Файл: Контрольная работа по дисциплине Лесоведение Вариант 6 Выполнил(а) студент Институт леса и природопользования курс 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б.П. Колесников разъяснял, что в основу генетической классификации типов леса положены закономерности процессов возникновения и развития леса, поэтому она объемлет все стадии развития лесных насаждений и может служить целям прогноза их будущего состояния. Совокупность всех явлений возникновения, развития, разрушения и смены лесных насаждений он называл лесообразовательным процессом.
Основная классификационная единица лесной типологии – тип леса – при генетическом подходе рассматривается как этап лесообразовательного процесса, объединяющий в границах какого-либо одного типа лесорастительных условий лесные участки, представленные насаждениями (лесными сообществами), находящимися на последовательно сменяющихся стадиях возрастного или восстановительного развития древостоев лесообразующей породы (или пород в смешанных лесах).
Иными словами, тип леса ограничивается во времени одним циклом развития, который начинается после сплошной рубки, пожара или разрушения древостоя ветром, вредителями, когда образуются обычно производные древостой, в недрах которых возникает коренная порода, формирующая коренные климаксовые сообщества из этого или последующего поколений.
Циклы могут усложняться в результате нарушений лесообразовательного процесса низовым пожаром или другим явлением. Обычно в течение одного цикла происходит смена одной преобладающей породы другой.
5. Охарактеризуйте роль конкуренции как основного вида взаимоотношений между компонентами лесного фитоценоза.
В фитоценозе происходит конкуренция между разными видами и особями внутри вида за свет, воду, минеральные вещества, пространство. Эта конкуренция приводит к отмиранию огромного числа особей в период формирования сообщества, к угнетенности значительного числа видов и оказывает формирующее влияние на растения фитоценоза. Так, учет всходов березы на гари показал, что в двухлетнем возрасте их может быть до 3.5 млн. на 1 га, однако к возрасту спелого леса остается 400-600 деревьев на той же площади, остальные погибают. Оставшиеся и выросшие в лесу деревья имеют стройный, почти цилиндрический ствол, узкую, высокоподнятую крону, тонкие ветви, характеризуются сравнительно слабым плодоношением. Березы, выросшие на свободе, имеют широкую низко опущенную крону, разветвленный на толстые сучья ствол, характеризуются более устойчивым и обильным цветением и плодоношением. Аналогичные примеры можно привести и в отношении других древесных пород.
Все виды деревьев, выросших на свободе, выполняют свою основную биологическую функцию – размножения – лучше, чем деревья, выросшие в сообществе и испытывающие определенное угнетение со стороны других компонентов фитоценоза. В то же время в растительном сообществе одни виды растений создают для других благоприятные и даже необходимые условия жизни. Так, древесные растения создают благоприятные условия для лесных кустарников, трав, мхов, лишайников.
Необходимые условия жизни создают автотрофные растения для гетеротрофных (сапрофитов и паразитов), а также растения-симбионты, например микотрофные грибы.
6. Каковы основные причины смены дуба другими породами?
В природе нередки случаи смены дуба другими породами, особенно на сплошных вырубках.
Смене дуба осиной содействует обильное появление корневых отпрысков осины. Однако при сплошных рубках возможна смена семенного дуба поколением порослевого дуба, как происходит, например, в лесостепной зоне (Воронежская область).
В районах произрастания граба и бука, например в юго-западных районах европейской части России, дубовые леса могут сменяться грабом, подобно тому, как в средней полосе европейской части России они нередко сменяются липой или другими лиственными породами.
Список литературы
-
Ковязин В.Ф. Основы лесного хозяйства и таксация леса : учебное пособие / В. Ф. Ковязин, А. Н. Мартынов, Е. С. Мельников. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Лань, 2012. – 432 с. -
Колесников Б. П. Генетическая классификация типов леса и ее задачи на Урале // Тр. ин-та биол. Уральск. филиала АН СССР. Свердловск, 1961. – Вып. 27. – С. 47–59. -
Мелехов И.С. Лесоведение: учебник / И. С. Мелехов. – 4-е изд. – Москва: МГУЛ, 2007. – 372 с. -
Сеннов С. Н. Лесоведение и лесоводство: Учебник для студ. вузов / Светозар Николаевич Сеннов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с. -
Тихонов, А.С. Лесоводство. Учебник. Гриф УМО вузов РФ / А.С. Тихонов. – М.: Лань, 2017. – 5555 c.