Файл: Одной из самых значительных и актуальных тем в дошкольной педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 597
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте
1.2. Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как механизм развития самосознания старших дошкольников
2.1. Понятие и структура сюжетно-ролевой игры
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению. Развиваются его познавательные способности.
Заключение
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.
В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И Жуковская, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогина, Р.А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова)
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению. Развиваются его познавательные способности.
Важность сюжетно – ролевой игры показывает, что педагог, работающий со старшими дошкольниками должен владеть современными методиками сюжетно-ролевой игры, иметь методическую базу для проведения всех видов игровой деятельности, чтобы обеспечить оптимальную сформированность самосознания воспитанника к школе.
Список использованной литературы
-
Аверин, В.А. Психология развития ребенка/ В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2010. - 348 с. -
Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста/ О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31 - 38. -
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович [и др.] СПб.: Питер, 2008. - 398 с. -
Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка/ Г.В. Бурменская. - М.: МПСИ. - 2005. - 452 с. -
Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 274 с. -
Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение/ Е.А. Жуковская. - М.: Педагогика, 2009. - 112 с. -
Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка/ Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 24-27. -
Захарова, А. В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. - Минск, 2011. - 323 с. -
Калинченко, А.В., Микляева, Ю.В., Сидоренко, В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников/ А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М., 2004. - 286 с. -
Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. - Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 251 с. -
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И. Лисина. - М., 2008. - 421 с. -
Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития/ В.Г. Маралов. - М., 2004. - 392 с. -
Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2012. - 249 с. -
Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. - М.: Aкадемия, 2009. - 640 с. -
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова. - М., 2005. - 385 с. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720с. -
Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии/ К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234. -
Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников/ Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 15 - 23. -
Столин, В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 284 с. -
Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников/ Л.И. Уманец // Вопросы психологии. - 2010. - № 11. - С. 61 - 67. -
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 231 с. -
Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ Л.В. Чернецкая. - Ростов-на-Дону, 2003. - 342 с. -
Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова. - М., 2011. - 462 с. -
Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А./ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2000. - 481 с. -
Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 703 с. -
Якобсон, С.Г., Морева, Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников/ С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 2013. - № 8. С. 55 - 61.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект сюжетно - ролевой игры « Почта»
Цель: продолжать формировать представления у детей о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.
Развивать воображение, речь; умение совместно развертывать игру.
Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, наступил для нас час.
Поиграем мы сейчас!
Будем играть?
Дети: Будем!
Слышится шум (под фонограмму влетает голубь вместе с письмом)
Воспитатель: Ребята, к нам голубь почтовый залетел. Не ошибся ли он адресом?
Голубь: К вам, ребята, я летел,
Через моря, океаны.
Летел долго, через разные страны.
А письмо вам принес, почитайте!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, кто бы вам мог написать письмо? От кого оно? Давайте вместе посмотрим. Оно пришло от девочки Тани из другого детского сада. Таня, также как и вы, ходит во вторую младшую группу Ребята, а вы хотите прочитать это письмо? Сейчас я вам его прочитаю. Ой, что же это такое? В письме вместо букв и слов нарисованы какие - то картинки. Что же случилось, как такое может быть?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, дети. Таня писать еще не умеет, вот и нарисовала вам письмо. Сейчас я вам его прочитаю. ( Воспитатель читает письмо детям)
После прочтения письма, воспитатель проводит с детьми беседу о почте. Предполагаемые вопросы:
Что такое почта?
Зачем она нам нужна?
Что мы делаем на почте?
Зачем нам нужны письма, посылки, телеграммы?
Плохо ли человеку жилось без почты?
Воспитатель:
Люди на земле живут
В деревнях, поселках, городах.
Чтоб родных не забывали,
Письма им бы посылали
Служба почты для этого есть,
Всем работникам большая честь!
Почтальону, телеграфисту,
Сортировщику и связисту.
Без почты нам не обойтись.
По всей земле, по всей стране
Почта, слава, тебе!
Воспитатель:
А кто работает на почте?
(Почтальон; приемщики писем, посылок, телеграфисты, доставщики)
Воспитатель показывает детям все атрибуты почты: письмо, почтовый ящик, телеграмму, посылку, телефон.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте каждый из вас также напишет письмо девочке Тане, ведь она очень ждет от вас ответа. Что, ребята, напишем?
После того, как дети написали ответ девочке, воспитатель предлагает детям отнести письмо на почту. Все дети относят свои письма на почту, опускают их в почтовый ящик.
Далее воспитатель предлагает детям распределить между собой роли и « работают» на почте.