Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..............................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации молодых
инвалидов ...........................................................................................................7 1.1 Молодые инвалиды как категория клиентов социальной работы ......... 7 1.2 Сущность и содержание социальной реабилитации молодых инвалидов .......................................................................................................... 19
Выводы по 1 главе .............................................................................................39
Глава 2 Практическая работа по социальной реабилитации молодых
инвалидов ........................................................................................................ 41 2.1 Диагностика потребностей и проблем молодых инвалидов ................ 41 2.2 Рекомендации по реализации программы социальной реабилитации молодых инвалидов .......................................................................................... 50
Выводы по 2 главе .............................................................................................60
Заключение .......................................................................................................62
Библиографический список ..........................................................................65
Приложения ...................................................................................................73
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что молодежь, составляющая порядка 30 % населения России, является потенциалом для социально-экономического развития общества, а инвалидов в возрасте 18–
30 лет в России около 4 % от всего населения, в силу чего реабилитация, реабилитация и адаптация в обществе и сфере трудовых отношений молодых людей с ограниченными возможностями здоровья имеет социально-экономическую значимость.
В условиях провозглашения Российской Федерации социальным правовым государством и признания человека высшей ценностью, особую значимость приобретает социальная реабилитация молодых инвалидов, но реалии противоречат такой декларации: инвалидность молодых людей значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности, в целом ограничивает положение молодого человека в обществе; социальный статус молодых людей с особыми потребностями снижен в силу состояния здоровья, материального положения, уровня образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности, а практика социальной реабилитации молодых инвалидов в современной
России оставляет желать лучшего.
Решение проблем социальной реабилитации молодых инвалидов требует формирования соответствующей социальной политики и правого регулирования социальной работы с ними. Базовыми правовыми актами выступает Конституция Российской Федерации и ратифицированные в
России международные документы. На их основе разработаны федеральные законы и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, среди
4 которых в первую очередь необходимо назвать Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года, ГОСТ Р 54738-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов». Наряду с этим отдельные направления социальной реабилитации молодых инвалидов регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, «Об основах здоровья граждан Российской Федерации» от
21.11.2011 г. № 323ФЗ, «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ и другими федеральными нормативными правовыми актами. Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативно-правовые акты, формирующие социальную политику в отношении молодых инвалидов.
Вопросы социальной политике в отношении молодых инвалидов и их социальной реабилитации рассматриваются в учебной и – в большей степени – в научной литературе, предлагаются практические разработки по вопросам социальной реабилитации молодых инвалидов.
Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию молодых инвалидов как категории клиентов социальной работы. Обоснованию выделения в современной российской структуре российского общества особой социальной группы – молодых инвалидов, их характеристике как специфического объекта социальной работы уделяется внимание в работах А.Ф. Альбеговой и
И.С. Корешковой, Н.А. Гришко, Л.П. Карельской, В.В. Паршина и других.
В отличие от пожилых инвалидов молодые инвалиды остро переживают биологические особенности своего организма, осознавая, что их возраст наиболее подходит для получения образования и профессии, построения
5 карьеры, создания семьи, формирования социальных связей и отношений, но, как они воспринимают и полагают, инвалидность перечеркивает для них множество возможностей, лишает их жизнь насыщенности.
Социально-психологические трудности, характерные для большей части молодежи, сочетаются у них с социально-психологическими проблемами, характерными для лиц с ограниченными возможностями здоровья, становясь почти непреодолимым барьером для вхождения в полноценную жизнь.
В теории социальной работы особое внимание уделяется проблемам инвалидов, в том числе молодых инвалидов. По мнению А.Ф. Альбеговой и
И.С. Корешковой, именно специфика проблем молодых инвалидов обусловливает их обособление в особую категорию клиентов социальной работы. Н.А. Гришко, Х.А. Исмаилова, А.В. Фетисова и другие считают, что ключевой проблемой выступает проблема социализации молодых инвалидов, в силу чего они выступают не субъектом, а объектом социального взаимодействия. По мнению
А.Р. Салимагаровой,
Н.А. Соловьевой и И.С. Корешковой, других авторов сейчас в России особо остро стоит проблема социальной обеспеченности инвалидов.
За последние десятилетия разработаны современные концепции социальной реабилитации молодых инвалидов. Направлениям, технологиям, методам и особенностям социальной реабилитации инвалидов большое внимание уделяется в работах А.И.
Веремеенко, И.Ф. Ершовой и Д.И. Сидоровой, Л.С. Мелешиной и С.В.
Демидова,
О.Л. Сиюткиной, Ю.В. Фурмана и других.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка программы социальной реабилитации молодых инвалидов на современном этапе.
6
Объект исследования – молодые инвалиды (лица в возрасте 14–30 лет).
Предмет исследования: социальная реабилитация молодых инвалидов.
Задачи исследования:
– рассмотреть категорию лиц «молодые инвалиды» как клиентов социальной работы;
– определить сущность и содержание социальной реабилитации молодых инвалидов;
– провести диагностику потребностей и проблем молодых инвалидов;
– разработать программу по социальной реабилитации молодых инвалидов.
Методы исследования: научный анализ и синтез, обобщение, сравнительно-исторический метод; прогнозирование, тестирование, анкетирование.
База
исследования:
Челябинское региональное отделение
Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», сокращенное наименование – ЧРО ОООИ ВОГ. В исследовании принимали участие 44 инвалида по слуху в возрасте от 18 до
30 лет, проживающих в Челябинске.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (сентябрь 2017 г. – май 2018 гг.): проводился анализ научной литературы по проблемам молодых инвалидов, составлялась программа эмпирического исследования.
На втором этапе (сентябрь–декабрь 2018 г.) проводилось исследование в форме анкетирования, обрабатывались результаты.
7
На третьем этапе (январь–май 2019 г.) моделировалась программа по социальной (профессиональной и трудовой) реабилитации молодых инвалидов.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список, состоящий из 60 источников, приложение. В работе 5 рисунков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
1.1 Молодые инвалиды как категория клиентов социальной работы
В целях отграничения категорий клиентов социальной работы в качестве базовых критериев можно выбирать: пол; возраст; состояние здоровья; содержание трудовых функций, условия и особенности их выполнения; уровень материальной обеспеченности; степень социальной активности и т.д. Указанные критерии, как правило, дают возможность обособить и обследовать социальные группы, обладающие некоторыми специфическими потребностями и имеющие определенные проблемы: дети, молодежь, пожилые люди, учащиеся, рабочие, инвалиды и т.д. [44, с. 16]
Социально-демографическая группа «молодежь» в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года обосабливается на основе возрастных особенностей, социального положения и характерных именно для этого возрастного периода специфических интересов и ценностей [39]. В нее включают лиц в возрасте от 14 до 30 лет [36], а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ,
8
– до 35 и более лет, как имеющих постоянное место жительства в
Российской Федерации, так и граждан РФ и соотечественников постоянно или преимущественно проживающих за рубежом. Обособление категории
«инвалиды» производится по наличию ограничений в жизнедеятельности индивида.
Возрастной критерий позволяет выделить внутри группы молодых инвалидов две подгруппы:
– несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
– совершеннолетние в возрасте от 18 до 30–35 лет – непосредственно молодые инвалиды. Нижняя возрастная граница этой группы выбрана потому что инвалиды до 18 лет имеют статус
«ребенок-инвалид» [53], а верхняя – 30–35 лет – исходя из положений
Основ государственной молодежной политики
Российской
Федерации на период до 2025 года. Такое определение нижней и верхней возрастных границ исследуемой в работе социально- демографической группы имеет организационное значимо в социальной работы с молодыми инвалидами, при разработке индивидуальных программ реабилитации и адаптации и формирования навыков самообслуживания, социально-приемлемых форм поведения в общественных местах и быту [3, с. 52].
Особый критерий обособления категории «молодые инвалиды» – наличие у молодого человека статуса инвалида. Этот статус обусловлен различными нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма, которые могут быть связаны с приводящими к ограничению жизнедеятельности: заболеваниями, последствиями травм, дефектами, чем вызывается необходимость в социальной защите молодого инвалида.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата индивидом способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвигаться самостоятельно, ориентироваться, общаться, контролировать
9 свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью. Лицам старше 18 лет, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности – в зависимости от степени расстройства функций организма
[53].
Другой значимый критерий для отграничения категории «молодые инвалиды» – уровень материальной обеспеченности молодых инвалидов: они получают государственную социальную поддержку в виде пенсии, размер которой зависит от группы инвалидности и вида пенсии (страховая пенсия по инвалидности, пенсия по государственному обеспечению инвалидности или социальная пенсия по инвалидности); молодые инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату, соответствующие льготы и пособия (льготный проезд на общественном транспорте, в том числе к месту санаторно-курортного лечения; санаторнокурортное лечение; обеспечение лекарственными препаратами и средствами реабилитации, ортопедической обувью и т.д.); они имеют право на некоторые бесплатные социальные услуги в объемах, установленных государством (например, для молодых инвалидов, имеющих ограничения по слуху, – услуги сурдопереводчика).
Еще одним критерием выделения группы молодых инвалидов является наличие у них наряду с общечеловеческими правами и свободами специфических прав, обусловленных их особыми потребностями, удовлетворение которых является одним из условий их полноценного функционирования и активной жизнедеятельности.
Так, социально-экономические права, которые призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности, получили всеобщее признание, в том числе на международном уровне, закреплены, в частности в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ст. 9 которого
10 признает за каждым индивидом право на социальное обеспечение, включая социальное страхование [32]. В Конвенции о защите прав инвалидов особо выделен принцип недискриминации, необходимости защиты инвалидов
[28], а это означает, что государства-участники данного документа принимают на себя конкретные обязательства по устранению препятствий в жизнедеятельности инвалидов. Большинство норм Конвенции о защите прав инвалидов направлены на применение позитивных мер для поощрения и защиты прав инвалидов.
В рамках ООН были приняты и другие документы, касающиеся прав инвалидов, такие как: Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971),
Декларация о правах инвалидов (1975), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993).
Все молодые инвалиды имеют своеобразный социальный портрет, который тоже может служить критерием обособления их в отдельную группу: это уровень образования, который, как правило, ниже, чем у российской молодежи в целом; наличие или отсутствие семьи, а также ее состав; особенности воспитания и поведения; формы проявления нарушений поведения; особенности характера и общения [3, с. 53].
Социально-демографические особенности молодых инвалидов и критерии из обособления как особой социальной группы позволяют обозначить их в качестве специфического объекта современной социальной политики, что в целом соответствует государственной стратегии в области социальной политики в интересах молодежи и в интересах инвалидов, а также социальной поддержки молодых инвалидов в регионах. Все молодые инвалиды обладают, прежде всего, общими характеристиками и потребностями, связанными с их возрастными особенностями, среди которых потребности в общении со здоровыми сверстниками и друг с
11 другом, в обучении и занятости, освоении информационно- коммуникационных технологий и их использовании в повседневной жизни.
Еще одним аргументов в пользу рассмотрения молодых инвалидов как обособленного объекта социальной работы является наличие у них общих проблем: экономических, социальных, личностных, семейных и т.п. При этом следует отметить, что индивидуально-личностные проблемы молодых инвалидов зависят от возраста, типа заболевания, времени и тяжести его протекания, наличия или отсутствия семьи, родственников, друзей, и т.п.
Эти проблемы, как правило, не вербализируются в отличие от общих проблем молодых инвалидов, часто известны лишь самим молодым людям или их родственникам, а иногда даже самими инвалидами не осознаются.
Как отмечает А.В. Фетисова, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с множеством проблем (она лишь перечисляет эти проблемы, не раскрывая их содержания):
–
«трудности, возникающие в процессе социализации и интеграции в общество;
– сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования;
– сложности в обучении в школах, техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях;
– трудности с трудоустройством;
– одиночество;
− нехватка учреждений, оказывающих социально-значимую и иную поддержку» [55, с. 200].
Проблема взаимоотношений инвалидов и здоровых людей интересовала ученых, психологов и педагогов на протяжении нескольких десятилетий, как в России, так и за рубежом. Исследования показывали, что