Файл: 1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ряде случаев территориям предоставляются особые экономические и политические статусы с целью привлечения доп. инвестиций, увеличение выпуска продукции на внешний рынок, решения наиболее острых проблем (свободные экономические зоны, зоны экологического бедствия и т.д.). Государственная региональная политика может носить долгосрочный характер или конъюнктурный, связанный с колебаниями экономического цикла. В последнем случае(конъюнктурный) правительство вмешивается, чтобы оказать помощь районам в наибольшей степени пострадавшим от экономического кризиса. При осуществлении региональной политики необходимо учитывать высокую степень инерционности территориальных систем. Следовательно, большую роль здесь играют долгосрочное прогнозирование и программирование. Необходимо также учитывать что территориальные аспекты социального-экономического развития играют большую роль в странах с значительными территориальными особенностями
2. Опыт регионального планирования
Первые попытки со стороны государства влиять на социальное развитие определённых территорий были предприняты в 30-е годы 20 века. Однако окончательное становление региональной политики происходят в большинстве развитых стран в 50-е-60-е годы 20вв. В этот период региональная политика отличалась высокой степенью активности, использованием широкого Спектора инструментов регулирования. Основной упор делался на развитие территорий, стимулированный «сверху» из общенационального экономического центра. Широкое распространение получили концепции «полюсов роста или очагов развития». Данная теория предполагала активное развитие нескольких социально-экономических центров, которые должны были стать лидерами выхода из кризиса для окружающих районов. В 70-80-е годы происходит свёртывание централизованных региональных программ на небольшое число проектов. Это было связано с ограничением бюджетных средств и с недостаточно удовлетворительными результатами предшествующей политики. Сыграла роль и переход к новой макроэкономической парадигме (от кейнсианство к неолиберализму).

Теперь основная задача : поощрение регионов к разработке собственных региональных планов за счёт мобилизации местных ресурсов. Государство берет на себя только разработку крупных общенациональных программ. Существуют определённые национальные особенности реализации территориального планирования.

Во Франции например характерной особенностью региональной структуры является доминирующая роль парижского района. Основной задачей государственной региональной политики стало сдерживание развития этого доминирующего региона и стимулирование развития проблемных районов. Для улучшения ситуации на этих территориях используются бюджетные дотации, развития инфраструктуры за счёт средств государства, различные меры и планы поддержки предпринимательства. Основную роль здесь играет комитет по регионализации плана. Его задача: разработка планов регионального развития и координация в рамках национального планирования. Последние годы в подготовке планов регионального развития широко привлекаются местные органы власти и институты гражданского общества.


Италия из всех стран европейского союза имеет самую сложную территориальную структуру. Это связано с большими различиями между уровнями социально-экономического развития севера и юга страны. Для координации государственной политики проблемных регионов создаётся специальное агенство («касса юга»). Первоначально, оно отвечает за развитие инфраструктуры, позднее ему передаются функции по разработке и финансированию планов развития промышленности. Данное агенство использует инструменты кредитного и налогового стимулирования. Эти меры дополняются льготами в области социального обеспечения. При реализации программ развития юга страны широко используются возможности государственного сектора. Компании, контролируемые правительством, обязаны направлять 80% новых инвестиций в южные регионы.

Наряду с осуществлением национальных программ регионального развития большое значение приобретает политика территориального регулирования над национальным уровнем. Это особо актуально для ЕС, где основными структурами координирующими данную политику являются комитет по региональной политики и европейский фонд регионального развития. Особенностью европейского регионального планирования является ориентация на приоритетную роль отдельных крупных регионов, выделяемых по специальной методике, тем самым предполагается постепенная трансформация Европы национальных государств в Европу регионов.

В нашей стране до начала 90-х годов основу национальной политики был процесс централизованного планового размещения производства по территории страны в интересах единого народно-хозяйственного комплекса. Здесь использовались методы прямого бюджетного финансирования и административного регулирования. Основное внимание уделялось сдвигу производительных сил на восток экономическому развитию ранее отсталых регионов, рациональному с точки зрения плановой экономики размещению крупных хозяйственных комплексов . Развитие системы расселения за счёт быстрого роста городских агломераций. При этом удалось устранить или ослабить многие крупные территориальные диспропорции. Но Одновременно происходит накапливание новых проблем и противоречий в региональном развитии. Эти проблемы были усугублены социально-экономическим кризисом 90-х годов. Центральный теперь становится задачей не размещения промышленных предприятий по территории страны а создании условий для оптимального социально экономического развития регионов на основе инструментов косвенного экономического и юридического воздействия.



Основные задачи региональной политики:

    • Определение общих правил взаимодействия федерального центра и регионов, при возможной минимизации различий в экономическом статусе отдельных субъектов федераций

    • Стимулирование процесса создания собственной финансово-ресурсной базы развития территорий

    • Учёт при разработке общенациональной-региональной политики планов структуры перестройки народного хозяйства России

    • Разработка четких критериев выделения районов со специальным статусом (зона опережающего развития, депрессивные районы и т.д.) и определения возможных рычагов воздействия на протекающие процессы

    • Обеспечение равного доступа всех граждан страны, четко определенному минимума социальных гарантий

    • Поддержка формирования горизонтальных социально-экономических связей между регионами на основе двухсторонних и многосторонних договоров


Планирование бюджетного процесса

  1. 1   2   3   4   5   6   7

Бюджетное планирование и бюджетный процесс

  1. Бюджетирование ориентированное на результат


1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
Бюджетное планирование - это комплексное мероприятие правительства и других органов власти, направленных на определение объема источников формирования и направления использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития. Бюджетное планирование является составной частью макроэкономического планирования. От качества разработки бюджета зависит стабильность и уровень исполнения макроэкономических программ. Государство использует бюджетное планирование для достижения максимально эффективного функционирования бюджетной системы.

Основные особенности бюджетного планирования:

1. Обьектом выступает средство государственного бюджета.

2. Субъектами являются федеральные, региональные и местные органы власти.

3. В процессе бюджетного планирования разрабатываются необходимые финансовые пропорции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны.

4. Бюджет планирования создает необходимую финансовую базу для реализации программ отраслевого, регионального и социального развития.

Задачи бюджетного планирования:

1. Формирование основных пропорций развития экономики на плановый период.

2. Выявление имеющихся финансовых резервов и направление их на приоритетные задачи развития.

3. Рациональное распределение расходов и доходов государственного бюджета между отдельными звеньями бюджетной системы.

В зависимости от субъектов и уровня бюджетного планирования различают сводные, территориальные и адресные планирования.

1. Сводное бюджетное планирование осуществляется на стадии составления проектов бюджетов, с целью обеспечения их сбалансированности. Здесь определяются основные макроэкономические показатели социально-экономического развития, осуществляется их увязка с имеющимися бюджетными ресурсами.

2. Территориальное бюджетное планирование предусматривает составление и выполнение бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, что является их финансовой базой и обеспечивает их финансовую независимость.


3. Адресное бюджетное планирование заключается в согласовании и увязке конкретных показателей бюджетов с показателями финансовых планов субъектов хозяйствования.

Основные методы бюджетного планирования:

1. Нормативный метод.

2. Балансовый метод.

3. Метод коэффициентов.

4. Методы математического моделирования.

Бюджетное планирование реализуется в рамках бюджетного процесса.

Бюджетный процесс:

1. Составление проектов бюджета. Составлением проектов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Рф. Проекты бюджетов составляются с учетом установленных социальных, финансовых и прочих нормативов. Президент РФ не позднее марта направляет Федеральному Собранию бюджетное послание, которое определяет бюджетную политику на очередной финансовый год. На первом этапе министерство финансов РФ на основе данных прогнозов разрабатывает основные характеристики бюджета, которые в течение 2 недель, после принятия их Правительством должны быть направлены Федеральным исполнительным органам, которые осуществляют распределение бюджетного финансирования по конкретным бюджетным получателям. Не согласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссии под председательством Министра Финансов РФ. Не позднее 15 июля Федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателей бюджета. С 15 июля по 15 августа на основе представленных документов Правительство РФ должно утвердить проект закона «о Федеральном бюджете» для внесения в Государственную Думу.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета. Проект федерального закона направляется советом госдумы в комитет госдумы по бюджету для подготовки заключения о соответсвии проекта требованиям закона. Следом проект направляется в совет федерации, в комитеты госдумы, и счетную палату РФ для заключения. Госдума рассматривает проект бюджета в 4 чтениях (фактически в 5).

Нулевое чтение - согласование проекта бюджета с … большинства в Госдуме.

Первое чтение- обсуждение концепции и прогнозов социально-экономического развития. Рассматриваются основные характеристики будущего бюджета. Заслушивается доклад правительства комитетом по бюджету и счетной палаты. Принимаются решения по принятии или отклонения бюджета. В случаях отклонения проект может быть передан в согласительную комиссию, отправлен правительством на доработку или поставлен вопрос о доверии правительству.