Файл: Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.

Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырьё, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надёжного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) - одна из важнейшей функции в фирме, поэтому для организации очень важна оценка эффективности проведения закупки материальных ресурсов.

При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценивать работу службы закупок фирмы. Принимается во внимание выполнение плана закупок по объёмным и качественным показателям, соблюдение бюджета фирмы, объём сэкономленных средств. Возможно, также примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций. Проследив, таким образом, всю деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности работы отдела, а также определить имеющиеся проблемные моменты.

Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены, надежность поставщиков.

Контроль фактора времени подразумевает контроль задержанных поставок, а также последствий опозданий. При этом должны анализироваться такие показатели, как: доля задержанных заказов, доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие материальных ресурсов на складе и другие.

Фактор «цена» подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности, их сравнение с ранее намеченными ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок.

Надежность поставщика подразумевает соответствие качества и объёмов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца: доля просроченных доставок и отказов поставки; доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции; доля заказов, доставленных вопреки договору не единой партией; качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом повреждённых грузов.

Логистическому менеджменту организации следует уделять внимание сокращению общих затрат, связанных с процессом закупки, поскольку затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости производства готовой продукции развитых стран. Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: собственно цена материальных ресурсов, затраты на транспортировку и управление запасами материальных ресурсов (складирование, грузопереработка, хранение и другое).


Выигрыш от рациональной организации закупок может быть весьма значительным. Для сокращения затрат на закупки необходима целенапрвленная политика логистического менеджмента компании, включающая такой комплекс мероприятий как:

- совершенствование планирования потребности и нормирование расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;

- устранение потерь от брака в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

- максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;

- исключение, по возможности промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

- доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими партиями с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;

- минимизация уровней запасов материальных ресурсов во всех звеньях складской системы.

На рисунке 1 представлена Логистическая цепь, каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, то есть тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Информационный поток

Материальный поток

На представленной схеме видно, что функция закупки относится к логистике снабжения. В данной работе будет рассматриваться процесс закупок материальных средств, на примере полиграфического предприятие ООО «ПРЕСТО-РК».

2.2 Характеристика ОАО «ПРЕСТО-РК»

Предприятие ООО «ПРЕСТО-РК» создано в 1994 году в городе Москва, предприятие занимается оказанием полиграфических услуг.

В первые годы своего существования предприятие являлось небольшим рекламным предприятием, размещающим заказы на печать в различных типографиях.

Сейчас ООО «ПРЕСТО-РК» располагает собственной полиграфической базой и владеет различными технологиями.

Услуги, предоставляемые ООО «ПРЕСТО-РК»:

дизайн и печать любой, цветной и черно-белой, полиграфической продукции;

высечка, сборка, переплет;



верстка и фотосъёмка;

цветокоррекция и ретушь;

печать бланков, визиток, брошюр;

книги, журналы, календари;

канцелярия;

упаковка.

2.3 Процесс закупки материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК»

В структуре издержек производства полиграфических предприятий материальные затраты превышают расходы на заработную плату, а по некоторым видам продукции их доля составляет более 50% всех затрат на производство. В связи с этим вопросы рационального и экономного использования материальных ресурсов, а также процесс своевременного обеспечения предприятия материальными ресурсами необходимого качества и количества, должны постоянно находиться в поле зрения руководителей полиграфических предприятий.

В состав материальных ресурсов ООО «ПРЕСТО-РК» входят следующие группы:

Основные материалы. Материалы, которые непосредственно входят в состав изготовляемой продукции: бумага, краски, используемые для изготовления тиража; картон, нитки, клей, проволока, переплетные материалы, прочее;

Вспомогательные материалы технического назначения. Эти материалы, не являясь составной частью полиграфической продукции, участвуют в основном процессе ее изготовления (фотоплёнка, формные пластины и др.);

Вспомогательные материалы для эксплуатационно-технических и хозяйственных целей (обтирочные, смазочные материалы);

Материалы многоразового использования. Материалы, которые не полностью расходуются за один производственный цикл (монтажная основа);

Малоценные и быстроизнашивающиеся материалы;

Запасные части для ремонта оборудования;

Тарные материалы для изготовления упаковки и обменная тара;

Топливо и энергия для технологических целей;

Оборудование, мебель и другой инвентарь.

Для закупки первой и второй групп материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК» используется прямая форма снабжения, при которой используется метод оптовых поставок, предприятие получает материальные ресурсы непосредственно со склада предприятия-изготовителя. При этом устанавливаются прямые хозяйственные связи между ООО «ПРЕСТО-РК» и предприятием-изготовителем, также устанавливается минимальная величина размера поставки. Так как материальные ресурсы первых двух групп характерны большие среднесуточные объёмы потребления, то такая форма снабжения наиболее экономична за счет сокращения транспортно-заготовительных расходов.

Для закупки остальных групп материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК» используется складская форма снабжения, при которой материальные ресурсы от предприятия изготовителя поступают сначала на склады фирм-посредников, у которых предприятие закупает нужное количество материала. Благодаря такой форме закупок предприятие избегает создания излишков на складах и в производственных подразделениях предприятия, что способствует улучшению использования материальных ресурсов и повышению прибыльности предприятия.


Поставка материальных ресурсов на склады предприятия осуществляется на основе хозяйственных договоров. В договоре указывается наименование, ассортимент, сортность с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, срок действия договора и сроки поставок материальных ресурсов, цена за учетную единицу и стоимость материала по конкретной позиции, общая стоимость по всем позициям, условия оплаты и ответственность сторон за соблюдение условий договора, а также оговариваются права и обязанности сторон. Хозяйственный договор на поставку материальных ресурсов может быть разовым, краткосрочным и долгосрочным, это зависит от группы материальных ресурсов.

Предприятие ООО «ПРЕСТО-РК» работает с разными поставщиками, в зависимости от сервисных услуг поставщика, доставка материальных ресурсов осуществляется двумя способами: самовывозом материальных ресурсов со склада поставщика, используя собственные транспортные средства, и централизованно - с использованием транспорта поставщика.

Закупка материальных средств предприятия осуществляется по системе с фиксированным размером поставки.

На рисунке 2 представлена схема процесса закупки материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК».

Рис. 2. Схема процесса закупки материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК»

На этапе определения предмета закупки составляется список материальных ресурсов, которые необходимо закупить, затем определяются объемы закупаемых ресурсов. Выбор поставщика делается исходя из того, какие ресурсы необходимо закупить и к какому сроку, на этапе выполнения заказа осуществляется заказ необходимых ресурсов, составляется договор поставки. После приемки и проверки материальных ресурсов, товар размещается на склад предприятия.

Для выявления недостатков проведения закупочных работ на ООО «ПРЕСТО-РК», необходимо произвести оценку эффективности закупок материальных ресурсов.

3. Оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК»

Общими показателями для оценки процесса закупок материальных ресурсов на производственном предприятии являются: фактор «времени», фактор «цены» и фактор «надежность поставщика». С помощью этих трех показателей будет произведена оценка эффективности процесса закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК».

3.1 Оценка процесса закупок на основе контроля фактора «времени»


При анализе фактора «времени» производится контроль задержанных поставок и последствий опозданий поставок.

Таблица 1. Контроль фактора «времени» за последние 3 месяца

Показатели оценки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Доля задержанных поставок

5%

0,3%

0%

2. Доля случаев, когда просрочки вызвали ощутимое отсутствие материальных ресурсов на складе

2%

0%

0%

3. Число случаев остановки производства в результате просрочки доставки ресурсов

0%

0%

0%

Вывод: Контроль фактора времени показывает, что доля задержанных поставок не велика, задержка поставок не привела к серьёзным последствиям и остановке производства. Можно сделать вывод, что отдел закупок вовремя осуществляет заказ материальных ресурсов, с точки зрения фактора «времени» выбраны надёжные поставщики.

3.2 Оценка рейтинга поставщика

Чтобы оценить надежность поставщиков ООО «ПРЕСТО-РК» необходимо рассчитать рейтинг поставщиков, с которыми работает предприятие, и сравнить его с рейтингом других потенциальных поставщиков. Для этого необходимо составить критерии, по которым будет оцениваться рейтинг поставщиков. На основе изучения рекламных материалов, фирменных каталогов и объявлений в средствах массовой информации нужно составить экспертные оценки потенциальных поставщиков, и оценку поставщиков-партнёров на основе результатов работы с ними.

В приведенных ниже таблицах произведен расчет рейтинга поставщика-партнёра ООО «ПРЕСТО-РК» и рейтинг выявленного потенциального поставщика. Расчет рейтинга поставщиков производился для основных материальных ресурсов предприятия.

Таблица 1. Расчет рейтинга поставщика-партнёра

Критерий выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку

1. цена товара

0,15

8

1,2

2. соответствие качества товара, качеству, зафиксированному в договоре

0,15

10

1,5

3. условия платежа

0,15

6

0,9

4. возможность внеплановых поставок

0,10

3

0,3

5. финансовое состояние поставщика

0,10

4

0,4

6. Качество услуг

0,10

4

0,4

7. Число повреждённых грузов

0,15

7

1,05

8. доля отказов от поставки

0,10

9

0,9

Всего:

1

6,65

Таблица 2. Расчет рейтинга потенциального поставщика