Файл: Курсовая работа психологические особенности профилактики школьной дезадаптации ребёнка младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Читинский педагогический колледж»
Кафедра начального общего образования
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
КУРСОВАЯ РАБОТА
Психологические особенности профилактики школьной дезадаптации ребёнка младшего школьного возраста






Выполнила:

студентка 303 группы

Юманова Александра Игоревна




Руководитель__________________

подпись

Аксенова Татьяна Николаевна

« «__________________2022 г.



Допущена к защите

Зав. кафедрой _________________

подпись

Чемерской Юлией Александровной

« « ___________________2022 г.

Оценка _______________________

« «___________________2022 г.



Чита

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………..……………..……………..…..………..……………..……….

3

  1. Сущность понятий «адаптация», «дезадаптация». Причины и виды дезадаптации………..……………..……………..…..………..………………….

7

  1. Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста………..……………..……………..…..………..……………..…………

12

  1. Методические приемы профилактики школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста ………..……………..……………..…..……….

18

Заключение

24

Список используемых источников

26



ВВЕДЕНИЕ

Современность исследования психологической адаптации первоклассников к школе определяется состоянием всех сфер нашего общества на сегодняшний день. В настоящее время в мире наблюдается напряженное политическое и экономическое состояние, а дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как будет организована схема работы всех направлений деятельности общества. Процесс адаптации играет важную роль в развитии личности на любом жизненном этапе человека, так как успешность данного процесса оказывает влияние на качество выполняемой деятельности.


В произведениях литературы по психологии встречаются различные определения понятия адаптация, но все они, в основном, сводятся к одному смыслу – «это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды».

Поступление в школу ведет к существенному изменению в концепции общественных взаимоотношений и деятельности учащихся и сходится с этапом второго физического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет. Адаптированность ребенка к систематическому обучению в школе является важным итогом исследуемого психического процесса, так как является залогом успешного обучения в школе.

В связи с изменением социальной роли, изменяется самосознание личности ребенка, происходит переоценка ценностей. Именно в первое время пребывания ребенка в школе складываются новые формы его отношений с окружающей средой, с самим собой, формируются способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определяются направления личностной самореализации, наблюдаются различия в развитии по гендерному признаку. Изучением проблемы психологической адаптации занимались такие ученые, как П.К. Анюхин, А.Л. Венгер, С.Г. Вершдлевский, Г.С. Зобина, Л.А. Кадыбович, И.К.Кряжева, А.Г Мороз, Т.С. Полякова, И.В. Шалыгина. Учеными даны различные определения адаптации, виды и методы изучения, но гендерные аспекты психологической адаптации первоклассников к школе остаются недостаточно изученными.

Явление приспособления сопряжено с овладением человеком новейшим способом деятельности, новейшей значимостью, с переменами его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребёнка в группе с его индивидуальной автономностью [1].

Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Проблема школьной дезадаптации в связи с нарастающей распространенностью этого явления среди школьников в последние годы привлекает внимание разных специалистов: педагогов, психологов и других.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.



Поступление ребенка в школу - переломный период его социализации, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.

Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от малыша новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, детский организм мобилизует систему адаптационных реакций.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения[20].

С учётом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся в частности в затруднении в обучении, нарушениях поведения, достигающих уровня криминальной выраженности.

Проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, для последующего предотвращения.

В последнее время наметилась тенденция экспериментально исследовать особенность педагогического процесса в связи с возникновением школьной дезадаптации. Роль педагогического фактора в возникновении дезадаптации велика. Сюда относят особенности организации школьного обучения, характер школьных программ, темп их освоения, а также влияние самого педагога на процесс социально-психологической адаптации ребенка к условиям школы.

Объект исследования: процесс школьной дезадаптации.

Предмет исследования: психологические особенности профилактики школьной дезадаптации ребёнка младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретическое изучение психологических особенностей профилактики школьной дезадаптации ребёнка младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. проанализировать сущность понятий «адаптация», «дезадаптация», причины и виды дезадаптации;

  2. обобщить причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста;

  3. изучить методические приемы профилактики школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.


Методы исследования: анализ учебной и методической литературы, обобщение, сравнение.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех

параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.


  1. Сущность понятий «адаптация», «дезадаптация». Причины и виды дезадаптации


С целью обозначения условия общепризнанных мерок применяется слово, «устойчивая адаптация». Присутствие изменений обычных обстоятельств существования возникают условия, добавляющие дезорганизацию в психологическую работу.

В общем смысле адаптация, по определению В.И. Медведева, рассматривается как «системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности». По другому определению, адаптация — это совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды. К.К. Платонов определяет адаптацию как пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним. Как указывает Р.М. Баевский, процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды [19].

По описанию Дубровиной И.В., психологическая адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Безруких М.М. пишет, что «в основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги» [15].


Согласно установлению Ц.П. Короленко, под определением «психологической адаптации» подразумевается приспособление степени выраженности психологических функций в их накопленной взаимосвязи [20].

Психосоциальное приспособление равно как процедура и итог вхождения индивида в новейшую социокультурную сферу, кроме того находится в зависимости с ценностными ориентациями индивидуума, со способностями их свершения в надлежащей общественной роли и с принятиями индивидуумом общественной значимости. Согласно формулировке В.В. Романова, в базе общественной адаптивности находится психическая приспособление индивида. Важной чертой психологического приспособления считается её стремительно-приспособительный вид. В соответствии с этим приспособление лица выражается появлением приспособительных конфигураций действия при сменах ситуации. Равно как выделяет В.М. Воловик, психологическое приспособление - данная индивидуальная роль, обеспечивающая регулирование важных нужд индивидуума с условиями общества и динамическими переменами обстоятельств существования.

А. Маслоу анализирует процедуру приспособления равно как динамичный процесс взаимодействия индивида и сферы, в свойстве главного аспекта адаптированности персоны выставляется уровень её интегрированности со сферой.

Психическая адаптация играет значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидуум-среда». В.Г. Березин выделяет следующие уровни психической адаптации, как:

— индивидуально-психологический уровень, содержащий в себе индивидуальные и типологические характерные черты личности, его важные состояния (уровень замотивированности, степень формирования самосознания, самодисциплина, самомнение, саморегулирование, характер и т.д.). В данной степени исполняется сохранение психологического баланса, поддержка психологического самочувствия;

 — социально-психологический уровень, содержащий в себе характерные черты микросоциального взаимодействия. В данной степени исполняется развитие соответственного межличностного взаимодействия, результат общественно-важных установок [17].

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической, литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Его употребление, неотделимо в данном случае от клинического контекста, неоднозначно и противоречиво, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптации по отношению к категориям «норма» и патология. Отсюда трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни к другим; Кроме того, термин «дезадаптация» означает утрату или нарушение полноценного взаимодействия индивида с окружающей средой [8].