Файл: 1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Классификация по уровням социально-экономического управления позволяют выделить корпоративные, отраслевые, межотраслевые, муниципальные, региональные, межрегиональные, национальные, международные прогнозы

В ряде случаев прогнозы выступают самостоятельным инструментом государственной макроэкономической политики, особенно это касается труднопланируемых процессов (НТП, демографические изменения, экономические изменения и т.д.). Однако в большинстве стран прогнозы широко используются как основы разработки макроэкономических планов
3. Виды макроэкономического планирования

Отметим, на процесс формирования национальной модели планирования оказывает влияние множество факторов, в конечном счете эти особенности находят своё выражение в соотношении двух основных механизмов экономической координации - рынка и плана. На основе данного критерия выделяются директивное, индикативное и стратегическое планирование.

Директивное планирование. Принцип юридической обязательности, выполнение плановых заданий, доведённых до каждого экономического субъекта (адресность) из единого планового центра. Отсутсвует хозяйственная самостоятельность предприятий, происходит подчиненность их интересов задачам макроэкономического развития. Микроэкономические субъекты могут оказывать только опосредованное воздействие на процесс разработки и принятие планов. Необходимой объективной основой директивного планирования в рамках всего национального хозяйства является наличие экономики одного собственника - ГОСУДАРСТВА. В условиях рыночной экономики элементы директивного планирования присутствуют в государственном секторе экономики, при государственных заказах, в сфере регулирования естественных монополий и т.д. Директивные методы могут применяться к частным компаниям при чрезвычайных ситуациях (катастрофы, военные действия и т.д.). На микроуровне планы развития отдельных предприятий также имеют во многом директивный характер

Индикативное планирование. Ориентирует хозяйствующих субъектов на достижение определённых ориентиров (индикаторов) развития путём предоставления максимально возможной экономической информации и обеспечения благоприятных условий функционирования. Индикативные планы носят рекомендательный характер, содержит ограниченное число показателей, служат общими ориентирами и не подлежат обязательному выполнению. Однако государство использует весь арсенал инструментов регулирования, стимулирует участников экономической деятельности к достижению поставленных целей.


Инструменты государственного регулирования:

    • Институциональная сфера – разработка прогрессивной системы законодательного обеспечения хозяйственной деятельности, создание условий эффективного функционирования государственного аппарата

    • Кредитно-денежной сфера – политика денежной эмиссии, установление ставки банковского процента, регулирование банковских резервов, операции на открытом рынке, контроль и оздоровление банковского сектора

    • Бюджетно-налоговая сфера – налоговая политика, регулирования государственных расходов, осуществление государственных закупок, регулирование бюджетного дефицита

    • Научно-технологическая и промышленная политика – Определение основных направлений НТП, инвестиционных и структурных преобразований

    • Социальная политика – регулирование рынка труда, оптимальные стандарты социальной защиты, условия развития образования, здравоохранения

    • Внешне-экономическая сфера – внешнеторговая политика, тарифное и нетарифный регулирование, регулирование валютных отношений и т.д.

Индикативное планирование – это государственное планирование при сохранении самостоятельности предприятий, их информационное ориентирование и стимулирование к выполнению поставленных правительством задач.

Как показывает практика многих стран, индикативное и директивное планирование являются антиподами. Оптимальное сочетание двух этих подходов позволяет обеспечить значительный социально-экономический эффект государственного управления. Проблема состоит в определении этого оптимального сочетания

Стратегическое планирование. Определение основных долгосрочных тенденций развития общества и экономики, выбор наиболее оптимальных из них, формулировку общих целей и направления социального прогресса и опосредованное регулирования данных процессов путём формирования благоприятной для объекта планирования внутренней и внешней среды. Здесь ставится задача создания эффективного, но не жесткого механизма перспективного планирования. Стратегическое планирование получило популярность в последние десятилетия по мере становления постиндустриальной экономики и развитие международной экономической интеграции. Однако это не предполагает полный отказ от ранее используемых инструментов, особенно индикативного планирования.



Опыт макроэкономического планирования и прогнозирования


  1. Формирование объективных основ и первый опыт национального планирования в России

  1. Отечественная модель централизованного директивного планирования

  2. Зарубежный опыт макроэкономического планирования


1. Формирование объективных основ и первый опыт национального планирования в России

Государство всегда играло заметную роль в экономической жизни России, как в форме административного вмешательства в хоз. процесса, так и через непосредственное участие в производстве. Для этого существовали серьезные объективные и субъективные причины:

    1. Догоняющие типы экономического развития, что предполагало определение приоритетных направлений развития и концентрацию на них имеющихся ресурсов

    2. Огромные мало-населенные территории, слабо связанные между собой

    3. Исторически сложившаяся жёсткая вертикаль бюрократической власти

20 век продолжил эту тенденцию, но не только в количественном росте экономической активности государства, а в качественном смысле, переходом к жестко плановой модели. В начале прошлого века идея о необходимости вмешательства в экономику, стремлении распространить методы планирования на все уровни национального хозяйства стали общепринятыми причём не только в России и не только среди радикальных социалистов. Эти новые тенденции были порождены особенностями развития производительных сил на рубеже 19-20-хх веков: ускоренная концентрация производственного капитала, что вело к формированию монополий и ослаблению конкурентно-способного механизма

Все это было характерно и для социально-экономического развития России, но данные тенденции усугублялись не до конца решёнными задачами буржуазных преобразований с сохранением полу-феодального общественно-политического строя и незаконченной индустриализации. Именно потребность в ускоренной индустриализации определяли формы и направления государственно-экономической политики России в конце 19- первой половине 20-х веков

Основные проблемы стоящие на пути индустриализации:

    • Относительная слабость частного предпринимательства развивавшегося в торговле, пищевой и легкой промышленности

    • Отсутсвие значительных инвестиционных ресурсов в частном секторе

    • Неразвитость системы аккумулирования и межотраслевого перелива капитала через банки и фондо-рынок


В результате основным субъектом индустриализации становится ГОСУДАРСТВО, которое берет на себя задачу мобилизацию денежных ресурсов через налоговую систему и перераспределения на приоритетные направления развития. Во внешне-экономической сфере государство устанавливает высокие таможенные тарифы, защищая отечественных производителей. С другой стороны стимулируется приток прямых иностранных инвестиций. Стимулом этого становится успешность денежной реформы «ВИТТЕ», вводившая твёрдую национальную денежную единицу на основе золотого стандарта

1 мировая война резко усиливает потребность в координации деятельности всех субъектов экономической жизни. В 1915 году создаются «особые совещания по обороне, перевозкам, топливу, продовольствию и делам беженцев» , т.е. чрезвычайные органы гос. управления в военных условиях

Данные структуры составляли основу централизованного регулирования экономики и объединяли представителей гос. аппарата частного сектора и общественных организаций. Данная организации возглавлялись соответствующими министрами (Министр обороны и т.д.). Указания особых совещаний подлежали обязательному исполнению предприятиями всех форм собственности. Их основные функции:

    1. Разработка планов производства и снабжения

    1. Распределение и контроль ⬇️

    2. Контроль выполнения государственных заказов

По мере ухудшения экономической ситуации государств всё активнее переходит к жёсткому регулированию цен и тарифов. Однако, полноценные системы национального планирования начинают создаваться после октября 1917 г. , когда к власти приходит большевистская партия. Первоначально, экономическая программа нового правительства предполагала национализация только базовых отраслей экономики. Достаточно широко допускались малые и средние корпоративные предприятия. Фактически это смешанная экономика экономика, сочетающие рыночные и плановые инструменты регулирования. 2 декабря 1917 года создается высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Он выступал как единый экономический центр, регулирующий хозяйственную деятельность и государственные финансы в рамках национальной экономики.

В основу подобного регулирования был положен отраслевой принцип, что предполагало создание отраслевых главных управления *, которые опирались на объединение предприятий (синдикаты и тресты). Резкое обострение военно-политической остановки приводит к сворачиванию политики умеренного планового регулирования и переходу и переходу к жёсткой модели военного коммунизма. Характерные черты данной модели:


    • Высокая централизация всего управления

    • Почти 100% национализация промышленности

    • Государственная монополия на большую часть сельско-хозяйственной продукции ()

    • Свёртывание товарно-денежных отношений

За годы военного коммунизма складывается система различных органов управления и планирования. В реальной хозяйственной практики в условиях гражданской войны и экономической разрухи данная модель не могла функционировать эффективно. Постепенно начинается переход от военного коммунизма к новой экономической политики (НЭП), что предполагало сочетание рыночных механизмов регулирования с плановым воздействием на экономику. Фактически произошёл возврат к смешанной модели экономики. Данные изменения стали мощным стимулом для развития отечественной плановой науки и практики. Первым масштабным проектом в области планирования и прогнозирования становится государственный план этерификации страны(ГОЭЛРО), разработанный в 1920 году на 10-летний срок.

В декабре 1920 года данный план был одобрен Всероссийским съездом советов.

Предусматривалось строительство 30 районов страны и создание отрасли электроэнергетического машиностроения. Проводилось экономическое районирование страны, были заложены основы единой транспортной и энергетической инфраструктуры. План ГОЭЛРО стал началом опыта макроэкономического планирования не только в нашей стране, но и в мире. На основе данного плана разработаны основные методики и принципы национального планирования. В дальнейшем на основе комиссии ГОЭЛРО создаётся государственная плановая комиссия (ГОСПЛАН)

Переход к НЭПу предусматривал индустриализацию аграрной экономики. Данная задача стимулировала развитие экономической науки и хозяйственной практики. В период 20 годов 20 века можно зазвать самым плодотворным и интересным в истории Отечественной Экономической Мысли

Основные достижения Отечественной науки в области национального планирования:

    1. 1   2   3   4   5   6   7