Файл: Феномен массовой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.











ЭССЕ

на тему: «Феномен «массовой» культуры».

Влияние на человека.

Что такое феномен «массовой» культуры и как он влияет на жизнь человека и общество в целом? О массовой культуре как особенном феномене социума заговорили в середине 20-го века. Это уникальное явления постиндустриального общества. Особенностями массовой культуры является ее сложная структура и многообразие функциональных направлений. Она является одной из популярных и распространённых в современной социокультурной среде. Многие авторы предлагали теории массовой культуры, анализируя ее влияние на социум. Практически все отмечают ее специфику, уникальность, различные тенденции в развитие в зависимости от исторического периода и критериев общества и социальных групп. Однозначно описать это явление невозможно. Оно похоже на улей с пчелами, которые летают по отдельности, но всё же в рамках одного пространства и наделены схожими функциями в своем сообществе. Если говорить об истоках, то можно отметить, что про массовую культуру начали появляться мнения ещё в конце 19-го века. Однако о массовой культуре как о глобальном социально-культурном явлении заговорили только с середины 20-го век[Минаков, 2019].

Я соглашусь с современным понятием массовой культуры, которая представляет собой совокупность культурных ценностей, явлений, видов искусства и жанров, которые развиваются и распространяются на базе современных технологий и средств массовой коммуникации и информации [Минаков, 2019].

Как вы представляете производство продукта массовой культуры? Это интересный вопрос и каждый его представляет по-своему. По моему мнению, берется определенный сегмент населения или социальная группа. Возьмем для примера домохозяек и бабушек. У них много свободного времени. Есть мнение, что массовая культура представляет собой лишь «средство заполнения свободного времени, которое надо как-то убить» [Мареева, 2008, с.124. Оно действительно оказывается «убитым», потому что личность в итоге оказывается не обогащенной внутренне, а опустошенной. Происходит регрессный процесс. Домохозяйки и бабушки «окультриваются» дома и коммуницируют в общественных местах - магазинах, парках, поликлиниках, неся «правду в массы», которую видели по телевидению или слшали от знакомых. Это прекрасные «уши» для развития и отработки качественного или некачественного массового продукта массовой культуры. Для них запускается на телевидение ряд ток-шоу и передач о ежедневных проблемах общества. Стоит отметить, что передачи на разных каналах настолько идентичны, что даже ведущие схожи по внешности. И весь процесс от создания до презентации передачи аналогичны – тематика проблем, тайминг, развитие сюжета, кульминация главного момента.


Можно ли это смотреть каждый день и превращать свою жизнь в «день сурка»? Я полагаю, что можно и многие так и делают. Массовая культура рассчитана на то, чтобы «без труда вытянуть рыбку из пруда». В массовом продукте человеку не надо особо задумываться ни над чем – по сюжету все понятно, что произойдет в конце серии. Интересно ли такое времяприпровождение? Многим это нравится из-за простоты жизненного момента – посмотрел чужую судьбу, поплакал, порадовался, получил порцию эмоционального всплеска и всё – можно идти в свою жизнь.

Что хотелось бы этим сказать… Массовая культура близка многим из-за предсказуемости и стабильности: ты знаешь, что следующая серия все равно будет, ты знаешь примерный сюжет, ты включаешь телевизор, чтобы уйти в проблемы чужих людей. Хотя на самом деле ты от своих проблем не уходишь, да еще добавляешь чужие слезы и судьбы. К основным жанрам массового «искусства» можно отнести детективы и «дамские романы» (в литературе), «мыльные оперы», ток-шоу, викторины (на телевидении), попса (в музыке) и т.п. [Минаков, 2019].

Чем хороша культура с точки зрения её производителя (по моему мнению)?

1. Она популярна. То есть ты всегда найдешь клиентов, например, на «мыльные оперы» и детективы.

2. «Пипл хавает» - резкое, но точное выражение, применимое к массовой культуре. Она выполняет коммерческую функцию. То есть, если выпускать примерно похожую продукцию (фильмы, передачи, ток-шоу) для конкретного сегмента потребителя, то у тебя всегда будет прибыль и зритель.

3. Людьми можно управлять. Это самый важный пункт сегодня в рамках рассмотрения массовой культуры как социального феномена. Контроль над людьми - это одна из важных задач и функций государства. И с этой точки зрения, массовая культура несёт большую смысловую нагрузку и ответственность, так как рассчитана на «большинство» и среднего потребителя. Какую идеологию и ценностные ориентиры несет массовая культура как социальное явление общества, такими ценностями и будет «пропитываться» человек и его сознание. Это очень заразная вещь, сравнимая с эпидемией. Со стороны массовую культуру не видно, но она пронизывает насквозь всю нашу жизнь и все сферы жизнедеятельности социума.

Важно отметить, что массовая культура формируется в современном человеке чисто потребительское отношение. Многие люди уважают, любят и искренне ценят то, что удовлетворяет их потребности, им доставляет истинное удовольствие и развлекает их. Они подменяют подлинную культуру в самом высоком, эстетичном её виде массовыми развлечениями. Я много наблюдаю вокруг себя таких явлений, например, в студенческой среде, такое эгоцентричное поведение. Молодежь отвлекается от реальных жизненных ситуаций и проблем мимолетными развлечениями, основанными на временном удовольствии. Сегодня существует целая глобальная индустрия развлечений, целью которой является подмена подлинного, настоящего искусства, философии и науки. Современное молодое поколение не привыкло работать, оно отличается пассивным потреблением, которое не требует расхода своих внутренних ресурсов личности и раскрытия ее потенциала. В результате

энергия человека тратиться совершенно впустую, ведь он может много полезного производить для себя и социума, однако он привык обходить трудности стороной.

Зачем напрягаться, если можно расслабиться и получать удовольствие? Зачем работать на заводе, если можно стать блогером, нести с экранов массовый популярный информационный контент и зарабатывать «лайки» и деньги? Зачем читать книги, если есть аудиокниги, телевидение и интернет ресурсы? Зачем создавать дорогостоящий исторический фильм, если можно снять очередной стандартный тематический сериал? Такими категориями, к сожалению, рассуждает поколение Z, имеющее клиповое поверхностное мышление и выхватывающее много ненужной информации. Клиповое мышление - от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» - это тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, яркими образами, короткими кусками, он не может сосредоточиться, постоянно перескакивает с одного на другое. Такие особенности встречаются в большинстве случаев у молодых людей. В этом «виноват» большой информационный поток, который идет через интернет ресурсы, телевидение. Мозг не успевает перерабатывать всю информацию и человек выхватывает ее кусками. Образовательный процесс при этом становится насыщеннее и интереснее, однако глубокими знаниями люди после такой учёбы похвалиться вряд ли смогут [Иванов, 2018].

Сегодня очевидно, что массовая культура создается профессионалами-ремесленниками, а ее конечный потребитель – это пассивная личность. Важно отметить, что особенностью массовой культуры, которая производится для рынка, является способность не напрягать интеллектуально человека. Я соглашусь с мнением М. Вебера, который назвал вышеуказанных субъектов массовой культуры «специалистами без души и потребителями удовольствий без сердца». [Минаков, 2019].

Современное общество противоречиво относиться к феномену массовой культуры. С одной стороны, данный феномен оправдан поиском новых инструментов успешной социализации личности и универсального построения его жизни, с другой стороны, массовая культура «убивает» индивидуальность, уникальность личности. Она усредняет людей, стандартизирует и контролирует нашу жизнь. Многие обвиняют массовую культуру в манипуляции сознанием, принижением значимости исторических, культурных и художественных ценностей. В данном случае я соглашусь с этими упрёками в сторону массовой культуры, которая подавляет свободу мысли и действий, свободу личности.


Сегодня информационное поле настолько многопланово, что с помощью массовой культуры можно вести войны на основе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Например, в свете последних событий и военных действий на Украине, можно наблюдать, как «зомбируют» людей массовым одноплановым потоком информации. Западная пресса, телевидение, интернет и радио работают над созданием идеологии на основе русофобии. Мое мнение, как человека мира, что это недопустимо. Подмена терминологии, переворачивание фактов, ложь, игра с понятиями, историческими артефактами и общечеловеческими ценностями губительно действуют на сознание людей. Они превращаются в толпу зомбированных бездушных роботов. Негативная тенденция заключается в том, что производители массовой культуры работают над тем, чтобы отключить интеллект и способность анализировать информацию, отличать объективную и субъективную подачу материала.

Я полагаю, что массовая культура - это сложное и противоречивое явление в современном мире. С помощью различных инновационных технологий люди получают сегодня доступ к любой информации, к разным формам и типам культуры. Выбор велик, и в нем легко потерять свою индивидуальность. Я считаю, что массовая культура заслуживает более глубокого анализа, оценки и изучения ее влияние на толпу и отдельную личность [Пронькина , 2012, с.34].

Нельзя не согласиться, что массовая культура сегодня является неотъемлемой частью культурно-исторического процесса. С помощью своей универсальности и открытости на получение доходов является необходимой основой гражданского общества и правового государства.

Я присоединяюсь к мнению авторов, предложенному в литературе: «Начиная с самых начальных этапов образования и воспитания, человек должен приобщаться к наиболее значимым достижениям культуры и искусства, понимать их ценность и смысл, учиться осваивать мир и выстраивать свою жизнедеятельность по законам красоты. Это позволит людям критически относиться к различным феноменам культуры, своим собственным интересам, к миру в целом и к миру собственной жизни, начиная с быта и заканчивая духовностью» [Швецова, 2016, с.47]. Это высказывание показывает, что все-таки высшие достижения культуры и искусства являются жизненным ориентиром и эталоном для примерного сравнения уровня тех или иных культурных ценностей, традиций. Критичность к себе и к миру массовой культуры, полагаю, - это необходимый критерий успешной жизнедеятельности человека.


Для меня остаётся один вопрос: как жить с феноменом массовой культуры? Если принимать ее за ценностные жизненные ориентиры и следовать ей, как большинство, то ты теряешь индивидуальность и, вполне возможно, не раскроешь свой внутренний ресурс, потенциал своей личности. С другой стороны, путь против массовой культуры нелёгкий, во многом творческий, индивидуальный и непредсказуемый. Идти по своему собственному пути сложнее, чем шагать вместе с массами. Но этот путь интереснее и увлекательнее, он уникален по своей сути. И он может раскрыть творческие способности моей личности. Этот вопрос о выборе своего индивидуального пути или общего, признанного всеми, для меня пока остаётся открытым.

Список литературы:
1. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов. – М.: АПК и ПРО, 2018. – 87 с.

2. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М., 2008. - с. 361.

3. Пронькина А. В. Массовая культура как культурологическая категория // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2012. - № 1 (34). - с. 74.

4. Швецова А.В., Норманская А.В. Массовая культура как проблема современного общества: общетеоретический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. - № 6 (74). - с. 59.

5. Минаков И.П. Феномен массовой культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2019. - №10 . – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-massovoy-kultury (дата обращения: 10.10.2022)