Файл: Занятие 4 Обучающийся Литовченко Любовь Ивановна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Литовченко Любовь Ивановна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

 

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

Ответ задание 1.

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

 
 Изучает закономерности и условия воспитания детей до 3 лет.

 Дети ясельного возраста до трёх лет.

2.

Дошкольная педагогика

 

  Изучает закономерности воспитания и элементы форм обучения детей в дошкольном возрасте

  Ребенок дошкольник от момента рождения до поступления в школу

3.

Специальная педагогика

 

  Изучает сущность управления процессом развития индивидуальности и личности детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в индивидуальном подходе обучения

 Дети с отклонениями в психическом разитии.Врожденными и приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

4.

Социальная педагогика

 

  Изучает воспитательный процесс во всех возрастных группах и в различных условиях социума

  Ребенок в социуме и его социальное взаимодействие и окружение.

5.

Коррекционная педагогика

 

  Изучает процессы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии психики и отклонение в поведении.

  Дети имеющие отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонение в поведении, затруднение школьной адаптации и адекватной социализации.

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 

 Изучает процессы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха

 Дети с нарушением слуха.

6.2  Тифлопедагогика

 

 Изучает процесс воспитания обучения лиц с нарушением зрения

  Слепые и слабовидящие дети.

6.3  Олигофренопедагогика

 

 Изучает проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и их социальную реабилитацию.

 Дети с умственной отсталостью и нарушением интеллекта.

6.4        Логопедия

 

  Изучает процесс обучения о нарушении речи, способах их предупреждения и устранения, с помощью специального обучения и воспитания.

 Дети с нарушением речи.


 

Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

 

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения     

           умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных

           связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  

           проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;



14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

Ответ задание 2

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

  ознакомление обучаемых с новыми заданиями;


1.

   восприятие новых знаний и получение умений;


2.

 разъяснение целей и задач обучения;


2.

 собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;


3.

  управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения     умений и первичных навыков;


3.

 анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;


4.

 управление процессом познания научных закономерностей и законов;


4.

  познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;


5.

  управление процессом перехода от теории к практике;


5.

 приобретение умений и навыков, а также их систематизация;


6.

 организация эвристической и исследовательской деятельности;


6.

 практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  проблем;


  7. проверка, оценка изменений в 7. Самоконтроль ,самодиагностика обученности и развитии объектов достижений.

обучения;

Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.


На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

Ответ задание 3

Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике

п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,

Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1.

 

 

Воспитание ребенка- как человека культуры 

Е.В.

Бондаревская 

Индивидуальность,воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей,помощь в саморазвитии. 

Воздействие на личность и сознание. 

Индивидуальный подход.Формирование культуры личности. 

2.

 

 

Воспитание на основе потребностей человека 

В.П.Созонов

 Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быть признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе .

Происходит воздействие на эмоциональную сферу личности и на сознание ребенка .

Стать примером для воспитанников. Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы. Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации

Формирование благоприятного нравственно-психического климата

-Создание условий для укрепления и сохранения здоровья

 


3.

 

 

Системное построение процесса воспитания

В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм

-Воздействие на личность и сознание

-Эффективен только при системном процессе воспитания

-Формирование патриотизма

-Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям

-Развитие личности и творческой самореализации.


Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

 

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих

      сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

      познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

       деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

Ответ задание 4

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.                

Трудовое воспитание

 

 

 воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;


2.                

Экологическое воспитание

 

 

 развитие ценностного отношения к природе;


3.                

Патриотическое воспитание

 

 

   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; воспитание патриотизма и любви к Родине;   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства; выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;


4.                

Эстетическое воспитание

 

 

 формирование чувства прекрасного; освоение правил этикета;


5.                

Нравственное воспитание

 

 

 формирование социальной активности и ответственности; освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно- познавательной деятельности; приобщение к общечеловеческим ценностям.


6.                

Физическое воспитание

 

 

 формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;


7.                

Умственное   воспитание

 

 

 формирование психологической и мыслительной культуры личности; формирование умений и навыков мыслительных операций;


8.                

Правовое воспитание

 

 

 воспитание законопослушного гражданина общества;