Файл: Реферат барьер в общении студентка 2 курса группы а125к.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, оскорбительные выражения и т. п.).

4) «барьер» социально-культурного различия. Он подразумевает под собой приверженность человека к тем или иным убеждениям, теориям, взглядам, культурным традициям, обычаям той или иной философии, религии и т.д.


3. Барьеры отношения и понимания

Как часто бывает: два близких человека разговаривают друг с другом, что-то горячо обсуждают, делятся своими мнениями, и вдруг кто-то из них восклицает: "Да ты меня совсем не понимаешь!" Или мать обращается к ребенку с просьбой, а он ее словно не слышит. Или в ответ на вполне безобидные слова подросток вдруг разражается слезами. Почему людям порою бывает так трудно понимать друг друга? Прежде всего, это происходит тогда, когда каждый из говорящих на самом деле слушает только себя. Вспомните, как трудно порой бывает "отключиться" от самого себя, от своих дел и забот, от мыслей, которые крутятся в голове, от слов, которые собираешься сказать.

Чаще всего мы просто не умеем слушать другого человека, воспринимать его самого по себе, отдельно от нашего отношения к нему, от наших собственных интересов, с ним связанных. С детьми мы и вовсе чаще всего разговариваем таким образом: "Ты вынес ведро?", "Сходи погулять с собакой", "Давай делать уроки". Казалось бы, вполне безобидные и каждый день повторяемые родителями фразы. Но если кроме этих фраз ребенок ничего не слышит, то придется признаться, что вы обращаетесь с ним просто как с предметом домашнего обихода. Не лучше обстоит дело и с взрослыми. Просто то, чего мы ждем от каждого из них, не всегда проговаривается вслух. Например, приглашая делового партнера пообедать вместе, никто, разумеется, не говорит: "Я угощаю вас, потому что вы сделаете для меня то-то и то-то". Но, по сути, это то же самое "пойди и принеси", то есть некое указание, выраженное в более благовидной форме. Указание - это один из барьеров общения между людьми. Разумеется, без них не обойтись в отношениях между начальниками и подчиненными, но в дружеской беседе такого рода формулировок лучше избегать.

Очень серьезным препятствием для общения бывает оценка другого человека, причем как отрицательная, так и положительная. Понятно, что не испытываешь теплых чувств к

тем людям, которые говорят вам при встрече: "Ты выглядишь сегодня ужасно", но что плохого, если хвалят ваше платье, прическу, наконец, умение работать? В этом случае препятствие для доверительных отношений возникает (иногда совершенно бессознательно) потому, что другой человек своей оценкой невольно ставит себя в положение учителя, а вас - в положение ученика. Общение же подразумевает равные отношения. Поэтому не совсем корректно говорить подруге: "Тебе идет это платье", гораздо лучше высказаться таким образом: "Ты мне нравишься в этом платье".


Казалось бы, ясно, что критика, не только в форме сарказма, но даже мягкой иронии, является препятствием для общения между людьми. Кто в ответ на критическое замечание исправляется, делает выводы, корректирует свое поведение? Разве только очень незаурядный человек, да и то обычно спустя некоторое время, взвесив все аргументы, подумав над сказанным в спокойной обстановке. Но большинство людей реагируют на критику очень болезненно, доверия и теплых чувств к тому, кто их критикует, не испытывают. И, тем не менее, в наших разговорах постоянно мелькают выражения типа: "На тебя вообще нельзя положиться", "Ты никогда этого не делаешь", "Ты такой умный, куда всем до тебя". Ничего, кроме обиды, такие слова вызвать не могут, собеседник замыкается, общение прерывается, иногда надолго.

А что делать, если сам получил подобную оценку из уст окружающих? Не торопитесь обижаться и тем более показывать это собеседнику - тем самым вы "берете на себя" его слова. Лучше спокойно скажите: "Интересное мнение. Я подумаю, имеет ли оно отношение ко мне". А потом в спокойной обстановке попробуйте понять, чем вызвана негативная оценка. Ведь очень часто она объясняет состоянием человека, или его характером, или какими-то целями, которые он преследует. Впрочем, в ней может быть и рациональное зерно. Тогда стоит что-то учесть, изменить в своем поведении, особенно если похожее вам говорили и другие люди.2

В противном случае нужно отодвинуть от себя негативную оценку, не нужно "заклиниваться" в ней. Это удастся тем легче, чем менее чувствителен человек

к похвале из уст другого человека. Те, кто любит похвалу, обычно очень тяжело переносят критику, это две стороны одной медали. В основе же лежит неуверенность в себе: человек не может дать сам себе верную оценку, поэтому он так сильно зависит от мнения окружающих. Здесь можно вспомнить Пушкина: "хвалу и клевету приемли равнодушно...".

Еще одним барьером для общения, как ни странно, служат советы. А ведь люди раздают их направо и налево, да еще и считают, что делают доброе дело! Добрым делом совет можно считать только в одном случае: если его кто-то у вас просит. Да и в этом случае человек чаще всего обращается к нам не за советом, то есть не за прямым указанием, как ему поступать, а просто за поддержкой. Кроме того, ему важно, чтобы его выслушали. А что же делать, когда вы знаете, что человек нуждается в сочувствии и очень хочется ему помочь? Лучше просто сказать ему: "Я вижу, ты чем-то расстроен". Если у него действительно есть необходимость в вашей помощи, он сам с удовольствием поделится своими проблемами, и тут уже самое главное - внимательно слушать его, а не искать удобного момента, чтобы показать, как хорошо вы умеете давать советы. Скорее всего, проговорившись, как следует, он сам найдет ответ, а мучившие его вопросы. Очень часто, слушая рассказ нашего собеседника, мы интересуемся тем, что он говорит, всего несколько минут, а затем начинаем искать аналогичные ситуации в нашей собственной жизни - и, конечно, тут же находим! И тогда в ответ на его слова: "Мой сын совсем отбился от рук" восклицаем: "Да, а вот мои девочки..." - и переключаемся на свои собственные проблемы. И



общения не получается - каждый говорит о своей проблеме. Переключение темы на себя - серьезное препятствие для общения.

Впрочем, когда мы все же выслушиваем другого человека, но делаем это как бы нехотя, по обязанности, "для галочки", ситуация не лучше. Формальное сочувствие может стать не менее серьезным барьером для общения, чем полное равнодушие. Как бы умело вы ни притворялись, собеседник почувствует фальшь в вашем поведении. Поэтому, если вы на самом деле не можете проникнуться настоящим сочувствием к другому человеку (у вас дырявые карманы, а у него жемчуг мелкий), не стоит делать вид, что вы его жалеете, тем более ставить это себе в заслугу.

Выход только один - общаться с теми, кто вам по-настоящему дорог, и уж тут не жалеть ни времени, ни сил, ни внимания.


4. Преодоление барьеров

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.3

Схема выхода из ситуации "барьера":

1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности и возможных последствий);

2) выявление ориентировочных причин возникновения;

3) исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов);

4) определение аффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию "барьеров" позволяют наладить процесс общения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Важную роль

играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде установок, интересов, желаний, стремлений и влечений.4 Наибольший интерес

в данной теме представляют установки, которые ставит перед собой человек.


Итак, что же это такое?

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.


Существует теория Э. Берна, которая

рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства.

Суть этих стереотипов

автор передает через анатомию сценария и классификацию состояний «Я». Анатомия сценария. Сценарий – программа поступательного развития, выработанная в раннем возрасте под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Программа – план или расписание, которому следуют, схема действий. Сценарии: поступательный – постоянно движущийся вперед; влияние родителей – влияния осуществляются особым, доступным наблюдению образом в особые моменты времени; определяющий – человек свободен в ситуациях, к которым существующие указания не относятся. Важнейшие аспекты – брак, воспитание детей, развод, способ смерти (если он избирается). Формула сценария: РРВ-ПР-СЛ-ВП-Итог, РРВ – раннее родительское влияние, ПР – программа, СЛ – склонность следовать программе, ВП – важнейшие поступки. Все, что укладывается в эту схему – элемент сценария. 5

У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связано с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я – система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я:

Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) – человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции стали автоматическими, что позволяет сэкономить время;

Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) – контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;

Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.

Итак, таким образом, установки являются важными внутренними факторами для возникновения, либо преодоления барьеров. Нужно понимать, что существует два обстоятельства:

1) Стереотипы всегда были и будут. Они могут быть либо «в положительной направленности», либо «в отрицательной направленности».


2) Все зависит от уровня сознания человека. В зависимости от того, на каком уровне сознания будет находиться человек, будут складываться в течение жизни те или иные стереотипы.

Заключение

Итак, прежде чем поставить точку в работе, подведем следующие итоги. В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры.

И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.

Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями). Эту тему очень важно поднимать в рабочих коллективах, так как при хотя бы частичном решении этой проблемы можно существенно повысить уровень развития любой организации.

Список литературы

  1. Берн. Э. « Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., «Прогресс» 1998г.

  2. Хекхаузен X. «Мотивация и деятельность», в 2-х т. T.I., М., «Мир», 1986г.

  3. Рогов. Е.И. «Общая психология», М., «ВЛАДОС», 1995 г.

  4. Андреева Г.М. «Социальная психология», М., «Аспект Пресс», 1996 г.

  5. Рогов. Е.И. «Общая психология», М., «ВЛАДОС», 1995 г.

  6. Хекхаузен X. «Мотивация и деятельность», в 2-х т. T.I., М., «Мир», 1986г.


л, 2023