Файл: Первый этап развития социальной политики (вторая половина xvii первая половина xviii вв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 1

1. Первый этап развития социальной политики (вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.) 5

2. Второй этап (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.) 8

3. Третий этап (1860-е гг. – 1917 г.) 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13



ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация в XXI веке представляет собой социальное государство. Период становления в нашей стране основ социального государства, начавшийся в 1990-е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает процесс глобальной трансформации социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности.

Социальное государство ставит перед собой задачи обеспечить гражданам ряд условий:

  • достойный прожиточный минимум;

  • возможность зарабатывать;

  • право на социальные выплаты и льготы для нетрудоспособных граждан и др.

В соответствии с тем, что Россия только в 1993 году ступила на путь эффективного проведения социальной политики закономерно возрастает научный интерес к истокам социальной функции государства в России, условиям ее становления и путям развития. С позиций историко-правового знания социальную функцию государства можно определить как направление его правовой и организационно- практической деятельности, регулирующей уровень жизни и процессы реализации социально-экономических прав личности. С развитием государства трансформируется его социальное назначение, представления о стандартах уровня жизни, объеме и структуре социально-экономических прав населения, а также о пределах вмешательства государства в социально-экономическую сферу в целом и социально-экономическое положение отдельных групп населения в частности.

Процессы становления социальной функции российского государства в историко-правовом аспекте в настоящее время пока исследованы недостаточно. В своем докладе я попытаюсь проанализировать этапы формирования социальной функции государства в России на протяжении XVIII – начала XX веков. Выделено три этапа развития социальной функции Российского государства:


  • вторая половина XVII – первая половина XVIII вв. (появление распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальных проблем определенных категорий населения. Но в этот период забота о населении ещё не является частью внутренней политики, оформленной законодательно);




  • со второй половины XVIII в. по первую половину XIX в. (зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формируются специальные государственные органы для решения социальных вопросов. Социальная деятельность воспринималась как одно из средств для поддержания общественной стабильности);




  • с 1860-х гг. по 1917 г. (система социального законодательства изменилась в условиях развития буржуазной монархии. Основной задачей социальной политики стало ее распространение на широкие слои населения. Обеспечение населения социальными правами человека воспринимается высшей властью как важная составляющая социальной функции государства).


Таким образом, целью данного доклада является: описание основных этапов становления социального государства в Российской Федерации.
Задачи работы:

1. Проанализировать литературу по теме доклада.
2. Выделить основные этапы становления социальной политики.
3. Подробно описать этапы.
4. Сформулировать вывод и оформить доклад.


1. Первый этап развития социальной политики (вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.)

В середине XVII века появились законодательные акты, в которых были впервые отражены вопросы государственной поддержки населения. Первоначально это были отдельные распоряжения о помощи некоторым и довольно малочисленным группам населения. К примеру, указание о социальной помощи семьям погибших пострадавших на государственной военной службе казаков ряда военных частей содержалось в Грамоте Короченскому воеводе Доможирову от 31 марта 1649 г. «О невысылке жен казачьих, стрелецких и пушкарских из дворов мужей, побитых на службе, в полон взятых или умерших».

В дальнейшем меры государственного покровительства пострадавшим на военной службе стали принимать новые формы. 15 июля 1663 г. был издан Указ «О даче вышедшим и впредь выходящим из плену денежного и кормового жалованья». В нем впервые была сделала попытка установить размер государственной помощи в зависимости от звания, места службы и тяжести ранения.

Новым шагом в развитии государственной поддержки пострадавших на военной службе стала организация для них специальных социальных учреждений. 1 августа 1665 г. была основана богадельня для содержания престарелых и увечных воинов, забота о которой поручалась митрополиту Архангельскому Феодосию.

Наряду с оказанием материальной поддержки раненым на военной службе и семьям погибших, во второй половине XVII в. государство начинает распространять меры защиты и на другую категорию населения – нищих и бродяг, которые по старости или

из-за увечья не могли существовать без посторонней помощи. В 1682 г. Федором Алексеевичем было приказано построить две больницы.

Первым специальным социальном органом считается Аптекарский приказ. Большинство исследователей данного вопроса считают, что «на первых порах» Приказ обслуживал только царский двор и лишь во второй половине XVII в. получил функции государственного органа. Об этом свидетельствует развитие штатов Аптекарского Приказа: в 1681 г. количество работников составляло около 80 человек. К обязанностям Приказа относилось: снабжение аптек лекарственными средствами, приглашением на службу иноземных врачей, собиранием и хранением медицинских книг, а также надзор за аптекарскими огородами. Принимаемые в этот период времени законы, как провозглашали права некоторых категорий граждан, так и регулировали механизмы осуществления гарантий. Но как таковой четкой системы социальной помощи не было оформлено. Огромным пластом развития социальной политики стала эпоха правления Петра I. Петр Великий продолжал линию развития, но появилась универсальная законодательная основа. Произошло дальнейшее развитие политики социальной помощи военным и их семьям. Изданный в 1720 г. Морской Устав, в котором находилась глава «О награждении». В данной главе содержался пункт «Об увечных в бою и состарившихся на службе». Именно в этом пункте особе внимание уделялось внимание инвалидам и ветеранам флота, которым гарантировалась государственная помощь в виде госпитализации или денежного вознаграждения, кроме того, предусматривалась помощь семьям убитых.

Ещё одно важное нововведение Петра I – покровительство государства для лиц, не имевших средств к существованию (люди, не имеющие собственного жилья, доходов или же близких родственников). Государственная помощь начала приобретать всеобщий характер, а не восприниматься как заслуга за участие в военных кампаниях или государственных делах. Таким образом, при Петре I главным критерием получения государственной поддержки в социальном плане стало бедственное положение и реальная нуждаемость в получении поддержки.


16 января 1712 г. был принят Указ, согласно которому расширился круг институтов, обязующихся осуществлять социальную помощь населению.

Одной из характерных черт социального законодательства Петровской эпохи появилась регламентация социальной реабилитации незаконнорожденных детей и сирот. Была предпринята система спасения и воспитания незаконнорожденных. Особое внимание этой проблеме уделялось потому, что ранее таких детей убивали в младенчестве. В этом вопросе показателен Указ от 4 ноября 1715 г. «О сделании в городах при церквах гошпителей для приему и содержания незаконнорожденных детей».

В первой четверти XVIII в. появились предпосылки к возникновению элементов социальной политики, которые получат оформление на следующих этапах развития. К таким элементам можно отнести: развитие народного образования. Среди заслуг в этой области во время правления Петра I можно выделить приказ открывать греко-латинские школы в разных городах, также появились специализированные учебные заведения.

Можно сделать вывод, что первый этап является начальным в становлении социальной политики Российского государства. Распоряжения власти носили характер эпизодический и несистемный, и направлены они были только на решение социальных проблем некоторых категорий населения. Постепенно эти распоряжения принимали законодательную форму, но были не последовательны.


2. Второй этап (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.)

Время, рассматриваемое на втором этапе становления социальной политики, относится к правлению Екатерины II. Законотворческая деятельность екатерининского правительства ознаменовало собой новый этап развития социальной политики. При Екатерине II была реализована политика просвещенного абсолютизма, согласно его теории существовал идеальный образ монарха, как «отца подданных», который был обязан заботиться о благе всех подданных. Именно этот постулат и послужил стимулом к развитие социальной политики.

Именно в период правления Екатерины II элементы социальной политики, возникшие в петровскую эпоху, начинают активно меняться и развиваться. Начинает оформляться единая система социальной реабилитации для нуждающихся. Кроме того, появляется системность в сфере народного просвещения и медицинского обеспечения. При Екатерине II социальное обеспечения населения становится одним из устойчивых направлений государственной политики.


В плане проведения социальной политикой Екатериной II характерен Манифест от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении в Москве Воспитательного Дома, с особливым гошпиталем для неимущих родильниц».

Ещё один указ, изданной Екатериной II в направлении социальной политики «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи» от 7 ноября 1775 г. Именно в этом документе содержится признание социальной функции одним из важнейших направлений управленческой работы государственных чиновников. Руководству губерний, уездов, городов было предписано следить за состоянием некоторых социальных проблем, таких как снабжением продуктами питания, численность малообеспеченных граждан и т.д. Кроме того, в этом Указе была заложена законодательная система единой системы государственных социальных, медицинских, образовательных учреждений. Учреждались Приказы Общественного Презрения, которые должны были заниматься воспитанием, содержанием и лечением граждан, нуждавшихся в социальной поддержке. Предусматривалось также создание четырех типов социальных учреждений: сиротских домов, богаделен, работных домов, смирительных домов. В период правления Екатерины II Приказы Общественного Презрения были созданы в большинстве губерний. После смерти императрицы система специальных социальных учреждений продолжила развиваться, но не хватало средств на их содержание. Учреждения финансировались как государством, так и личными пожертвованиями, но четкой регламентации в этом плане не было.

Помимо этого, существовали сословные ограничения, поскольку крепостные оставались «за бортом» государственной поддержки. Социальное обеспечение крепостных крестьян всецело относилось к ведомству помещиков, которым принадлежали эти крестьяне и не подлежало государственному контролю.

3. Третий этап (1860-е гг. – 1917 г.)

В 1861 году произошла отмена крепостного права, следом были проведены Великие реформы. Эти события ознаменовали новый виток в развитии социальной политики. После ликвидации крепостничества, появились группы юридически свободного населения, которые попали «под прицел» государственной социальной политики. Это повлекло изменения в сферах государственного здравоохранения, образования и социального обеспечения малообеспеченных граждан. 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в котором социальные направления деятельности органов самоуправления были определены так: