Файл: Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(БПОУ «Омский АТК»)

Курсовая работа на тему: Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов

Выполнила:

Амелина А.С

студент группы дОДЛ401

Специальность 38.02.03

Операционная деятельность в логистике

Проверила:

Омск 2023

ВВЕДЕНИЕ

1. Закупочная логистика

1.1 Сущность закупочной логистики, ее цели и задачи

1.2 Основы эффективности закупочной логистики

1.3 Методы закупки товаров

2. Процесс закупок материальных ресурсов на примере организации ООО «ПРЕСТО-РК»

2.1 Оценка эффективности закупочных операций и возможность сокращения общих затрат на закупки

2.2 Характеристика ООО «ПРЕСТО-РК»

2.3 Процесс закупок на ООО «ПРЕСТО-РК»

3. Оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК»

3.1 Оценка процесса закупок на основе контроля фактора «времени»

3.2 Оценка рейтинга поставщика

3.3 Оценка процесса закупок на основе контроля фактора «цена»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества.

Материальные затраты имеют наибольший удельный вес в текущих затратах на производство в большинстве отраслей производственной сферы. От того, как на предприятии осуществляется процесс материально-технического снабжения и контроль за соблюдением режима экономии, зависят наиболее важные показатели работы предприятия - объём производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность. Поэтому выбор правильного метода закупок материальных ресурсов и рациональная оценка эффективности выбранного метода обеспечивает предприятию снижение издержек на обеспечение предприятия материальными ресурсами.

Целью данной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК».

Задачи данной работы:

Ознакомиться с задачами и целями закупочной логистики

Изучить методы закупок материальных ресурсов;


Рассмотреть показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов;

Рассмотреть процесс закупок на примере организации;

Провести оценку эффективности закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК»

Закупочная логистика

1.1 Сущность закупочной логистики, ее задачи и цели

Закупка материальных ресурсов является функцией закупочной логистики. Зaкyпoчнaя лoгиcтикa - этo yпpaвлeниe мaтepиaльными пoтoкaми в пpoцecce oбecпeчeния пpeдпpиятия мaтepиaльными pecypcaми.

Цeль зaкyпoчнoй лoгиcтики - нaдeжнoe и кaчecтвeннoe oбecпeчeниe пpoизвoдcтвeнныx пoдpaздeлeний фиpмы мaтepиaльными pecypcaми, нeoбxoдимыми для выпoлнeния зaдaннoгo пpoизвoдcтвeннoгo pacпиcaния.

Цели отдела закупок любой производственной организации:

приобретать товар по наиболее выгодной цене,

поддерживать высокую оборачиваемость товарных запасов,

гарантировать доставку товаров на фирму,

приобретать товар наилучшего качества,

взаимодействовать только с надежными поставщиками, поддерживать доброжелательные партнерские отношения с надежными поставщиками,

снижать долю расходов на закупки в общих логистических издержках,

вести эффективный автоматизированный учёт приобретаемых товаров и поддерживать другие информационные системы компании.

Приоритеты достижения каждой цели определяются самой компанией в зависимости от её экономического положения. например, в моменты товарного дефицита фирмы в первую очередь будут заботиться о том, чтобы гарантировать поставки, а в периоды насыщения товарного рынка особенно важным становится поддержание товарооборота компании на достаточном уровне при минимизации вложений в товарные запасы.

Задачи, относящиеся к закупочной логистике:

1. определение потребности в материальных ресурсах. Для этого отдел закупок получает информацию от отдела маркетинга, производственного отдела, службы логистики, операционно-аналитического отдела. Расчет средств на приобретение материальных ресурсов. Для расчетов необходимы данные из бухгалтерии и финансового отдела о наличии свободных оборотных средств.

2. поиск, анализ данных, выбор поставщиков. Это важная функция отдела закупок включает тщательное исследование рынка поставщиков по интересующей продукции, поиск наиболее квалифицированных поставщиков, предоставление необходимых услуг до и после продажи. В результате анализа выбираются приемлемые поставщики. Определение условий поставки и оплаты: переговоры с поставщиками, на которых обсуждаются условия доставки, формы оплаты, возможность получения отсрочек платежа.



3. заключение договоров и контроль исполнения. Данная функция отдела закупок выполняется при тесном сотрудничестве с юридическим отделом. Так как важно в договоре соблюсти все интересы компании. Действия в случае нарушений условий поставки. Санкции в отношении поставщика, нарушевшего условия поставки, могут иметь разный характер: от простого предупреждения или мелкого штрафа, до расторжения договора с ним.

4. получение материальных ресурсов. Обработка входящих потоков материальных ресурсов, идентификация продукции, уточнение количества, подготовка отчетов и перемещение сырья к месту его использования и хранения.

5. проверка поступающей продукции и подтверждение качества. Проверка и подтверждение того, что поступающее сырьё, материал и услуги отвечают требованиям, то есть соответствуют договору и сертификации.

Для эффективного функционирования отдел закупок должен обладать полномочиями на принятие решений при совершении закупок в следующих областях:

- выбор поставщика. Отдел закупок должен иметь опыт в определении того, кто производит нужную продукцию и как анализировать надежность поставщика,

- метод ценообразования. Определение общей стоимости закупки для формирования цены и условий договора. Это одна из основных экспертных областей деятельности отдела закупок. Здесь можно иметь место для маневра, если необходимо достичь минимальных цен и общей стоимости закупок материальных ресурсов,

- сертификация,

- контроль над контактами с поставщиками. Отдел закупок должен поддерживать взаимоотношения с потенциальными поставщиками. Если работники компании (производственного отдела) будут непосредственно сами работать с поставщиками без уведомления отдела закупок, то это будет способствовать осуществлению продаж, когда потенциальный поставщик будет оказывать влияние на спецификацию готовой продукции таким образом, что он станет единственным источником снабжения. Если техническому персоналу поставщика необходимо непосредственно встретиться инженерами фирмы-покупателя, то отдел закупок организует такие встречи.

Приведенный перечень является одним из вариантов набора полномочий работника отдела закупок производственного предприятия. В каждой фирме отдел закупок/снабжения имеет свой объем полномочий , которые зависят от организационной структуры предприятия и логистической системы в целом.

1.2 Основы эффективности закупочной логистики

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материальных ресурсов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка закупок, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен - главный, но существенную роль играет также анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.


Эффективность закупочной логистики в первую очередь зависит от эффективности материально-технического обеспечения. Последняя представляет собой комплексную экономическую категорию, которая отражает качество функционирования действующей на предприятии закупочной системы и ее составляющих. Эффективность логистики на этапе материально-технического обеспечения характеризуется рядом взаимосвязанных показателей, которые численно выражают результаты деятельности всех подразделений закупочной системы по отношению к затратам или ресурсам их производственного потенциала.

Наиболее распространенными показателями, рассчитываемыми при проведении анализа эффективности материально-технического обеспечения, являются:

Обобщающие показатели эффективности использования затрат (ресурсов) труда, связанных с процессом обращения средств производства,

производительность труда,

фондоотдача;

материалоемкость,

скорость обращения товаров и оборотных средств,

рентабельность.

Эти и другие показатели, как правило, рассматриваются в динамике по сопоставимым периодам.

Наиболее распространенными критериями оценки эффективности логистики на этапе закупок являются:

степень обеспечения предприятия продукцией производственно-технического назначения;

оборачиваемость запасов средств предприятия;

эффективность материальных ресурсов.

Стоимостным показателем закупочной логистики, который отражает результаты живого труда на этапе обеспечения процесса производства и хозяйственной деятельности предприятия, является чистая продукция материально-технического обеспечения. Она не имеет натурально-вещественной формы. Указанный показатель рассчитывается исключением из валовой продукции материальных затрат и может быть рассмотрен как добавочный на этапе подготовки материальных ресурсов к производственному процессу.

Специалисты, анализирующие эффективность закупочной логистики за рубежом, установили, что благодаря применению аналогичной схемы производительность труда работников фирм, занятых, в частности, на транспортировке грузов, увеличилась в целом на 10 %. [1]

1.2 Методы закупки материальных ресурсов

При opгaнизaции зaкyпoк иcпoльзyют cлeдyющиe мeтoды:

Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия постаки всей партии, повышение торговой скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.


Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькy oфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaза.

Ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.

Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

Количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

Оплачивается только поставлено количество товара;

По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества данного метода: отсутствие твёрдых обязательств по покупке определённого количества товара, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - нечасто используемых товаров, когда невозможно получить их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщика. Недостаток данного метода - увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.

2 Процесс закупки материальных ресурсов на примере организации ООО «ПРЕСТО-РК»

2.1 Оценка эффективности закупочных операций и возможность сокращения общих затрат на закупки

Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование