Файл: Пгту) Тем Русская философия. Задание для индивидуального выполнения (базовыйуровень).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая тетрадь по философии (автор – А.В. Артамонова, к.ф.н., доц. ПГТУ)
Тема5. Русская философия.
Задание для индивидуального выполнения (базовыйуровень) – заполнить таблицу в хронологическом порядке по основным этапам развития философии, используя материалы учебников и конспектов лекций, философской энциклопедии, философского словаря.
Периоды развития русской философии | Основные черты философии этой эпохи | Основные философские направления, школы | Главные философские идеи | Философы (имя, основные идеи) |
Философия Киевской Руси (какие века?Найдите и заполните по каждому периоду) | | | | |
Философия Московской Руси(века) | | | | |
Философия Петровской Руси (эпоха Петра Великого – 1689-1725 гг.) | - Вопросы устройства монархии; - Вопросы императорской власти, ее божественности и нерушимости; - Вопросы прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника); - Вопросы войны и мира; - Познание нравственных ценностей. | - Институциализированная (университетская) светская философия; - Неинституциализированная светская философия; - Институциализированная религиозная философия; - Неинституциализированная религиозная философия | - Необходимость развития независимого от церкви философского и научного знания, поддерживание развития в стране знаний, ремесел, торговли. - Социальный идеал – просвещенная, культурная Россия, единая с Европой. | - В. Н. Татищев (1686-1750). Необходимость европеизма и разработавший идеологию западничества; - Г. Сковорода (1722-1794). Для человека, находящегося в космической стихии, есть один путь – осознать мистическое начало в себе, и тогда только стать истинным человеком; - М. В. Ломоносов (1711-1765). Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей – суть движение материи; - Феофан Прокопович (1681-1736). Придерживался теории двойственности истины |
Русская философия 2 половины 18 – первой половины 19 века | | | | |
Русская философия второй половины 19-первой половины 20 века | | | | |
Русская философия 20-21 вв. | | | | |
ПРИМЕР выполнения:
Периоды развития русской философии | Основные черты философии этой эпохи | Основные философские направления, школы | Главные философские идеи | Философы (имя, основные идеи) |
Русская философия 20-21 вв. | -полярность взглядов (марксизм ленинизм vs русская зарубежная философия) … | - марксистко-ленинская философия … | Марксистско-ленинская философия: -материализм … | Ленин Владимир Ильич (определение материи, обоснование революционных изменений… |
Термины:
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий
Биосфера – сфера всего живого. Структура, состав и энергия определяются прошлой и настоящей деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. Подчеркивается взаимозависимость и взаимовлияние неживой природы.
Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях и образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности
Всеединство – внутреннее органическое единство бытия как универсума
Евразийство – историческая школа, представленная рядом русских мыслителей, эмигрантов первой волны
Западничество – сложившееся в 1830-1850-х годах направление общественной и философской мысли, западники выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути
Историософичность – важнейшая особенность русской философии. Она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории, судьбе России. Споры о том, каковы пути России, идут до сих пор.
Космизм – течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной
Ноосфера – гипотетическая сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Отечество – страна, где родился человек, гражданином которой он является. Наивысшая человеческая ценность, ради которой возможно самопожертвование.
Панморализм – подчинение всего морали. В личности должно подавляться все, а главенствовать только моральное сознание.
Пассионарность – страстное стремление к деятельности (отдельных людей или целых народов), направленной на осуществление какой-либо цели. Термин введён в научный обиход Л.Н. Гумилевым.
Православие – одно из трех основных вероисповеданий христианства. «Правильный способ славить Бога».
Соборность – свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение братстве и любви.
Родина – страна, в которой ты родился и где живешь.
Русская идея – важнейшая тема отечественной философии, отличающая ее от западной. Философия как форма самосознания культуры в России становится способом осмысления места и роли русского народа в мировой истории.
Славянофильство – направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада.
Совесть – способность человека критически оценивать себя и свои поступки. Переживания из-за несоответствие должному.
София (по В.С. Соловьеву) – совокупность идей, концепций, учений о Софии Премудрости Божией. Новозаветные традиции.
Конспект первоисточника:
-
Бердяев Н.А. «Судьба России» (Гл. 1. Душа России). Основная мысль главы 1 «Душа России» в книге Бердяева Н.А. «Судьба России» заключается в том, что сущность России коренится в ее духовно-мистическом характере, который выражается через ее религиозные традиции, художественные произведения. и общечеловеческие ценности. Бердяев утверждает, что уникальная идентичность России сформирована акцентом на индивидуальной душе, поиском истины и красоты и концепцией соборности, или духовного единства. Он утверждает, что этот духовный характер был одновременно источником силы и слабости России на протяжении всей ее истории и будет продолжать определять ее судьбу в будущем.
Задание для индивидуального выполнения (продвинутый уровень), выполняется один вариант из двух.
1 вариант - составить творческую биографию 3русских философов, мыслителей) (на выбор, по каждому отдельно) в формате схемы. Творческая биография – фиксируем не события в жизни (родился, учился, женился и умер), а то какими темами занимался, какие крупные работы написал или какие главные идеи передал ученикам, с кратким объяснением этих идей, тем, работ. Схема может быть любой, на Ваш выбор, каждый философ – отдельная схема.
1. Лев Выготский был русским психологом и философом, жившим с 1896 по 1934 год. Он разработал теорию когнитивной психологии и психологии развития, в которой подчеркивалась роль культуры и социального взаимодействия в обучении и развитии человека. Выготский считал, что культура и социальное взаимодействие имеют решающее значение для когнитивного развития и что дети лучше всего учатся в сотрудничестве с другими. Его идеи о роли языка в когнитивном развитии оказали особое влияние, и его работа продолжает формировать современные теории образования и психологии.
2. Михаил Бакунин: Михаил Бакунин был русским философом и революционером, жившим в 1814-1876 гг. Он был ведущей фигурой в анархистском движении и был известен своими радикальными идеями о социальной и политической организации. Бакунин верил в упразднение государства и создание общества на основе добровольных объединений и взаимопомощи. Он также был ярым критиком капитализма и верил в важность коллективной собственности и контроля над средствами производства. Его идеи продолжают вдохновлять анархистов и других радикалов по всему миру.
3. Николай Бердяев: Николай Бердяев был русским философом и теологом, жившим в 1874-1948 гг. Он был видным деятелем русской религиозной и философской мысли и был известен своей критикой как марксизма, так и капитализма. Бердяев верил в важность духовной свободы и индивидуальной автономии и видел в современном мире господство материализма и коллективизма. Он выступал за духовное и этическое обновление общества, и его идеи продолжают влиять на современную религиозную и философскую мысль.