Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Соль-Илецка» Оренбургской области
XI МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧАЩИХСЯ СОЛЬ-ИЛЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУНА
Секция: Общественно-гуманитарная секция
Вид работы: Проект
Тема работы: «Тайны сарматских захоронений».
Выполнили учащиеся 7 класса: Кужеева Белла
Цепленко Екатерина
Корниенко Мария
Научный руководитель: учитель истории и обществознания
МОБУ «СОШ № 2»
Виноградова Анна Анатольевна
Соль-Илецк 2023
Содержание
Введение 3
Источники и происхождение 5
Легенда о сарматском олене 7
Сарматский олень в культуре кочевых народов 9
Филипповский курганный могильник 13
Одежда сарматов 16
Сарматская религия и ее связь с иранскими народами 17
Заключение 18
Список литературы 20
Приложение 21
Введение
В городе Оренбурге на главной пешеходной улице Советской находится очень красивое скульптурное изображение оленя с ветвистыми рогами. (Приложение 1) На многолюдной нарядной улице оно появилось в 2010 году и несмотря на обилие красок города оно притягивает к себе внимание.
Мне стало интересно, что это за памятник и узнала, что это памятник сарматской культуры. Летом 2021 в Соль-Илецкий музей приезжала выставка «Спасенные сокровища сарматских курганов», мы вместе с моими одноклассницами Машей и Катей посетили выставку. (Приложение 2) Перед нами предстали реплики древних нарядов, украшений, жертвенников. Основой выставки стали находки экспедиции 2013 года в селе Филипповка Илекского района. Нам показали увлекательный фильм, который описывал как происходили раскопки, что за народ такой сарматы. Удивительно, что могильник был разграблен, однако ученым удалось сделать сенсационную находку – захоронение воительницы, сарматской царицы, в котором находилось огромное количество ценных предметов.
Краткое описание выполненного проекта
Мы хотим рассказать вам о столь близкой и необыкновенной истории древних сарматов, когда — то населявших наш регион. Хочется познакомить Вас с уникальным культурным наследием, которое расположено в нашем крае - Филипповский курган, расскажем о его местонахождении, физиологических характеристиках, приведем исторический факт и предметы, найденные при раскопках, можно сказать наполнение кургана.
Цель работы: создать макет типичного сарматского захоронения и костюма.
Задачи:
Посетить выставку музея, посвященную памятникам сарматской культуры.
Изучить монографии, посвященные сарматским памятникам на территории Оренбургской области.
Исследовать источники сети интернет, посвященные последним раскопкам сарматских могильников на территории Оренбургской области.
На основе полученных сведений разработать и создать макет сарматского памятника и костюма.
Объект исследования: Сарматские захоронения.
Предмет исследования: Образ жизни и обряд захоронения сармат.
Гипотеза исследования: в результате реализации проекта у наших сверстников появится интерес к истории народов, населявших когда-то наш кр
Источники и происхождение.
Сарматы были кочевой народ. И являлись они ираноязычными племенами с IV века до н.э. Родственными народами являлись скифы и массагеты. Многие люди считали по-разному откуда происходят сарматский народ. К примеру, Диодор Сицилийский сообщает о переселении скифами савроматов из Мидии к реке Танаис. Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам. Геродот сообщал, что сарматы происходят от амазонок. Они выходили замуж за скифских юношей, переселившихся вместе с жёнами « к востоку от Танаиса на расстояние 3 дней пути в направлении северного ветра»1. В его произведениях имеется упоминание, что ни одна сарматская девушка не может выйти замуж прежде чем убьет вражеского воина. Скорее всего это преувеличение, однако археологические памятники, а именно захоронения, частично подтверждают его слова о роли женщины у сармат.
Однако, говоря о происхождении самих скифов, Геродот сообщал, что «скифы-кочевники», жившие в Азии, были вытеснены массагетами и, «перейдя реку Аракс, ушли в Киммерийскую землю»…. Например, есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарей круглого стола. Михаил Ломоносов рассуждал так, что именно от сарматов произошли славяне. В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов. Современные казаки считают своих предков сарматами.
Геродот в своём описании Скифии впервые упоминает восточных соседей скифов под именем сарматы (позднее более употребительным сделается иной вариант этого этнонима – «сарматы»: с лёгкой руки Клавдия Птолемея – александрийского географа, математика, астронома).
Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы. Византийский историк IV в. Аммиан Марцеллин находил внешность сарматов «симпатичной»: «почти все аланы высоки ростом и красивы видом …», даже несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».2
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии. Геродот отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на 15 дней пути, на которых не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Согласно Страбону, об этих землях известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Хотя археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, - из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, - имеют определённое сходство с предметами сарматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племён, которые позднее переселились в Северное Причерноморье.
Легенда о сарматском олене
В V - IV веках до н. э. оренбургские степи населяла высокоразвитая цивилизация скифо-сарматов. Несколько лет назад при раскопках Филипповских курганов в районе реки Донгуз ученые-археологи обнаружили в двух тайниках около 600 золотых предметов, относящихся к скифо-сарматской эпохе. Находка исследователей стала сенсацией мирового уровня. Самыми необычными среди найденных реликвий древней цивилизации оказались 26 массивных оленей с мощными ветвистыми рогами, покрытыми золотыми обкладками. (Приложение 3) Благородное животное было священным для скифо-сарматов: считалось, что олень приносит удачу, здоровье, силу и оберегает любовь того, кто до него дотронется.
Об этом гласит старинная легенда: «Легенда Великой степи, или Сказ про Оленя Любви».
Давным давно, когда небо было Землей, а Земля — небом, когда ночью светило солнце, а днем ярко горели звезды, просторы нашей Великой степи населяли племена скифов и сарматов. Слава об этих красивых, гордых и сильных людях уходила далеко за пределы горизонта. Для скифо-сарматов Великая степь была и отцом, и матерью, и колыбелью, и последним пристанищем. Вся жизнь этих бесстрашных воинов была связана с необъятными степными просторами, покрытыми в те времена зеленым бархатом сочной травы. Скифо-сарматы были необыкновенно трудолюбивы: с ранней весны до поздней осени великие кочевники перегоняли свои многочисленные стада с одного места на другое, выбирая лучшие места в степи, щедрой на разнотравье. Уже тогда они умели добывать и обрабатывать металлы, изготавливая орудия труда и чудесные украшения для своих женщин — невероятно красивых, стройных как стебель ковыля, с глазами, ясными, как степное небо…
…Красивых, стройных, ясноглазых и — сильных духом. Женщина у этой древней цивилизации была не только хранительницей очага, но и настоящим воином. Наравне с мужчинами, оседлав густогривых, быстрых словно птиц, коней, они бесстрашно защищали свое племя, свой род, своих детей от нападения недругов, которых у скифо — сарматов было великое множество. Черная зависть одолевала чужеземцев, ведь скифы были не только кочевниками, но и удачливыми торговцами. Меч, выкованный ими, мог стоить нескольких верблюдов, а, порой, и целого стада. А золотые и бронзовые украшения были просто бесценны.
…Бесстрашно сражалось племя скифов с теми, кто хотел отнять их благо, свободу и счастье, до последнего вздоха, не жалея себя… И отступали враги ни с чем…
… Но не всегда детям Великой степи удавалось защитить себя и свой род: чужеродцы нападали на сарматов всегда неожиданно, по — варварски, заметая, как черная, пыльная буря, мирную жизнь степного народа… Настал день, когда сражение с чужеземцами стало совсем неравным: угроза нависла над всем родом скифов, над их будущим. И тогда красивые, стройные, ясноглазые и сильные духом женщины этого гордого племени обратились к Великой степи с мольбой о спасении их мужей и детей, о спасении их счастья, о спасении самого дорогого, что есть у степного человека — его свободы. И Великая степь услышала скифских женщин… Так появился священный Олень.
…Варвары — чужеземцы не смогли вынести яркого золотого света, который окружал Оленя с чудесными ветвистыми рогами, и бежали с поля сражения. Скифы же, купаясь в золотой радуге волшебного света, идущей от Оленя, прикоснулись к священному животному, которое спасло их род от гибели. Дотронувшись до Оленя, они почувствовали, что это — любовь. Любовь Великой степи к ним — к ее детям. К ее будущему, которым они станут. И Олень исчез, оставив после себя только золотое облако. …С тех пор Оленя Любви больше никто не видел: ни скифы, ни их потомки…
Но Олень живет. Он живет в наших сердцах, в нашей любви к родному краю, которая передалась нам, детям Великой степи, через тысячелетия. Олень живет в нашей Любви к Оренбуржью, которое навсегда между Востоком и Западом, Европой и Азией, в нашей Любви к необъятным просторам с медовым запахом степного ковыля.
Сарматский олень в культуре кочевых народов
Удивительные по Скифский звериный стиль, мало кто не знает эту фразу. Скифы и Сарматы загадочный древний народ, оставившие, потомкам, замечательное наследие красоте золотые изделия, изображающие в основном животных, так же различных зооморфных мифологических персонажей. Отсюда и названия, "Скифский звериный стиль". Действительно, основными героями знаменитого ювелирного искусство древних Скифов были животные, но все же можно выделить одно животное, которое было одним из самых популярных "сюжетом" в их замечательном искусстве. Это Олень, которого можно смело причислить к самому популярному герою древних мастеров, он в разных стилистических вариантах встречается практический во всех древних курганах, особенно много изображений Оленя были всегда в так называемых царских захоронениях.
Чем же или кем же на самом деле является Скифский Олень? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, мы сравним два слова, названия этого животного, из двух разных ( на первый взгляд) языков Русского и Осетинского.
Саг - осетинский язык.
Олень - русский язык.
Что же почитали древние Арии и какой же бог был самым главным в пантеоне древних? Ответ только один, Арии больше всего почитали Свет, а главным божеством для них всегда было Солнце. Религия древних Ариев - магия Света, и всегда любое ювелирное изделие носила отпечаток древней Магии. Исходя из этого мы предполагаем, что Скифский Олень, ни что иное как стилизованное изображения Солнца.
Шаг, Шах, Шахъ - это буквально Дух, Свет, Солнечный свет (записано в русской транскрипции).
Олень - можно предположить, что изначально в слове Олень вместо звука "О" мог находиться звук"У" и он мог служить как указательное местоимение, то есть У - Лан, или его обратное прочтение Нал - У, Нар - У, - это Дух, это Свет, это Солнце. Древними Солнечный свет приравнивался к мужскому началу, в осетинском языке Нал, Нар, буквально мужчина. Можно сделать заключение, что имена Шаг и Лан или Нал - это имена Солнца, а Олень одно из его главных тотемных животных.
Среди всех археологических ценностей, обнаруженных в Филипповском кургане №1, своей уникальностью выделяются, прежде всего, деревянные скульптуры оленей, оббитые золотом и серебром. По типу расположения рогов относительно туловища – перпендикулярно или параллельно – исследователи определили скульптуры как двухплоскостные (10 экземпляров) и одноплоскостные (16 экземпляров) Судя по своему размеру (51,2 х 45,3 х 25 см двухплоскостные; 41-42 х 21,5-22 см одноплоскостные), превышающему все другие изображения животных в этом комплексе, а также по общему количеству изображений оленей (188) на других изделиях, образ оленя имеет главное значение в иерархии животных символов, представленных в кургане. Уникальность этих скульптур была отмечена в ряде исследований, в том числе, сотрудников Эрмитажа, которые реставрировали оленей. Но некоторые моменты нам бы хотелось заострить особо, не вдаваясь при этом в подробное описание памятников, так как основательно они Искусство Евразии представлены в научных трудах А.Х. Пшеничнюка и Е.Ф. Корольковой. Интересна символика образа оленя в скифосибирской цивилизации, нюансы которой, на наш взгляд, открываются через Филипповские скульптуры. Эта символика, несомненно, связана со сложными и развитыми космологическими и мифологическими представлениями скифо-сибирского мира, о чем свидетельствует многообразие форм и сюжетов звериного стиля. «Зотолые олени», Филипповский курган №1 Предуралье. В облике Филипповских оленей сразу бросается в глаза условность изображения, передающая не реальный облик оленя как биологического вида, а лишь примерное о нем представление. Мы понимаем, что перед нами изображение оленя, а не какого-то другого животного, прежде всего, по ветвистым рогам, хотя они больше напоминают лабиринт, нежели реальные оленьи рога. Далека от реального облика и чрезмерно вытянута тупая морда животного, укороченные ноги. Из этой изобразительной условности облика оленя можно сделать вывод о том, что художники, создававшие образ, не видели реальное животное и не знали, как оно выглядит. По некоторым сведениям ученых в период жизни народа, создавшего Филипповские курганы, в лесостепной зоне