Файл: Михаил Яковлевич Басов Методика психологического наблюдения за детьми (Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975. С. 1678.) Часть ii. Организация наблюдений глава viii цель наблюдений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 555

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

          Эти оценки отличаются такой определенностью, что их с полной уверенностью делает наблюдатель в момент самого наблюдения. То, чем они вызываются, говорит само за себя и как будто не нуждается ни в каких сопоставлениях с другими подобными явлениями. Конечно, момент субъективности и произвола мы, таким образом, можем привнести в оценку, но он парализуется тем обстоятельством, что и здесь всякая оценка нуждается в объективном обосновании через указание на соответственные признаки оцениваемого явления, благодаря чему она может быть проверена. Неполнота этих объективных признаков будет, очевидно, чувствоваться в отношении таких оценок, как сила реакции, разнообразие интонаций голоса и т.д., где оценка производится, главным образом, на основании непосредственного впечатления.
          Если мы будем поступать таким образом в отношении всех качественных особенностей, а также в отношении скорости и силы реакции, то, несомненно, большая часть анализируемого материала останется вне оценок, так как у нас не будет достаточных объективных оснований для определенной оценки хотя бы только по трем уровням развития. Во всех этих случаях получается такой материал, который может что-то свидетельствовать о качественных особенностях реакций, но что именно - для нас это неясно в отдельных случаях. Однако, если такого материала накапливается много, значение и определенность его для оценки возрастают. Поэтому при разработке материала необходимо лишь отметить, "к вопросу" о чем он может быть отнесен, и использовать его при составлении характеристики. Таким образом, мы пришли, собственно, к тому же выводу, который перед тем приняли за основу: констатировать только то, что может быть вполне обосновано имеющимися данными. Здесь это положение только еще более подчеркивается.
          Что касается объективных критериев оценки качественных особенностей... здесь придется, очевидно, в дальнейшем подробно установить относительно всех форм активности и их качественных особенностей те конкретные проявления, которые будут показателями высшей, средней или низшей степени развития каждой особенности. При этом нужно всегда иметь в виду необходимость обследовать каждую форму активности при разнообразном содержании, ибо качественные особенности могут изменяться в зависимости от содержания. Само собою разумеется, что все эти показатели должны быть взяты из тех форм деятельности и поведения, которые присущи ребенку дошкольного возраста и, может быть, более того - каждой возрастной ступени.

          Эта огромная, очень важная и необходимая работа есть всецело дело будущего. Только при близком подходе к жизни детей путем культивированного наблюдения тех, кому с детьми приходится жить и работать, можно надеяться на успешное решение этой задачи.
          Еще одно замечание нужно сделать, прежде чем на наглядном примере свести в одно целое все сказанное о процессе и технике обработки.
          Анализируя каждый акт поведения в отдельности, не следует упускать из виду связь актов друг с другом. Дробление поведения, которое мы делаем при его изучении, тогда только не нанесет ущерба самой непрерывности процесса поведения, когда мы так же зорко будем смотреть в промежутки между актами или, вернее, на связь их друг с другом как на самые акты. Это прежде всего и главным образом важно с точки зрения регуляции поведения, так как последняя обычно и обнаруживается особенно ярко в моменты смены одних форм активности другими. Кроме того, при анализе каждого отдельного акта поведения надо все время представлять себе его в живой связи с предыдущим и последующим актами, т.е. исходить от конкретного целого процесса. Прежде чем анализировать, нужно понять, вдуматься в то, что подлежит анализу. Психологический анализ поведения - это прежде всего понимание смысла поведения в том или ином отдельном случае. Никакая методика, никакая техника обработки не может заменить этого фактора...


Глава XIX СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Составление психологической характеристики ребенка, если предварительная работа по собиранию материала и его обработке произведена вполне методично, не должно представлять больших затруднений. Трудности, какие обычно в этом деле встречаются, и недостатки составляемых характеристик в большинстве случаев объясняются несовершенством подготовительной работы.
          Характеристика является не более как итогом известных данных, а потому естественно, что полнота и точность самих данных должны отразиться и на общем итоге. Отсюда не следует, однако, что составление характеристики есть механический или бухгалтерский подсчет целого ряда данных, относящихся к каждой форме активности; в действительности это далеко не так, ибо характеристика, скорее, должна быть психологическим портретом личности, а этого нельзя получить простым суммированием отдельных слагаемых. Дальше мы подойдем к вопросам, которые возникают в связи с этим; прежде же того следует обратить внимание на некоторые другие стороны методики составления характеристик.
          Характеристика ребенка в своем общем значении включает в свое содержание кроме специальной психологической части, непосредственно нас касающейся, еще другие важные данные, относящиеся к физическому состоянию организма, а также к социальному бытию ребенка. Без этих последних составных частей психологическая характеристика не может дать полного представления о живой личности и, больше того, сама не может быть вполне правильно понята. В особенности во всех тех случаях, когда характеристика составляется ради определенных практических целей (а в работе педагога так всегда должно быть), она должна обнимать собой личность в целом, чтобы в каждом отдельном случае можно было исходить от ее живого образа, учитывая всю совокупность данных, характеризующих ее жизнь и состояние в определенный момент.
          Нет ничего важнее для педагога, стремящегося понять поведение ребенка во всех его особенностях, как полное и точное знание социальной среды, продуктом и отражением которой данный ребенок является. Мы обращали на это внимание в самом начале, когда говорили о стимуляции поведения ребенка; считаем необходимым на то же обратить внимание в самом конце при подведении итогов, т.е. при составлении характеристики. Если научное, методически организованное изучение психологии детского поведения должно составлять основу педагогического процесса, то исследование социальной среды, воспитавшей и воспитывающей ребенка, попадающего впервые в руки педагога, должно предшествовать всякой работе с ребенком, так как без этих данных нельзя правильно понять поведение, а следовательно, и организовать педагогическое дело. Можно считать, что эта идея проникла в современное педагогическое сознание, но практическое осуществление ее обычно весьма недостаточно и часто формально-мертвенно. Необходимо, чтобы каждый педагог сроднился с этой идеей как
одной из самых важных для его работы; в общей исследовательской установке педагога на ребенка должен быть выработан специальный рефлекс на социальную природу его, на среду, из которой он происходит и в которой пребывал в прошлом. Многое станет тогда яснее и понятнее в проявлениях личности. Из опыта, относящегося к педагогической работе со взрослыми, нам известно, какое большое педагогическое значение имеет в смысле понимания личности одна автобиография учащегося. Приходилось нередко констатировать, что изучение автобиографических работ учащихся открывало педагогу такие факторы, в свете которых впервые уяснялись до того непонятные особенности в учебной работе и в общем поведении; а это, в свою очередь, делало возможным правильный педагогический подход к индивидууму. 
          Таким образом, психологическая характеристика, чтобы не быть искусственно оторванной от целого и в максимальной степени выполнять практически-педагогические функции, должна быть связана прежде всего с характеристикой среды, воспитавшей и воспитывающей ребенка, когда он находится вне ведения педагога.
          Не менее важным является второй момент - физическое состояние ребенка. Эта идея, кажется, в еще большей мере уже проникла в педагогическое сознание и пояснений не требует. Как и фактор среды, очень часто в тесной связи с ним, физическое состояние организма дает в руки педагога ключ к пониманию детской психологии. Характеристика ребенка не может поэтому считаться законченной без этих данных. В то время как психологическое изучение активности ребенка органически входит в самый педагогический процесс; с другой стороны, в то время как обследование среды, из которой пришел ребенок, точно так же должно быть возложено непосредственно на самого педагога, ибо это есть его прямая функция, не могущая быть с него снятой, - в то же время обследование и характеристика физического состояния ребенка, по крайней мере, всецело не могут быть возложены на педагога ввиду своего крайне специального характера. Эта часть детского обследования, как известно, производится врачами, и весь вопрос сводится, в сущности, к старой теме о взаимоотношениях педагога с детским врачом и обратно. Мы держимся того мнения, что некоторая часть обычного врачебного обследования, более общего значения, не требующая специальных медицинских знаний (например, некоторые первоначальные обследования воспринимающих органов), должна быть переложена на педагога, ибо это вполне соответствует интересам и его работы, и охраны здоровья детей. Но как бы то ни было, педагог в отношении каждого из своих детей должен иметь полное и отчетливое представление об их физическом состоянии, включая сюда и данные о наследственности и об условиях физического развития в утробном и внеутробном периодах; психологическую характеристику ребенка, координированную с данными обследования среды, он должен также координировать с такой широкой соматической характеристикой, хотя бы полностью получив такую от врача. Имея в виду существующую практику, мы не будем давать указаний педагогу специально по составлению соматической характеристики...

          Переходя к психологической части характеристики, составляемой на основании всей совокупности данных, полученных путем методически организованных и обработанных наблюдений, заметим прежде всего, что по отношению к личности она должна быть психологическим портретом и обладать всеми свойствами последнего. Портрет же дает нам внешний облик человека во всем его содержании, со всеми особенностями. Какие черты лица или фигуры выделяются в самом человеке, те выделяются соответственно и на портрете; что слабо выражено в действительности, то так же слабо и на полотне. Так же все должно обстоять и в характеристике.
          Уклонения от этого требования могут идти в различных направлениях. Иногда обращают внимание только на те стороны личности, которыми она выделяется среди других, которые прежде всего попадают на глаза наблюдателю, пренебрегая всем остальным содержанием. Мы думаем, что такая характеристика недостаточна для надлежащей обрисовки личности. Она не дает, во-первых, полного представления о психологическом лице человека или ребенка. Ее можно было бы сравнить с таким портретом, который местами продырявлен или на котором художник во всех тех местах, которые казались ему не имеющими значения, оставил провалы, незакрашенное полотно. Но это не только некрасиво, но может внушить иногда зрителю прямо неверное представление о том, что должно было бы быть на месте этих голых пятен, если бы их зарисовать. Так и подобная характеристика или оставляет нас в недоумении по поводу недостающих в ней черт, или внушает то или иное общее представление о данной личности, которое не всегда будет совпадать с подлинником. К сожалению, наука о личности еще не достигла той высоты развития, на которой наше знание всех связей и отношений между различными психологическими качествами было бы так полно, что позволяло бы на основании какого-нибудь одного признака безошибочно представить себе всю структуру личности.
          Другим недостатком характеристик, не менее значительным и тоже наблюдающимся иногда в действительности, является такое усиленное внимание ко всем деталям структуры личности и такая, в конце концов, мозаичность ее, что становится не видно, где главные, наиболее характерные, индивидуальные черты, а где второстепенные, малохарактерные, общие. Из-за деревьев не видно леса. Из-за этого в характеристике утрачивается живое лицо подлинника, то, что делает его самим собой, единственным я неповторимым.