Файл: Содержание Введение 3 Механизм функционирования проектов на принципах гчп 4 Сравнительный анализ гчп в России и странах мира 17 Заключение 46 Список использованных источников 48 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение 3

1. Механизм функционирования проектов на принципах ГЧП 4

2. Сравнительный анализ ГЧП в России и странах мира 17

Заключение 46

Список использованных источников 48

Введение
В современном мире все большую актуальность приобретают различные методы, которые способны оказать содействие государству в выполнении его задач. В условиях дефицита бюджетных средств, государственные органы прибегают к поиску новых источников, позволяющих привлечь внебюджетное финансирование для реализации инфраструктурных проектов. В связи с этим особый интерес у государства будут иметь проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства.

Для этого государственным гражданским служащим необходимо получить принципиально новые компетенции, в рамках которых они должны будут понимать не только особенности функционирования бизнеса, но и уметь взаимодействовать с ним по принципам равноправия и равенства сторон для достижения взаимовыгодных целей. Именно посредством такой кооперации государство сможет добиться положительных результатов в развитии страны.

Первостепенным в данном случае выступает учет зарубежного опыта, для которого применение ГЧП является одним из наиболее оптимальных способов решения социально-экономических проблем.

1. Механизм функционирования проектов на принципах ГЧП
Во всех странах с рыночной ориентацией национальное предпринимательство играет важную роль в деловой системе. Конкретные обстоятельства предпринимательства в российском государстве зависят от четырех обстоятельств.

Первая ситуация заключается в том, что современная форма национального предпринимательства в России является в основном продолжением прежних экономических отношений, а именно повсеместной национализацией (национализацией) предприятий.

Вторая ситуация заключается в том, что в Российской Федерации и других странах с развивающимися рыночными отношениями явно необходимы национальное предпринимательство и секторы национальной экономики.

В-третьих, в Российской Федерации вмешательство органов государственной власти и исполнительной власти в экономику является традиционным и непрерывным.


В-четвертых, в России традиционно государственнический менталитет.. По сравнению с негосударственным предпринимательством в любой организационно-правовой форме, общественность в целом больше доверяет отечественному предпринимательству, в основном из-за того, что различные компании имеют множество мошеннических фактов1.

Государственная собственность на федеральную собственность, разграничение собственности субъектов Российской Федерации и государственной собственности на муниципальную собственность разделяет функции федеральных, региональных и местных органов управления природными ресурсами, капиталом и финансовыми ресурсами.

Государственное имущество передается государственным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество (бюджетные средства и др.), не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляет казну Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Государственный сектор включает публичные компании с ограниченной ответственностью, где право голоса принадлежит государству, государственным предприятиям и государственным учреждениям. Поэтому планы развития государственного сектора разрабатываются для обозначенных экономических субъектов. Задачи производственной и финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются Федеральным законом «О государственных предприятиях»2.

Экономическая структура государственного сектора состоит из компаний по производству материалов, контролируемых непосредственно государством или через акционерные общества. В их число входят предприятия топливно-энергетического комплекса, основные виды транспорта, коммуникационные и оборонные комплексы, предприятия, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни и использующиеся для производства алкогольных напитков.

Для государственных объединенных предприятий государственные органы осуществляют планирование и регулирующее влияние напрямую. Это выражается в утверждении устава, назначении менеджера компании, подписании контракта с компанией и контроле деятельности посредством периодических отчетов и других методов. Компания обязана осуществлять только деятельность, указанную в ее уставе, и распоряжаться закрепленными за ней активами с согласия учредителя.

В уставе отражены тематика бизнеса, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность лица, ответственного за результаты хозяйственной деятельности, и другие нормативные акты. Контракт, подписанный с менеджером компании, содержит определенные условия, которые ставят размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономических условий и устанавливают ответственность за принятие решений, не благоприятных для компании

3.

Поэтому национальное предпринимательство играет важную роль в бизнес-системе всех стран с рыночной экономикой. Конкретные обстоятельства предпринимательства в российском государстве зависят от четырех обстоятельств. Основная форма предпринимательства в российском государстве - государственный сектор. Государственный сектор включает публичные компании с ограниченной ответственностью, где право голоса принадлежит государству, государственным предприятиям и государственным учреждениям. Поэтому планы развития государственного сектора разрабатываются для обозначенных экономических субъектов.

Одним из направлений развития государственного сектора национальной экономики является государственно-частное партнерство, целью которого является повышение эффективности взаимодействия государства и частных организаций. В российской Федерация данная форма взаимодействия государства и частных организаций начала развиваться с 2004 года. Инструментами и институтами государственно-частного партнерства в России являются: инвестиционный фонд Российской Федерации; особые экономические зоны; концессионные соглашения; Российская венчурная компания; федеральные целевые программы России, Федеральную адресную инвестиционную программу России, региональные фонды развития, а так- же государственные корпорации. С помощью этих инструментов и институтов, у частных организаций появляются определенные возможности расширения деятельности, а соответственно в экономике России развиваются приоритетные отрасли4.

В современных условиях активно развиваются отношения между государством и частными организациями на взаимовыгодных условиях. Государство заинтересованно, чтобы капитал проникал в государственную собственность. Чтобы благоприятно развивалась национальная экономика России на рынке должны присутствовать организации занимающиеся инновационной деятельностью, в которой функционируют финансовые институты, и происходит взаимодействие частных организаций с государством. Для развития этого направления была создана Концепция долгосрочного социально-экономического развития национальной экономики Российской Федерации на период до 2020 года.


Одним из успешных направлений взаимодействия государства и частных компаний выступают поставки продукции , с целью удовлетворения нужд государства.

Во время реализации методов государственно-частного партнерства используются совокупные преимущества взаимодействия государственных и частных структур без глубоких социальных перемен и потрясений.

Изучение научной литературы по различным аспектам ГЧП позволяет сделать вывод, что существует большое количество определений ГЧП. В наиболее общем виде определение ГЧП дано в документах Всемирного банка. В соответствии с ним под ГЧП понимаются договорные отношения, оформленные в виде соглашения между государством и частной компанией на предмет производства чего-либо или оказания каких-либо услуг. Соглашение заключается в целях привлечения дополнительных инвестиций для реализации проекта, а также с целью повышения эффективности государственного бюджетного финансирования5.

В нормативно-правовых документах США под ГЧП понимается соглашение, закрепленное в договорной форме, которое заключают между собой государство и одна либо несколько частных компаний. Это соглашение дает право частным компаниям принимать участие в реализации государственных публичных функций и иметь право собственности на государственное имущество. Соглашение на предмет реализации проекта ГЧП обычно предусматривает наличие контракта, предметом которого чаще всего выступают определенного виды общественные блага. Основные права собственности, даже при передаче частного права собственности частной компании остаются за государством.

Большое внимание пониманию сущности ГЧП, его функциям в современной экономике уделяется в странах Европейского Союза (ЕС). В Великобритании, являющейся лидером реализации проектов на принципах ГЧП, такая форма взаимодействия публичных и частных партнеров рассматривается как важнейший инструмент государственной стратегии6.

В российской научной литературе наблюдаются различные подходы к определению ГЧП. Проанализировав и обобщив их, можно сделать вывод, что под ГЧП рассматриваются юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих публичное значение.

Российское федеральное законодательство, опираясь на накопленный мировой опыт, определяет ГЧП и МЧП как особую форму взаимодействия публичных и частных партнеров, оформленную юридически в виде контракта или соглашения на определенный отрезок времени. Результат такого взаимодействия выражается в привлечении дополнительных частных инвестиций в экономику, обеспечении
доступности и роста качества общественных благ, оказываемых населению7.

ГЧП является эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов. Это альтернатива, как государственному предпринимательству, так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов.

Приоритетными направлениями реализации проектов ГЧП являются: развитие производственной и транспортной инфраструктуры; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование наукоемких производств; поддержка высшего образования и системы переподготовки кадров; модернизация здравоохранения; обеспечение консалтинговой поддержки деятельности малого и среднего бизнеса и др.

Проекты ГЧП реализуются на основе проектного финансирования, механизм которого в мировой практике позволяет привлекать для осуществления крупных инвестиционных проектов средства различных финансово-кредитных структур на основе сложных схем долгосрочного перекрестного финансирования, гарантий, ответственности, перераспределения рисков и т.д. В основе проектного финансирования лежит принцип финансирования проектов за счет прибыли, которая будет получена специально создающейся структурой (обычно проектной организацией) в ходе реализации проекта.

В мировой практике сложилось большое разнообразие различных форм, моделей, типов и вариантов взаимного сотрудничества государства и частного сектора. В научно-практической литературе, посвященной ГЧП, приводятся классификации основных схем ГЧП. Наибольшее распространение получила классификация, включающая пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, различающихся особыми формами собственности, финансирования и управления. Это: модель оператора; модель кооперации; модель концессии; модель договорная; модель лизинга. На практике указанные формы встречаются в чистом виде редко, как правило, функционируют смешанные модели, различающиеся в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ и т.д.