Файл: Отчет о прохождении учебной практики по профессиональному модулю пм. 03 Выполнение работ по профессии 20002 Агент банка.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
| |
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики
по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение работ по профессии 20002 «Агент банка»
обучающегося группы __________________
шифр и номер группы
___________________________________________
(Ф.И.О.)
-
Анализ состояния и тенденций развития банковской отрасли
Одним из последствий влияния пандемии на экономику России является снижение прибыли банков в первой половине 2020 года. В первом квартале 2020 года банки РФ получили 612 миллиардов рублей прибыли. Прибыль российских банков во втором квартале, результат которой был в большей степени подвержен влиянию пандемии, составила 175 миллиардов рублей. Также причинами снижения прибыли во втором квартале 2020 года являются укрепление рубля и снижение курсов евро и доллара, что способствовало отрицательной переоценке банковских операций с иностранной валютой.
Коэффициент рентабельности собственного капитала российских банков по итогу 2020 года уменьшился на 3,6% по сравнению с предыдущим годом и составил 16%, что ниже нормального для российской экономики значения на 4% (рис. 7).
Рисунок 1 Динамика совокупной чистой прибыли банков РФ за 2016-2020 гг.
Совокупная чистая прибыль российских банков по итогу 2020 года составила 1,6 трлн. рублей, что на 100 млрд. рублей меньше прибыли за 2019 год. Одной из причин того, что данный показатель снизился несущественно, являются меры поддержки со стороны Банка России и уменьшение в условиях пандемии банками ставок по привлеченным средствам.
В денежном выражении в более выгодной ситуации оказались самые крупные банки. Медианная рентабельность банковских активов по результатам исследования, которое было проведено экспертами информационно-аналитического агентства «РИА Рейтинг», составила 1,34% на 1 января 2021 года. На 1 января 2020 года данный показатель составлял 2,1%. Существенное снижение медианной рентабельности банковских активов является показателем уменьшения прибыльности средних и малых банков. Во втором полугодии 2020 года произошло увеличение рентабельности банков, что связано с адаптацией банков к рыночной ситуации, сформированной в условиях пандемии.
Из общего количества коммерческих банков РФ в соответствии с показателем объема активов были выделены три группы:
1. Первая группа - крупные банки, которые занимают первые места в рейтинге по объему активов, при этом их общая доля от совокупных активов банковской системы составляет 90%. К данной группе относятся ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Газпромбанк» и др.
Наибольшая часть активов крупных банков РФ принадлежит банкам, контролируемым государством.
Таблица 1
Классификация банков РФ по размеру
Группа банков | Доли от совокупных активов банковской системы | Количество банков | Доли от всего количества банков в банковской системе |
Крупные банки | 90% | 29 | 8,19% |
Средние банки | 9% | 101 | 28,53% |
Малые банки | 1% | 224 | 63,28% |
Всего | 100% | 354 | 100% |
2. Ко второй группе относятся средние банки, общая доля от совокупных банковских активов которых составляет последующие после крупных банков в рейтинге 9%. Примерами средних банков являются ПАО «МТС-Банк», ПАО «РГС Банк», ПАО АКБ «Металлинвестбанк» и др.
3. К третьей группе относятся малые банки. Общая доля активов банков данной группы от совокупных активов банков составляет последующий в рейтинге после средних банков 1%. Группа малых банков РФ в большей степени представлена нишевыми, региональными банками. К данной группе банков относятся ООО «Промсельхозбанк», АО «УРАЛПРОМБАНК» и др.
Для определения особенностей стратегического положения группы крупных банков и групп малых и средних банков может использоваться SWOT-анализ. Построение матрицы SWOT-анализа для группы банков предполагает определение сильных и слабых сторон, относящихся к внутренней среде банковской группы, и возможностей и угроз, которые формируются во внешней среде.
Крупные банки РФ оказались наиболее экономически устойчивыми в условиях пандемии. Для данной группы банков основными преимуществами перед средними и малыми банками являются поддержка со стороны государства, диверсифицированный ассортимент банковской продукции и высокая лояльность населения. При этом в крупных банках отсутствует оперативное взаимодействие внутри банков, что связано с масштабностью их организационных структур.
Таблица 2
SWOT-анализ крупных банков РФ
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Поддержка со стороны государства; 2. Диверсифицированный ассортимент банковской продукции; 3. Разнообразие подходов привлечения и обслуживания потребителей, обширная база потребителей; 4. Стабильный рост финансовых показателей большей части крупных банков; 5. Высокая лояльность населения | 1. Масштабность организационных структур, отсутствие оперативного взаимодействия внутри банков: 2. Высокая волатильность прибыли; 3. Сезонность спроса на конкретные банковские продукты; 4. Недостаточный размер собственных средств; 5. Недостаточный уровень кредитования субъектов МСП |
Возможности | Угрозы |
1. Развитие банковских экосистем, рост количества совместных проектов банков с организациями, занимающимися информационными технологиями; 2. Рост в сегменте проектного финансирования строительства: 3. Цифровизация, развитие банковских платформ и приложений; 4. Рост кредитования финансовых организаций; 5. Рост в сегменте ипотечного кредитования | 1. Стабилизация курса рубля и международные санкции могут снизить совокупную прибыль банков от операций с ценными бумагами и иностранной валютой; 2. Выход из послаблений Банка России по резервам в отношении реструктурированных ссуд может сформировать необходимость роста расходов банков на резервы: 3. Завершение моратория на банкротство юридических лиц; 4. Ухудшение кредитного качества заемщиков; 5. Снижение покупательской способности населения и компаний |
Одними из основных угроз крупных банков на данный момент являются стабилизация курса рубля и международные санкции. Данные факторы могут стать причиной снижения доходов крупных банков от операций с ценными бумагами и иностранной валютой, доля которых за 2020 год составила 10% от совокупного операционного дохода банковской системы РФ.
Также угрозой для крупных российских банков является завершение послаблений Банка России по реструктурированным ссудам. В условиях пандемии российские банки реструктурировали кредиты на 7 трлн. руб., при этом основной объем реструктурированных ссуд составляют кредиты крупным компаниям, из которых 40% являются компаниями с высокой долговой нагрузкой. Возможный объем дополнительных банковских резервов по оценкам Банка России составляет 1,4 трлн. руб.
Завершение моратория на банкротство юридических лиц является следующей угрозой для крупных банков РФ. Данный мораторий не допускал введение процедур банкротства со стороны кредиторов в отношении компаний, которые относятся к наиболее пострадавшим в условиях пандемии отраслям. Действие моратория на банкротство юридических лиц распространялось на 517 тыс. юридических лиц и 1,61 млн. индивидуальных предпринимателей. Завершение данного моратория может стать причиной снижения прибыли крупных банков при необходимости создания дополнительных резервов.
Последствия влияния пандемии на экономику России сформировали для крупных банков, помимо угроз, также и возможности для стратегического роста, который может быть реализован через диверсификацию и развитие рынка.
Формирование маркетинговых стратегий диверсификации и развития рынка начинается с проведения классификации банковских продуктов и рынков. При этом учитываются наличие неопределенности итогового результата продаж и возможности выхода банковской продукции на конкретные рынки.
Стратегия развития рынка предполагает переход существующей продукции на новые рынки. Основные направления маркетинговой деятельности банка при реализации стратегии развития рынка:
-
выход продукции банка на новые потребительские сегменты; -
внедрение банковской продукции на новые территориальные рынки; -
внедрение продукции банка на новые сбытовые сети.
На данный момент для продукции крупных банков существует возможность внедрения на новые рынки через размещение банковских автоматов, использование современного технологического оборудования и др.
Также одну из возможностей крупных банков для развития рынка представляет собой рекордный рост в сегменте ипотечного кредитования. За 2020 год банки выдали 1,7 млн. ипотечных кредитов, составивших в сумме 4,3 трлн. рублей. Данный показатель по сравнению с 2019 годом увеличился в денежном выражении на 51%. Причинами роста в данном сегменте являются снижение ставок и льготная государственная программа кредитования.
Следующими возможностями крупных банков для развития рынка являются рост в 3,5 раза за 2020 год по сравнению с предыдущим годом сегмента проектного финансирования строительства жилья и увеличение кредитования финансовых организаций, большую часть которого составило кредитование компаний, которые связаны с крупными банками.
Сформированные в современных условиях возможности для стратегического роста могут быть также реализованы через диверсифицированный рост.
Стратегия диверсифицированного роста предполагает производство новой продукции для новых рынков. Основные направления маркетинговой деятельности при формировании стратегии диверсификации на рынке банковских продуктов, влияющие на показатели продаж, наиболее часто представляются следующими:
-
разработка ассортимента банковской продукции для новых рынков; -
определение целевых групп потребителей при проведении сегментирования; -
позиционирование банковской продукции для конкретных целевых групп потребителей.
Диверсификация является наиболее рискованной из маркетинговых стратегий роста. Процесс диверсификации бизнеса и производств за 2020 год достиг рекордных максимумов, превысив прошлогодний показатель.
Основная возможность для реализации стратегии диверсификации представлена созданием и развитием крупными банками экосистем.
Экосистема является совокупностью сервисов компании или группы компаний, которая позволяет предоставлять потребителям диверсифицированный ассортимент продукции в виде единого интегрированного процесса.
Созданию крупными банками экосистем способствуют цифровизация и развитие приложений банков. Развитием экосистем на данный момент занимаются несколько крупных банков, которые реализуют совместные проекты с компаниями, занимающимися информационными технологиями.
Наиболее часто через экосистемы крупные банки предлагают потребителям, помимо финансовых продуктов, сервисы, которые связаны со страхованием, недвижимостью, туризмом и т.д.