Пускаевой, С.Г. Шевченко и др. Здесь выявилась еще одна их особенность, а именно - непонимание сути инструкции, многие из них вскоре после начала эксперимента теряли интерес к выполняемым заданиям и просто смотрели на тест, не заполняя его [9,14].

Актуальность темы заключается в том, что изучение развития мышления ребенка с задержкой психического развития является одним из существенных путей к глубокому познанию природы мышления и закономерностей его развития. Так же оно представляет собой большой теоретический и практический интерес. Исследование путей становления мышления ребенка с задержкой психического развития представляет и вполне ясный практический педагогический интерес. Многократные наблюдения педагогов показали, что если ребенок в младших классах школы не овладевает примерами мыслительной деятельности, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих детей [21, 10]. В

решении данной задачи, в начальных классах выступает создание условий, обеспечивающих полноценное развитие детей с задержкой психического развития, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, творческой инициативы, качеств ума, умений и навыков мыслительной деятельности, что является одним из немаловажных направлений.

Основные принципы обучения детей с задержкой психического развития включают коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в целом, индивидуальную коррекцию недостатков развития, а также предусматривают специальную работу по мышления средствами трудовой деятельности.

Придерживаясь классификации общетрудовых умений, принятой в психолого-педагогической литературе [23, 37]. К общетрудовым умениям мы относим конструктивно-технологические умения (принимать и удерживать цель трудовой деятельности, планировать предметно-практическую деятельность), организационные умения, контрольные и оценочные умения. Формирование общетрудовых умений должно осуществляться уже на начальной ступени обучения (программа 1-4 классов специальных коррекционных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения) и включать в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, организационными, контрольными и оценочными умениями в единстве их структурных компонентов (знаний и конкретно-трудовых умений). Поэтому в педагогической практике уместен деятельностный подход к разработке коррекционных программ по мышлению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у учащихся 7-10 лет с задержкой психического развития.

Объект исследования: словесно-логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления у детей 7-10 лет с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по изучению словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

  2. Изучить словесно-логическое мышление у учащихся 7-10 лет с задержкой психического развития;

  3. Выявить особенности словесно-логического мышления в норме и с задержкой психического развития;

  4. Подобрать методы и методики по изучению проблемы.


Гипотеза: мы предполагаем, что дети данной категории неполно владеют, интеллектуальными операциями в большинстве случаев им мешает, недостаточность понятийного словаря, неспособность устанавливать или понять логическую связь, взаимоотношение предметов и явлений.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Этапы исследования:

- подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы;

- основной: анализ основных понятий предмета исследования;

- заключительный: обобщение и выводы результатов исследования.

Теоретическая и практическая значимость. Важность представленного изучения состоит в том, что проведенная работа позволяет уточнить и расширить знания о развитии мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Итоги проведенной работы могут быть использованы методистами-педагогами, так же применены в практической деятельности студентами и преподавателями.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения словесно-логического мышления у учащихся с задержкой психического развития.
1.1. Психологические аспекты словесно-логического мышления у детей с условной нормой.
Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, более немаловажных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Иными словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с творческим преобразованием действительности, с решением задач [40].

Формирование мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами, которое сначала не имеет осмысленности. Потом начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает уже осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в том числе освоения общественного опыта.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные стадии интеллектуального развития [29].


Существенными элементами, являются понятия (отражение общих и немаловажных признаков каких-либо предметов и явлений), умозаключения (вывод из одного или нескольких суждений нового суждения), суждения (установление связи между предметами и явлениями; оно может быть истинным и ложным), а также образы и представления, с которыми оперирует мысль.

Анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (построение целого из аналитически заданных частей, объединение отдельных частей в целое), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений). Сравнение и классификацию, относят к основным операциям мышления.

Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ-синтез, сходства-различия, абстрагирование-конкретизация.

Теоретическое (относят понятийное и образное), а также практическое (к нему относятся наглядно-действенное и наглядно-образное) являются важнейшими видами мышления.

Позволяя выйти за границы непосредственного чувственного восприятия мира, словесно-логическое мышление, является наиболее значимым и характерным для человека. Словесно-логическое мышление лежит в основе использования знаний, и считается средством познавательной деятельности человека. Такое мышление использует в качестве своего основного средства речевую деятельность. Согласно Л.С. Выготскому, существует общая единица для мыслительной и речевой деятельности, которая содержит «характеристики, свойственные речевому мышлению как целому». Подобной единицей и считается значение слова [10].

По мнению Л.С. Цветковой, в слове совершается мыслительная деятельность человека, причем мысль не только лишь внешне опосредуется словами (знаками), но также и во внутреннем плане опосредуется значениями. Значению слова принадлежит особая роль во взаимодействии речевого мышления и самой речи. С точки зрения психологии, значение слова является обобщением или понятием, при этом любое обобщение, любое формирование понятия считается мыслительным актом [38].

Сточки зрения А.Р. Лурия, значение слова выполняет следующие функции: выделение существенного признака предмета и отнесение предмета к определенной категории (основные функции обобщения и абстракции) [21].