Файл: Практические аспекты деятельности эксперта в сфере оценки качества образования.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
0
1
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Региональный центр оценки качества и информатизации образования»
Практические аспекты деятельности эксперта
в сфере оценки качества образования
Рабочая тетрадь для слушателей учебной дисциплины
«Основы деятельности эксперта в сфере
оценки качества образования»
Челябинск
РЦОКИО
2022
2
УДК 65.012.16:37
ББК 74.04
П69
Рекомендовано к печати Методическим советом
ГБУ ДПО РЦОКИО (от 25.02.2022 г. протокол № 1/2022, приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 25.02.2022 г. № 105-ОД)
Авторы: Е. А. Лукьянова, М.С. Антонинкова, Е.Ю Скочилова,
Л.В. Пекарская, Л.А. Дмитриева, Е.М. Токарева, Е.В. Федотова,
Е.А Горланова, Е.В. Витомскова
Практические аспекты деятельности эксперта в сфере
оценки качества образования : рабочая тетрадь для слушателей учебной дисциплины «Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» /
Е. А. Лукьянова,
М. С. Антонинкова, Е. Ю. Скочилова [и др.]. – Челябинск : РЦОКИО,
2022. – 60 с.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с программой учебной дисциплины «Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования». Содержит комплекс практических заданий и упражнений, тематика которых посвящена деятельности эксперта в сфере оценки качества образования. Данное издание адресовано слушателям для освоения тем учебной дисциплины программы профессиональной переподготовки, а также преподавателям ГБУ ДПО РЦОКИО для проведения практических занятий.
УДК 65.012.16:37
ББК 74.04
© ГБУ ДПО РЦОКИО, 2022
П69
3
Содержание
Введение…………………………………………………………… 6
Раздел 1. Нормативные и методологические основы
деятельности эксперта в сфере оценки качества образования…...9
Тема
1.1. Нормативно-правовые
основы
деятельности
эксперта. Компетентностный портрет эксперта…………………..9
Задание 1. Нормативно-правовые аспекты содержания экспертной деятельности в сфере оценки качества образования……..9
Тема 1.2. Региональные концепции в сфере оценки качества
образования……………………………………………………………...11
Задание 2. Региональные механизмы реализации информационной политики, направленные на совершенствование деятельности эксперта.………………………………….……………..
.11
Задание 3. Информационные системы, применяемые в деятельности эксперта.…………………………………………………
13
Раздел 2. Содержание деятельности эксперта в сфере оценки
качества образования………………………………………………....14
Тема 2.1. Экспертиза как проект. Совершенствование навыков
проектной деятельности………………..……………………………..14
Задание 4. Содержание деятельности эксперта на этапах проектной деятельности…………………………………………...….. 14
Тема 2.2. Деятельность эксперта в рамках национальных
исследований качества образования (НИКО) и региональных
исследований качества образования (РИКО)…………………………16
Задание 5. Содержание деятельности эксперта в рамках национальных исследований качества образования (НИКО) и региональных исследований качества образования (РИКО)……...…16
Тема 2.3. Деятельность эксперта в рамках мониторинга
проведения
процедур
оценки
качества
образовательных
результатов, обучающихся международного, федерального и
регионального уровней………………...
………………………………..17
Задание 6. Процедуры оценки качества образования………....
17
4
Задание 7. Содержание деятельности эксперта в ходе проведения мониторинга объективности оценочных процедур (на примере проведения Всероссийских поверочных работ (ВПР)……. 18
Тема 2.4. Деятельность эксперта в ходе государственной
итоговой
аттестации
обучающихся
по
образовательным
программам основного общего и среднего общего образования…….23
Задание 8. Анализ деятельности эксперта при проведении проверки апелляционных работ экспертами предметной комиссии в ходе государственной итоговой аттестации обучающихся………….23
Тема 2.5. Деятельность эксперта в рамках олимпиад
школьников…………………………………………………………...….27
Задание 9.1. Деятельность эксперта при проведении школьного и муниципального этапа олимпиад школьников ………………….…
27
Задание 9.2. Решение педагогической ситуации…………..…...30
Задание 9.3. Анализ заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников ………………………………………...….…..31
Задание 9.4.Оценка содержания и оформления заданий, методики и критериев оценивания, разработанных муниципальными предметно-методическими комиссиями для организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предложенным критериям.……………………………………….....32
Задание 9.5.Оценка содержания и оформления заданий, методики и критериев оценивания, разработанных муниципальными предметно-методическими комиссиями для организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предложенным критериям.…………………….................................34
Задание 9.6.Составление методических рекомендаций для экспертов, осуществляющих проверку олимпиадных работ на школьном и муниципальном уровнях………………………….……...38
Тема 2.6. Деятельность эксперта в сфере государственной
регламентации образовательной деятельности……………………..38
Задание 10. Содержание деятельности эксперта в сфере государственной регламентации образовательной деятельности…...38
5
Тема
2.7. Деятельность
эксперта
при
проведении
профессионально-общественной экспертизы………………………...40
Задание 11. Деятельность эксперта в сфере оценки качества образования в рамках профессионально-общественной экспертизы………………………………………………………...…….40
Задание 12. Представление результатов профессионально- общественной экспертизы по направлениям экспертной деятельности…………………………………………………………….41
Тема 2.8. Деятельность эксперта в рамках процедуры
аттестации педагогических работников…………………………….42
Задание 13. Содержание деятельности эксперта в рамках процедуры аттестации педагогических работников……………….…42
Задание 14. Содержание деятельности эксперта при проведении процедуры аттестации педагогических работников………………….45
Задание 15. Алгоритм экспертного оценивания результативности педагогической деятельности……………...…...…46
Раздел 3. Прикладные аспекты деятельности эксперта в
сфере оценки качества образования………………………………...46
Тема 3.1. Участие эксперта в региональных конкурсах в сфере
оценки качества образования……………………………………….....46
Задание 16. Проведение экспертом профессионально- общественной экспертизы систем оценки качества образования…...46
Тема 3.2. Участие эксперта в процедурах государственной
регламентации образовательной деятельности……………………..52
Задание 17. Деятельность эксперта по итогам внеплановой выездной проверке лицензионных требований к образовательной деятельности образовательных учреждений.……….…………...……52
Задание 18. Участие эксперта в мероприятиях, проводимых в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью………………………………………………………...…54
Задание 19. Документационное сопровождение деятельности эксперта при проведении аккредитационной экспертизы………..….
56
Задание 20. Алгоритм проведения экспертом экспертизы локального нормативного акта………………………………………
…
57
6
Введение
Рабочая тетрадь разработана для слушателей учебной дисциплины «Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» дополнительной профессиональной программы
(программы профессиональной переподготовки) «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» и составлена в соответствии с содержанием программы учебной дисциплины.
Учебный материал в рабочей тетради представлен по разделам и в соответствии с тематикой рабочей программы учебной дисциплины.
Данная рабочая тетрадь – учебное издание, предназначенное для самостоятельной работы слушателей по освоению учебной дисциплины, оно может быть использовано для самостоятельного освоения теоретического материала и формирования практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации.
Рабочая тетрадь предназначена для закрепления пройденного материала и проверки знаний слушателей. Содержит практические задания, способствующие усвоению пройденного содержания учебной дисциплины.
Значительная часть практических заданий в рабочей тетради содержит материалы (тексты документов, выдержки из федеральных и региональных документов, нормативных актов), необходимые для специалистов, привлекаемых к экспертной деятельности в сфере оценки качества образования.
Прежде чем приступить к выполнению заданий в рабочей тетради, слушателям предлагается повторить соответствующий теоретический материал по темам учебной дисциплины. Все задания предполагают письменные ответы слушателей непосредственно в рабочей тетради.
По результатам выполнения практических заданий в рабочей тетради слушателям необходимо заполнить оценочный лист, который предусматривает самоанализ затруднений в освоении содержания учебного материалы данной учебной дисциплины.
Для работы в рабочей тетради слушателям предлагается использовать практикум «Деятельность эксперта в сфере оценки
7
качества образования» к учебной дисциплине «Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования».
Рабочую тетрадь могут использовать преподаватели, участвующие в реализации учебной дисциплины программы профессиональной переподготовки при контроле знаний и умений руководящих и педагогических работников, в процессе обучения слушателей с использованием индивидуальных, групповых, фронтальных форм организации учебного процесса.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№
зада-
ния
Название
задания
Отметка о выполнении
задания
(«+» в полном объеме
«+/-» не в полном объеме
«-» не выполнено)
Анализ выполненного задания
(указать затруднения в случаях
выполнения задания не в полном
объеме или невыполнения задания)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
8
№
зада-
ния
Название
задания
Отметка о выполнении
задания
(«+» в полном объеме
«+/-» не в полном объеме
«-» не выполнено)
Анализ выполненного задания
(указать затруднения в случаях
выполнения задания не в полном
объеме или невыполнения задания)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
9
Раздел 1. Нормативные и методологические основы
деятельности эксперта в сфере оценки качества образования
Тема 1.1. Нормативно-правовые основы деятельности
эксперта. Компетентностный портрет эксперта
Практическая работа 1. Нормативно-правовое аспекты
содержания экспертной деятельности в сфере оценки качества
образования
В рамках выполнения практической работы слушателям необходимо заполнить таблицу 1«Нормативно-правовые основания экспертной деятельности в сфере оценки качества образования».
Таблица 1
Нормативно-правовые основания экспертной деятельности в сфере оценки качества образования
№ п/п
Направление
Процедуры
Нормативно- правовой документ, регламентирующий проведение процедуры
Содержание экспертной деятельности
1 Экспертная деятельность в рамках РИКО
РИКО в форме областной контрольной работы (ОКР)
РИКО в форме индивидуального проекта (ИП)
РИКО в форме комплексной работы (НОО)
2 Мониторинг объективности проведения МСИ,
ВПР,
НИКО,
РИКО
МСИ,
ВПР,
НИКО, РИКО
3 Экспертная деятельность в рамках ГИА
(эксперты
ОГЭ,
EГЭ)
ОГЭ, ЕГЭ
10
№ п/п
Направление
Процедуры
Нормативно- правовой документ, регламентирующий проведение процедуры
Содержание экспертной деятельности
4 Экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников
Всероссийская олимпиада школьников
Областная олимпиада школьников
5 Эксперты в сфере государственной регламентации образовательной деятельности
Лицензирование образовательной деятельности
Лицензионный контроль
Федеральный государственный надзор в сфере образования
Федеральный государственный контроль качества образования
Государственная аккредитация образовательной деятельности
6 Специалисты, привлекаемые к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников
Аттестация педагогических работников
7
Профессионально- общественная экспертиза
Региональный конкурс систем оценки качества образования
Челябинской области
Региональный конкурс
11
№ п/п
Направление
Процедуры
Нормативно- правовой документ, регламентирующий проведение процедуры
Содержание экспертной деятельности официальных сайтов системы образования
Челябинской области
Информационные системы
Профессионально- общественное обсуждение научно- методических материалов и проектов нормативных документов
Информационная безопасность
Тема 1.2. Региональные концепции в сфере оценки качества
образования
Практическая работа 2. Региональная практика в сфере
оценки качества образования
В рамках выполнения практической работы слушателям предлагается изучить региональные концепции в сфере оценки качества образования и заполнить таблицу 2 «Концептуальные основания в сфере оценки качества образования».
12
Таблица 2
Концептуальные основания в сфере оценки качества образования
№
Название концепции
Содержание концепции
1.
Цель:
Ожидаемые результаты:
Практическая значимость для эксперта:
2.
Цель:
Ожидаемые результаты:
Практическая значимость для эксперта:
3.
Цель:
Ожидаемые результаты:
Практическая значимость для эксперта:
4.
Цель:
Ожидаемые результаты:
Практическая значимость для эксперта:
13
Практическая работа № 3. Информационные системы,
применяемые в деятельности эксперта
В рамках практической работы необходимо перейти по ссылкам
(указанным в таблице – режим доступа к системе) на страницы информационных систем, ознакомиться с данными представленными в информационных системах и соотнести назначение конкретной информационной системы с деятельностью эксперта и заполнить пропуски в таблице 3 «Основные данные информационных систем, сопровождаемые ГБУ ДПО РЦОКИО, применяемые в деятельности эксперта».
Таблица 3
Основные данные информационных систем, сопровождаемые
ГБУ ДПО РЦОКИО, применяемые в деятельности эксперта
№ п/п
Наименование информационной системы
Режим доступа к системе
Эксперт/ назначение
1. Федеральная информационная система
«Федеральный реестр сведений документов об образовании и
(или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО)
Закрытая часть
ФИС
ФРДО (
http://10.3.47.15
)
Открытая часть
ФИС
ФРДО
(
http://frdocheck.obrnadzor.
gov.ru/
)
2. Федеральная информационная система оценки качества образования
(ФИС ОКО)
ФИС ОКО https://fis-oko.obrnadzor. gov.ru
3. Информационная система обеспечения процедуры аттестации педагогических работников
(АИС
«Аттестация»)
АИС
«Аттестация» https://apr.rcokio.ru
4. Информационная система мониторинга состояния библиотек общеобразовательных организаций
Челябинской области (ИС МСБ)
ИС МСБ https://books.rcokio.ru