Файл: Тайны сарматских захоронений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Южного Урала благородные олени не водились, а северный олень обитал вне зоны кочевья сарматов. Очевидно, в данном условном изображении оленя перед нами предстает закрепленная в сознании кочевников древняя традиция, истоки которой теряются в глубине веков. Филипповские курганы изобилуют изображениями различных животных (верблюд, сайгак, рыба, грифон, лошадь, медведь, волк, кабан, архар, ворон, бык, тигр), большинство из которых созданы в местной мастерской и имеют достаточно реалистические формы изображения при всей своей условной декоративности, обусловленной утилитарностью предметов, которые они украшают. Скульптуры же оленей выделяются именно своей предельной отдаленностью от реального облика. Но именно они, и по своим размерам, и по своей самостоятельной функции, не связанной с украшением какого-либо предмета, главенствуют в этой иерархии животных. Эта традиция почитания оленя, несмотря на то, что филипповские мастера уже не имели представления о том, как выглядит это животное, несомненно, имеет очень древние корни, гораздо более древние, чем существование самой скифо-сибирской цивилизации. Сам факт того, что скифо-сибирская цивилизация была коневодческая, и олени не были основным источником жизни для кочевников евразийских степей в 1 тыс. до н.э., может свидетельствовать о том, что образ оленя как символ духовного культа кочевников зародился Искусство Евразии в более раннюю эпоху, когда олень был основным источником жизни для номадов. Причем смысловая и духовная сторона этой традиции оказывается настолько энергетически мощной, что продолжает жить в сознании кочевников, которые давно утратили тесную связь с оленем как с биологическим видом.
Известно, что первые изображения оленей встречаются в эпоху каменного века, они появляются вдруг, как и само искусство палеолита на евразийских просторах. Изображения оленей в пещерной живописи, вырезанные на кости, выбитые на камне, имеют совершенную художественную форму, узнаваемую вплоть до определения биологического вида животного: большерогий олень (самый древний вид, встречающийся в искусстве каменного века), благородный олень, северный олень, лань, лось. Обращает на себя внимание равнозначность этих изображений по отношению к другим видам животных, встречающимся в искусстве палеолита: бык, бизон, медведь, лев, лошадь и т.д. Остается неопределенным вопрос, когда именно олень у евразийских кочевников стал занимать в иерархии образов животных главенствующее положение. А.П. Окладников и Б.А. Рыбаков предположили, что это была эпоха мезолита, когда природа в очередной ледниковый период дала возможность человеку выжить путем приручения северного оленя. Искусство Евразии Как считают современные исследователи, окончательное прекращение ледниковых явлений относится ко времени 10-9 тыс. до н.э. Удивительно то, что даже в самые суровые времена оледенения Евразии (28-20 тыс. до н.э.) человек не просто не покидал холодные территории и не просто выживал, а продолжал творить и развиваться. Более того, последние исследования в Якутии доказали, что человек появился на территории Азии одновременно с африканским человеком – 3,2-1,8 млн. лет назад, и выживал он не в благоприятном климате, а при температурах гораздо более низких, чем мы это наблюдаем на территории современной Якутии: минус 60º по Цельсию в ледниковый период было нормой. Вполне возможно, что в процессе дальнейших исследований время почитания оленя как главного символа в иерархии божеств у древних кочевников отодвинется глубже эпохи мезолита.


Филипповский курганный могильник
По данным которые мы собрали оказалось он был найден в Оренбургской области, Илекского района близь деревни Филипповка, раскопки проводились с 1986 вплоть до 2013 года. Казалось бы, что может удивительного скрывать обычный холм, но нет это не так. Возникает масса вопросов, которые хочется сразу задать, попробуем ответить пока на такие:

- Что же нашли наши великие ученые?

- Каким образом были захоронения этого таинственного кочевого народа?

Как оказалось, мы многого не знаем раскрытого в полной мере.

Филипповский курганный могильник состоит из 29 курганов (2 из них царские), закрывали такие курганы большими камнями или глыбами:

- в центре могильника находился самый большой курган (№1) высотой более 7 м и диаметром 100-120 м. Раскопки кургана №1 велись с помощью автоскреперов и бульдозеров, траншеями в меридианальном направлении. После снятия насыпи под центральной частью кургана оказалась большая могильная яма диаметром 20 м, глубиной 2 м с коридорообразным входом (дромосом) длиной 17,5 м с южной стороны. (Приложение 4)

- над могильной ямой была возведена деревянная конструкция шатерообразной формы с мощными стенами, сложенными из толстых бревен. Дромос также был перекрыт бревнами.

- Вход в погребальную камеру был оформлен в виде тамбура с массивными дверями или воротами, установленными между 4-мя столбами.

Но вот сенсация , как утверждали ученые это можно найти раз в 200 лет. В 2013 году в филипповском курганом могильнике нашли настоящее захоронение амазонки под 4 метрами песка амазонка была украшена множеством драгоценностями и возле ее скелета огромный котел.

Ранее до этого открытия в 1985 году была найдена усыпальница вождя в двух тайниках обнаружили большую коллекцию украшений, парадного оружия, фигуры оленей и многое другое, ниже опишу самые яркие находки:

1. Филиповском кургане нашли фигуры золотых оленей. Вы многие, проходя на улице Советской, думали какая необычная фигурка оленя, вы правы она правда необычная она имеет весьма интересную историю. Говорят, что древние сарматы специально изготавливали их для захоронения вождей или старейшин .Они клали их в курган вместе с оленями .

2.Акинак - это маленький меч имеющий длину всего 56 см, обитый золотом и вырисованный звериными орнаментами. (Приложение 5)



3. Длинный двулезвийный меч — сделан из железа меч так скажем ранне — сарматского типа с серповидным навершием и изломанным под тупым углом брусковидным перекрестием, рукоять обмотана золотой проволкой .

Во время открытия этого могильника стало ясно - его грабили, после грабителей остались лазы и прочие вещи. Грабили не в наше время, а в древнее - значит грабители вполне могли быть сарматами, но зачем им грабить у себя? Кто мог знать, что именно в этом холме есть усыпальница, если это не сарматы? Много не раскрытых загадок остается в древности, в которую мы не сможем переместиться.

Еще одним царским курганом является курган № 4, раскопки его начались в 2006 году, так как в 2005 он подвергся разграблению черных копателей. Вандалы использовали экскаватор, поэтому повредили значительную часть насыпи кургана. Перед археологами стояла сложная задача провести раскопки за три летних месяца, в противном случае разграбление могло продолжится. (Приложение 6) Исследователи обнаружили богатый материал по истории сарматов. Вот некоторые итоги их работы. В захоронения относившихся к IV – V в до н.э. были найдены останки диких животных, птицы (возможно сокола), многочисленные изделия в зверином стиле, останки лошадей.

Несколько захоронений были неожиданно обнаружены у края насыпи. Одно из них парное – молодого знатного мужчины и девушки. В головах погребенного лежал железный меч–акинак, поверх которого находился серебряный сосуд–амфора (Приложение 7). Сосуд имел носик–слив, украшенный фигурой бородатого козла. На шею погребенного была надета гривна с заходящими концами, сделанная из литого золотого прута. Концы
гривны украшали литые фигурки баранов.(Приложение 8) У предплечья находился колчан со стрелами, в ногах два деревянных блюда (уже истлевших). Любопытно, что типичный для
ранних сарматов женский ритуальный комплекс был уложен в ногах мужчины.
Другой скелет принадлежал девушке 18—20 лет. Она
лежала вытянуто на спине.3 Вдоль правой плечевых костей женщины располагались
нашивки, сделанные из штампованного золотого листа и
изображающие тигров.(Приложение 9) Всего таких нашивок было обнаружено 19, они вероятно были нашиты на правый борт плаща. На шее гривна, на конце которой изображены фигуры кошачьего хищника, а на руках браслеты с изображением козлов. (Приложение 10)
Ученые предполагают, что гривны, украшавшие погребенных, являются символами власти.
С научной точки зрения очень важен вывод о том,
что все курганы могильника, как оказалось, сооружались
в исторически относительно короткий период времени,
очевидно, в пределах одного столетия. В этом отношении
данные археологии подтверждаются палеопочвоведческими исследованиями могильника.4

Одежда сарматов

 

В 8-18 века до нашей эры в городе Томис на Черном море в изгании был Римский поэт Овидий. Здесь для нас он оставил описание язиги, форсировавших зимой Дунай .

«Они защищались от холода с помощью шкур, которые покрывали все их тело, оставляя открытыми только лица. На волосах висели сосульки, которые звенели при ходьбе. Бороды их побелели от мороза». Сарматы не сильно отличались от своих соседей в сфере одежды, могу сказать, что одежда их не менялась до Средних веков совсем.

 Главным предметом верхней одежды был кафтан, называемый «курта». Полы кафтана запахивались на животе справа налево. Обычно «курту» кроили из лосины, но иногда – из сукна. Штаны («саравара») имели свободный или более тесный покрой. Нижнее белье часто ткали из конопли. «Кто не знал о том, что эта ткань делается из пеньки, тот думал, что это лен» (Геродот). Сапоги скифского стиля, назывались «ксшумака». На ноге сапоги удерживались кожаными ремешками, охватывающими лодыжки и проходящими под подушкой.

 Сарматы почти всегда и везде были изображены с накрытыми головами, что звучит очень странно, учитывая резкий климат степи. Возможно это может быть головной убор или это как-то связано с традициями или обычаями древних сармат.

 Довольно часто сарматы набегами забирали или покупали оружие, одежду или всякие предметы изделия.

 Геродот говорит «в V в. до н.э. торговый путь на черноморском побережье шел через Ольвию в устья Буга и Днепра. На востоке этот торговый путь далеко уходил на территорию савроматов, и шел дальше, вплоть до Китая. Греческие колонии на побережье Черного моря веками изготавливали товары для скифов. С появлением в регионе сарматов цент торговли сместился в столицу Боспорского царства Пантикапей (Керчь) и Танаис, расположенный в устье Дона. Этот рынок контролировали греки, которые меняли свои товары на рабов и изделия кочевников (Страбон)».

Аорсы и позднее аланы контролировали торговые пути, шедшие от Черного моря в Месопотамию и Индию. Это приносило им изрядный доход. Страбон пишет, что они «носили золото» на своей одежде. Восточные предметы роскоши, обнаруживаемые в захоронениях богатых кочевников, позволяют уверенно отличить захоронения аорсов и аланов от захоронений других сарматов.

Сарматская религия и ее связь с иранскими народами
Когда мы начинали делать проект меня заинтересовал вопрос. В каких богов верили кочевники? Вот что удалось найти. Кочевники верили в четырех богов: Сурья - бог солнца ,Яма – владыка преисподней, бог перерождения – Агни, Индра – бог огня и громовержец, покровитель духов . Давайте разберем поподробнее. Самой известной была Агни так как очень тесно связан с солнечной энергией. Её считали жизненно-образующей. Ей присваивали магические свойства защиты от нечисти. Сурью почитали как носителя света, целителя, а также всевидящее око богов и небесного стража. Кроме того, бог солнца одновременно был и богом судьбы, поскольку от солнца зависело плодородие и выживание. Его атрибутом стала колесница, запряжённая 7-ю лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи. Следующий бог – Индра. Индра –удивительный бог, имя которого достаточно часто сопоставляют с знаменитым в греческой мифологии Зевсом. Объединяет их званием громовержца, на этом вся схожесть заканчивается разве что поклонения перед обоими слагалась песня и гимны так в честь Индры было составлено три сотни торжественных песнопений и эта цифра заметно выше любой другой, о каком бы боге не шла речь.

Заключение
В первом тысячелетии до н. э. и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Термины «сарматы» обозначают по сути большую по численности и разнообразию группу родственных племен ранних кочевников тюркского происхождения. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие.

Самым значимым историческим источником по сарматской культуре являются многочисленные курганы, достигающие порой 5–7 метров в высоту. Они зачастую представляют собой не единичное захоронение, а группу курганов, располагающихся на возвышенностях, это понятно так как при кочевом образе жизни важно знать где покоятся предки, а холмы позволяют заметить такое захоронение издалека. В древности эти курганы не редко становились объектом пристального внимания грабителей, кладоискателей.

Чтобы не допустить хищнического разорения нашего культурного наследия в изучение древних курганов активно включились ученые и краеведы. Такие экспедиции проходят систематически и не только на территории Оренбуржья.

Одним из самых богатых являются Филипповские курганы в Илекском районе Оренбургской области. Исследования царских курганов начались еще в восьмидесятых годах XX века. Пытались разграбить захоронения и черные копатели. Несмотря на то что это захоронение изучается уже давно, в 2013 году здесь была сделана удивительная находка – сарматская царица. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. Было обнаружено не