Файл: Одной из самых значительных и актуальных тем в дошкольной педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 599
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте
1.2. Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как механизм развития самосознания старших дошкольников
2.1. Понятие и структура сюжетно-ролевой игры
Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Художественная литература. Р.И. Жуковская считала, что художественная литература - один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию - о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых [6, с.75].
Названные источники, по мнению Р.И. Жуковской, способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие ребенка.
Другие авторы в своих исследованиях придерживаются несколько иной точки зрения об источниках содержания сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру, утверждают Н.Я Короткова и Н.А. Михайленко. По их мнению, содержание игры - это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия - все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.
Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру, по мнению Н.Я. Коротковой и Н.А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок-дошкольник. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них. Все эти ситуации разделили на 3 типа.
– ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);
– ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);
– ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач.
Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между включенными в нее людьми (т. е. он хорошо знает эту реальность), а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны (он не может сам водить машину, как папа, лечить как доктор), но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре.
Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
– ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью - главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
– знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
– в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Представим пример сюжетно-ролевой игры «Почта», ее конспект находится в приложении к курсовой работе (см. Приложение).
Итак, можно сделать следующие выводы:
– сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
– основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
– одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
– в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
2.2. Виды сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевые игры могут иметь различную тематику своих сюжетов. В соответствии с этим выделяют следующие виды игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в. которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [3, с. 9-10].
2.3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии самосознания
Игра — эффективный метод в развитии у дошкольников самосознания и самооценки, нравственных качеств. В результате игровой деятельности формируется «Я» ребенка и нормы поведения в обществе сверстников.
В игре внимание ребенка обращается на самого себя. Игра ставит ребенка в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения, подчиняться определенным правилам и требованиям, проявлять те или иные качества личности. Когда мы общаемся с другими людьми, мы отражаемся в них, как в разных зеркалах. Подобно тому как, глядя на себя в зеркало, мы составляем мнение о своей внешности, так же по реакции на нас наших партнёров по общению, по их отношению к нам мы составляем мнение о себе как о личности. Точно так же влияет на развитие личности ребёнка и отношение, к нему со стороны сверстников, которое выражается в сюжетно – ролевой игре, особенно в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, у ребёнка
возникает уверенность в себе, которая перерастает в самооценку [12, с. 54-55].
Экспериментальные данные Л.И. Уманец свидетельствуют о том, что самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав [11, с. 61 – 67].
В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности.
Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношением взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения [6, с. 124].
В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры, ребёнок постигает ценность своего имени через утверждение своего достоинства. Обращение по имени, поощрение имени приучают ребёнка ценностно относится к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в самосознание ребёнка имени и духовной индивидуальности. [6, с.216].
В самой игре и в реальных отношениях по поводу игры в первую очередь отрабатываются притязания на признание. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня.
Стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола, которое осуществляется в сюжетно – ролевой игре. У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу, имитировать в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность.
Кроме вышесказанного, выполняя те или иные роли, ребенок готовит себя к будущей жизни, прогнозирует свое социальное пространство и дальнейшую деятельность, место в обществе, тем самым формирует в своем сознании психологическое время личности.