Файл: Михаил Яковлевич Басов Методика психологического наблюдения за детьми (Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975. С. 1678.) Часть ii. Организация наблюдений глава viii цель наблюдений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 556
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Надо уметь избежать и этого недостатка, хотя для этого каждая характеристика потребует очень большой работы над собой. Прежде всего надо следить, очевидно, за тем, чтобы были правильно переданы соотношения между составными частями характеризуемой личности. То, что ярко, что выделяется, то, очевидно, должно быть подчеркнуто в характеристике и поставлено на первый план; менее яркое, невыделяющееся следует отодвинуть.
Но особенно сильно и наиболее часто портит психологические характеристики пренебрежение тем обстоятельством, что каждая форма активности тесно связана с соответствующим ей содержанием. Нет памяти просто, а есть память на те или иные содержания; можно говорить не о восприятиях вообще, а о восприятиях определенных содержаний; не о внимании просто, а о внимании к какому-то "нечто" и с какой-то определенной целью и т.д. В порядке общепсихологических анализов мы отделяем форму активности от содержания и делаем те или иные общие выводы относительно каждой части особо, но там мы оговариваем всегда, что делаем это по праву абстракции, что в действительности живой процесс поведения представляет всегда единство формы активности с ее содержанием.
Можно ли допустить то же самое при составлении характеристики индивидуальной личности? Конечно, нет. Мы должны передать характеристикой все краски, которыми пестрит поведение ребенка, все его содержание, не только скелет, но и ткани, одевающие этот скелет, - словом, нужно сделать характеристику личности ее психологическим портретом...
Итак, очевидно, что, для того чтобы составленная на основании наблюдений характеристика удовлетворяла всем изложенным выше требованиям и была живым портретом личности, а не мертвой схемой ее, она должна составляться на основании всех данных, имеющихся у нас о структуре личности, как последняя проявляется в своем поведении. Характеристика составляется на основании анализа данных поведения и является, в сущности, не чем ным, как общим выводом из этих последних. Каждое ее положение должно являться общей формулой однородных данных поведения и потому всегда быть фактически обоснованным.
Чтобы характеристика правильно передавала соотношения между отдельными сторонами личности и была портретной, если можно так выразиться, надо исходить при ее составлении от целого, а не от частей. Другими словами, нужно помнить, какое действительное значение в жизни ребенка имеют те или иные черты и как они обычно проявляются в общей совокупности его поведения. В целях такого постоянного общения с живым образом ребенка при составлении его характеристики мы считаем очень полезным чаще обращаться к записям наблюдений в их цельном виде, к поведению ребенка, как таковому; продукты анализа, распределенные по отдельным графам, располагают к мозаичности в характеристике и к схематизации ее. Путь анализа всегда есть путь научного исследования, что бы мы ни изучали; думать, что при изучении личности можно идти каким-то другим путем, минующим всякий анализ, значит не понимать самой сущности научного исследования...
Но вслед за тем должно последовать обратное движение - синтетического воссоздания целого.
Составление характеристики является как раз этим звеном общего исследовательского пути. Мы сделаем только половину дела, если не сумеем на основе аналитического исследования дать синтетический образ личности в ее общей характеристике. И хотя, как сказано было, продукты анализа сами по себе могут иногда давать те или иные ответы на вопросы педагогической практики, их значение неизмеримо возрастет, когда они будут приведены в связь друг с другом, в стройную и цельную систему.
Синтетической роли характеристики должно в сильной степени содействовать правильное уяснение сущности творческой деятельности как синтетического понятия. Пока мы искусственно сводим творчество к одной функции ("творческое воображение"), особенностями которой объясняем все индивидуальные различия, до тех пор и здесь мы находимся в плоскости исключительно аналитического исследования (и притом неверного по самому подходу к предмету); и только тогда, когда творческая деятельность ребенка или взрослого уясняется как некая координация всех частных форм активности личности и его внутренних сил в едином целостном процессе, достигается возможность путем изучения ее со стороны содержания, развития и различных индивидуальных особенностей подойти к синтезу личности.
Таким образом, путь составления характеристики будет таков: разложив все поведение ребенка на последние элементы, тщательно изучив каждый элемент в отдельности, мы следим затем и показываем в характеристике, как все эти элементы вплетаются в живую ткань личности ребенка, обусловливая своими всевозможными комбинациями и переплетениями, а равно взаимным влиянием друг на друга ее общие особенности в детском возрасте и индивидуальные различия отдельных детей.