Файл: Содержание Введение Общая характеристика преступлений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характеристики этого вида преступлений, позволяет выдвинуть версии о причастности к данной находке следующих лиц: пассажиров одного из вагонов; бортпроводников пассажирского поезда; рабочих вагонного депо, готовивших состав к рейсу.
Для незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия наиболее типичными версиями, как правило, являются:
1. Оружие похищено с армейских арсеналов и других мест (сейфы, хранилища) их хранения;
2. Обнаруженное оружие контрабандным способом ввезено из сопредельных стран;
3. Оружие было добыто в ходе раскопок со времен Великой Отечественной войны;
4. Оружие было вывезено из зон вооруженных конфликтов;
5. Оружие было похищено с заводовизготовителей, предприятий и организаций, использующих их в производственном процессе;
6. Оружие было изготовлено самостоятельно;
7. Оружие было похищено у лиц, имеющих его на законных основаниях.
Таким образом, типичные версии по своей природе криминалистические, в отличие от частных версий, основываются не только на информации по конкретному делу, но и на других фактических данных, особенно на систематически выделенных закономерных связях в преступлениях одного вида или подвида; типичные версии используются в случае отсутствия или недостаточности информации по конкретному делу на любом этапе расследования; типичные версии могут быть общими, охватывающими всё событие преступления в целом, и конкретными, определяющими отдельные обстоятельства преступного посягательства; использование систем типичных версий не исключает, а предполагает творческий подход к расследованию конкретного преступления.
2. Особенности следственного производства
2.1. Особенности взаимодействия следователей с оперативными работниками и использование специальных знаний при расследовании незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что далеко не каждое преступление можно раскрыть, проводя только следственные действия, без взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных служб. Особенно актуальна проблема такого взаимодействия при расследовании уголовных дел о незаконном изготовлении и сбыте огнестрельного оружия поскольку преступники, опасаясь разоблачения, принимают соответствующие меры по противодействию расследованию.10
В рамках взаимодействия важное значение имеет использование следователем оперативной информации, добытой оперативным сотрудником при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах, где изготавливается или хранится оружие, при разработке лиц, занимающихся его изготовлением и сбытом, и др. Важно, чтобы сотрудник, получивший информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомил с нею следователя.
Для того чтобы тактически грамотно реализовать эти материалы о готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия, а также лицах, их совершивших, следователь при получении такой информации совместно с оперативным сотрудником дол-жен
1) до возбуждения уголовного дела:
- тщательно ее проанализировать, оценить и решить вопрос о формах и способах ее проверки;
- по результатам анализа определить перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- обсудить перечень вопросов, подлежащих выяснению с использованием оперативно-розыскных методов и средств;
б) после возбуждения уголовного дела:
- составить согласованный план первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- обсудить результаты выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, разработать дополнительный план названных действий и мероприятий
;
- осуществлять обмен текущей информацией о результатах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, расследование рассматриваемых нами преступлений тесно связано с оперативно-розыскной деятельностью. Формы взаимодействия следователя и оперативных служб могут быть как процессуальными, так и не процессуальными.
Перечень форм процессуального взаимодействия вытекает из п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ:11
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве следственных действий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве иных процессуальных действий (исполнение постановлений о задержании, приводе, аресте);
- оказание органами дознания содействия следователю при производстве процессуальных действий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий.
Названные формы процессуального взаимодействия могут применяться только по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Их перечень, указанный в УПК РФ, является исчерпывающим.
Формы не процессуального взаимодействия, в отличие от форм процессуального взаимодействия, не закреплены в уголовно-процессуальном законе. Практика выработала следующие основные формы не процессуального взаимодействия12:
- консультирование;
- совместное обсуждение материалов;
- передача информации;
- выполнение поручений (заданий) не процессуального характера;
- участие в тактической операции.
Однако взаимодействие как согласованная деятельность не происходит спонтанно (само собой). Оно требует организационных усилий и выражается в таких формах как направление следователем органу дознания поручений, заданий; прикрепление оперативного работника к следователю на определенный период времени; принятие согласованных решений, составление совместных планов и др.
Одной из наиболее распространенных форм организации взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений является создание следственно-оперативных групп.
Совместные следственно-оперативные группы (бригады) создаются в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений с, внутренних дел, безопасности Российской Федерации по пресечению и расследованию наиболее тяжких преступлений.
В состав следственно0оперативных групп (бригад) включаются следователи, сотрудники оперативных подразделений и служб, обеспечения, специалисты-криминалисты органов внутренних дел, безопасности, следственного комитета.
Правильная организация такого взаимодействия на практике дает положительные результаты.
Так, в рамках расследования уголовного дела в отношении Таймусова, занимавшегося с другими членами организованной группы незаконным оборотом оружия, сотрудниками совместной следственно-оперативной группы при непосредственном участии следователя и по его рекомендации был разработан и реализован комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по изобличению остальных соучастников. В том числе проведена оперативно-тактическая операция, в ходе которой получена информация о нахождении в поселке Курчалой Чеченской Республики отдельных членов незаконного вооруженного формирования. В ходе реализации данной информации на рынке данного поселка 11 марта 2000 г. была задержана группа из семи человек, участвовавшая в боевых действиях против федеральных войск. При задержании у них обнаружены и изъяты 4 автомата АК-74, патроны к ним, 3 подствольных гранатомета ГП-25, а также 6 гранат, радиостанция «Моторолла», список позывных частот радиостанций боевиков - участников незаконных вооруженных формирований13.
Следует отметить, что реализация идеи криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений благотворно сказалась на внедрении технико-криминалистических методов и средств в практику оперативно-розыскной деятельности, поскольку изначально технико-криминалистических методов и средств развивались и предназначались преимущественно для удовлетворения нужд судебно-следственной деятельности. Однако понимание криминалистического обеспечения именно как комплексной системы потребовало гармоничного развития всех ее элементов.
Применительно к деятельности правоохранительных органов отмечается поступление в практические подразделения технико-криминалистических средств, обеспечивающих оперативное получение и применение доказательственной и (или) ориентирующей информации.
2.2. Особенности производства следственных действий при расследовании незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия
На первоначальном этапе расследования преступлений связанных с незаконным изготовлением и сбытом огнестрельного оружия проводится ряд неотложных следственных действий, например,: осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте и др.14
Осмотр места происшествия по уголовным делам, связанным с незаконным изготовлением и сбытом огнестрельного оружия, как и любой другой осмотр места происшествия, можно разделить на несколько этапов:
- подготовительный (до выезда и непосредственно на месте происшествия);
- рабочий;
- заключительный.
До выезда на место происшествия следователь должен выяснить у лица, заявившего о преступлении, сведения, позволяющие грамотно спланировать свои действия в ходе осмотра. В частности, он должен узнать, имел ли место факт изготовления и сбыта огнестрельного оружия, установлено ли место нахождения этого оружия, каков характер места происшествия (местность, жилище, иное помещение и т.д.), задержано ли лицо, предположительно совершившее преступление.
Дать указание на организацию охраны места происшествия в целях исключения возможности появления на территории осмотра посторонних лиц, а также охрану огнестрельного оружия, которое до прибытия следственно-оперативной группы должно быть изолировано от возможных контактов с внешними условиями при помощи подручных предметов (пустых ящиков или коробок, кусков картона, плотной бумаги, материи и т.д.).
Далее необходимо собрать, участников следственно-оперативной группы, выяснить мнение специалиста-криминалиста, относительно уровня его профессиональных навыков в работе со следами выстрелов (опыт осмотров, производства баллистических исследований) с целью постановки перед ним реально выполнимых задач.
Следователю необходимо проверить состояние специальных технических средств, предназначенных для обнаружения, осмотра и фиксации оружия, а также иных следов огнестрельного происхождения.
По прибытии на место происшествия следователь производит следующие действия:
а) проверяет состояние обстановки места происшествия, где (точно или предположительно) находится огнестрельное оружие, уровень обеспечения его охраны;
б) распределяет обязанности между участниками осмотра и осуществляет общее руководство.
Помимо следователя, немаловажная роль в обнаружении огнестрельного оружия на месте происшествия принадлежит специалисту-криминалисту и инспектору-кинологу.
Применение специально обученных собак
Для незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия наиболее типичными версиями, как правило, являются:
1. Оружие похищено с армейских арсеналов и других мест (сейфы, хранилища) их хранения;
2. Обнаруженное оружие контрабандным способом ввезено из сопредельных стран;
3. Оружие было добыто в ходе раскопок со времен Великой Отечественной войны;
4. Оружие было вывезено из зон вооруженных конфликтов;
5. Оружие было похищено с заводовизготовителей, предприятий и организаций, использующих их в производственном процессе;
6. Оружие было изготовлено самостоятельно;
7. Оружие было похищено у лиц, имеющих его на законных основаниях.
Таким образом, типичные версии по своей природе криминалистические, в отличие от частных версий, основываются не только на информации по конкретному делу, но и на других фактических данных, особенно на систематически выделенных закономерных связях в преступлениях одного вида или подвида; типичные версии используются в случае отсутствия или недостаточности информации по конкретному делу на любом этапе расследования; типичные версии могут быть общими, охватывающими всё событие преступления в целом, и конкретными, определяющими отдельные обстоятельства преступного посягательства; использование систем типичных версий не исключает, а предполагает творческий подход к расследованию конкретного преступления.
2. Особенности следственного производства
2.1. Особенности взаимодействия следователей с оперативными работниками и использование специальных знаний при расследовании незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что далеко не каждое преступление можно раскрыть, проводя только следственные действия, без взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных служб. Особенно актуальна проблема такого взаимодействия при расследовании уголовных дел о незаконном изготовлении и сбыте огнестрельного оружия поскольку преступники, опасаясь разоблачения, принимают соответствующие меры по противодействию расследованию.10
В рамках взаимодействия важное значение имеет использование следователем оперативной информации, добытой оперативным сотрудником при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах, где изготавливается или хранится оружие, при разработке лиц, занимающихся его изготовлением и сбытом, и др. Важно, чтобы сотрудник, получивший информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомил с нею следователя.
Для того чтобы тактически грамотно реализовать эти материалы о готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия, а также лицах, их совершивших, следователь при получении такой информации совместно с оперативным сотрудником дол-жен
1) до возбуждения уголовного дела:
- тщательно ее проанализировать, оценить и решить вопрос о формах и способах ее проверки;
- по результатам анализа определить перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- обсудить перечень вопросов, подлежащих выяснению с использованием оперативно-розыскных методов и средств;
б) после возбуждения уголовного дела:
- составить согласованный план первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- обсудить результаты выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, разработать дополнительный план названных действий и мероприятий
;
- осуществлять обмен текущей информацией о результатах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, расследование рассматриваемых нами преступлений тесно связано с оперативно-розыскной деятельностью. Формы взаимодействия следователя и оперативных служб могут быть как процессуальными, так и не процессуальными.
Перечень форм процессуального взаимодействия вытекает из п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ:11
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве следственных действий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве иных процессуальных действий (исполнение постановлений о задержании, приводе, аресте);
- оказание органами дознания содействия следователю при производстве процессуальных действий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий.
Названные формы процессуального взаимодействия могут применяться только по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Их перечень, указанный в УПК РФ, является исчерпывающим.
Формы не процессуального взаимодействия, в отличие от форм процессуального взаимодействия, не закреплены в уголовно-процессуальном законе. Практика выработала следующие основные формы не процессуального взаимодействия12:
- консультирование;
- совместное обсуждение материалов;
- передача информации;
- выполнение поручений (заданий) не процессуального характера;
- участие в тактической операции.
Однако взаимодействие как согласованная деятельность не происходит спонтанно (само собой). Оно требует организационных усилий и выражается в таких формах как направление следователем органу дознания поручений, заданий; прикрепление оперативного работника к следователю на определенный период времени; принятие согласованных решений, составление совместных планов и др.
Одной из наиболее распространенных форм организации взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений является создание следственно-оперативных групп.
Совместные следственно-оперативные группы (бригады) создаются в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений с, внутренних дел, безопасности Российской Федерации по пресечению и расследованию наиболее тяжких преступлений.
В состав следственно0оперативных групп (бригад) включаются следователи, сотрудники оперативных подразделений и служб, обеспечения, специалисты-криминалисты органов внутренних дел, безопасности, следственного комитета.
Правильная организация такого взаимодействия на практике дает положительные результаты.
Так, в рамках расследования уголовного дела в отношении Таймусова, занимавшегося с другими членами организованной группы незаконным оборотом оружия, сотрудниками совместной следственно-оперативной группы при непосредственном участии следователя и по его рекомендации был разработан и реализован комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по изобличению остальных соучастников. В том числе проведена оперативно-тактическая операция, в ходе которой получена информация о нахождении в поселке Курчалой Чеченской Республики отдельных членов незаконного вооруженного формирования. В ходе реализации данной информации на рынке данного поселка 11 марта 2000 г. была задержана группа из семи человек, участвовавшая в боевых действиях против федеральных войск. При задержании у них обнаружены и изъяты 4 автомата АК-74, патроны к ним, 3 подствольных гранатомета ГП-25, а также 6 гранат, радиостанция «Моторолла», список позывных частот радиостанций боевиков - участников незаконных вооруженных формирований13.
Следует отметить, что реализация идеи криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений благотворно сказалась на внедрении технико-криминалистических методов и средств в практику оперативно-розыскной деятельности, поскольку изначально технико-криминалистических методов и средств развивались и предназначались преимущественно для удовлетворения нужд судебно-следственной деятельности. Однако понимание криминалистического обеспечения именно как комплексной системы потребовало гармоничного развития всех ее элементов.
Применительно к деятельности правоохранительных органов отмечается поступление в практические подразделения технико-криминалистических средств, обеспечивающих оперативное получение и применение доказательственной и (или) ориентирующей информации.
2.2. Особенности производства следственных действий при расследовании незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия
На первоначальном этапе расследования преступлений связанных с незаконным изготовлением и сбытом огнестрельного оружия проводится ряд неотложных следственных действий, например,: осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте и др.14
Осмотр места происшествия по уголовным делам, связанным с незаконным изготовлением и сбытом огнестрельного оружия, как и любой другой осмотр места происшествия, можно разделить на несколько этапов:
- подготовительный (до выезда и непосредственно на месте происшествия);
- рабочий;
- заключительный.
До выезда на место происшествия следователь должен выяснить у лица, заявившего о преступлении, сведения, позволяющие грамотно спланировать свои действия в ходе осмотра. В частности, он должен узнать, имел ли место факт изготовления и сбыта огнестрельного оружия, установлено ли место нахождения этого оружия, каков характер места происшествия (местность, жилище, иное помещение и т.д.), задержано ли лицо, предположительно совершившее преступление.
Дать указание на организацию охраны места происшествия в целях исключения возможности появления на территории осмотра посторонних лиц, а также охрану огнестрельного оружия, которое до прибытия следственно-оперативной группы должно быть изолировано от возможных контактов с внешними условиями при помощи подручных предметов (пустых ящиков или коробок, кусков картона, плотной бумаги, материи и т.д.).
Далее необходимо собрать, участников следственно-оперативной группы, выяснить мнение специалиста-криминалиста, относительно уровня его профессиональных навыков в работе со следами выстрелов (опыт осмотров, производства баллистических исследований) с целью постановки перед ним реально выполнимых задач.
Следователю необходимо проверить состояние специальных технических средств, предназначенных для обнаружения, осмотра и фиксации оружия, а также иных следов огнестрельного происхождения.
По прибытии на место происшествия следователь производит следующие действия:
а) проверяет состояние обстановки места происшествия, где (точно или предположительно) находится огнестрельное оружие, уровень обеспечения его охраны;
б) распределяет обязанности между участниками осмотра и осуществляет общее руководство.
Помимо следователя, немаловажная роль в обнаружении огнестрельного оружия на месте происшествия принадлежит специалисту-криминалисту и инспектору-кинологу.
Применение специально обученных собак