Файл: Контрактная система Российской Федерации Контрактная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрактная система Российской Федерации

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемые ими действия, в том числе, с использованием единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (за исключением случаев, если использование единой информационной системы не предусмотрено Федеральным законом).

Контрактная система предполагает множественность её участников, к которой Федеральным законом отнесены:

1) Министерство финансов РФ. В его составе Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы. Через департамент Минфин осуществляет общее регулирование контрактной системы в сфере закупок.

Министерством реализуется государственная программа "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Одним из направлений государственной программы является «Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами». В состав направления входит ведомственный проект "Электронные госзакупки, ориентированные на результат". Ожидаемым эффектом от реализации проекта указана электронизация процессов открытых конкурентных закупок в электронной форме к 2024 году до 100%.

2) Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Служба осуществляет функции контроля за закупочной деятельностью. Имеет свои территориальные органы в каждом субъекте РФ. В Свердловской области территориальным органом ФАС является Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. С 2015 года после упразднения Федеральной службы по оборонному заказу функции контроля закупок по Гособоронзаказу и закупок товаров, работ и услуг, отнесённых законодательством к государственной тайне, переданы в ФАС.

3) Органы государственной власти РФ (федеральные и субъектов РФ). Совершают закупки товаров, работ и услуг в рамках реализации государственных программ и национальных проектов. На федеральном уровне – это министерства, службы, агентства. На региональном уровне, например, в Свердловской области – это Законодательное Собрание, а также Правительство области с входящими в его состав министерствами, департаментами и управлениями.


4) Органы исполнительной власти субъектов РФ. Регулируют сферу закупок в других организациях и учреждениях, которые работают по 44 закону. Например, в Свердловской области выполнение регулирующей функции возложено на Правительство Свердловской области через Департамент государственных закупок.

5) Органы местного самоуправления. В законодательно установленных рамках также осуществляют нормативно-правовое регулирование и контроль в сфере закупок. Вопросы совершения муниципальных закупок отнесены к ведению одного из заместителей Главы Екатеринбурга. Ему подчинён Департамент экономики. Департамент отвечает за планирование, формирование, обеспечение размещения и исполнения муниципального заказа; выполнение функций органа местного самоуправления, уполномоченного на размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования «город Екатеринбург»). Указанные функции департамент реализует через управление муниципальных закупок, являющегося его структурным подразделением.

6) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос". В Росатом входит более 400 предприятий и организаций и единственный в мире атомный ледокольный флот. Роскосмос обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности и её нормативно-правовое регулирование. Корпорация размещает заказы на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. В силу технологической сложности курируемых ими сфер космической деятельности и атомной деятельности Роскосмос и Росатом реализуют полномочия на уровне федеральных министерств, служб или агентств. В частности, корпорации как участники контрактной системы утверждают требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемые самими органами, их подразделениями, а также подведомственными им заказчиками. Кроме того, в отношении подведомственных им заказчиков государственные корпорации осуществляют ведомственный контроль.

7) Государственные и муниципальные заказчики

. Государственный заказчик представлен следующими участниками: орган государственной власти, "Росатом", "Роскосмос", публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом, государственное казнённое учреждение. К государственным внебюджетным фондам относятся:

Социальный фонд Российской Федерации (включил с 1.01.2023 Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации);

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) с его территориальными подразделениями;

и другие фонды отраслевого и инвестиционного значения. Примерами государственных казѐнных учреждений являются:

федеральные – все высшие учебные заведения, образовательные учреждения МВД, МЧС и других силовых структур;

региональные – ГКУ "Управление капитального строительства Свердловской области" (к примеру, в Верхней Пышме закупались работы по

строительству роддома, аукционы о строительстве которого проводило УКС);

ГКУ "Фонд жилищного строительства"Свердловской области и др.

Особенность всех государственных заказчиков состоит в том, что они выступают от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномочены принимать бюджетные обязательства (в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) и осуществлять закупки для нужд государства.

Муниципальный заказчик – это муниципальный орган или казѐнное учреждение, выступающее в деловом обороте от имени муниципального образования и осуществляющее закупки для нужд муниципального образования.

Примеры муниципального заказчика – администрация города Екатеринбурга, МКУ "Управление зданиями администрации города Екатеринбурга", МКУ "Служба заказчика Ленинского района города Екатеринбурга", МКУ "Централизованная бухгалтерия и материально- техническое обеспечение образовательных учреждений города Екатеринбурга" и др.

Слайд

8. Заказчики – это государственный или муниципальный заказчик, бюджетное учреждение. Если бюджетным учреждением закупки будут производиться за счѐт средств, полученных не из бюджета, а за счѐт приносящей доход деятельности, то положения 44-го закона не применяются (применяются положения Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г.


«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Для этого бюджетным учреждением должно быть разработано согласно 223-ФЗ собственное Положение о закупках. Унитарные предприятия и автономные учреждения выступают заказчиками по 44-ФЗ в тех случаях,

когда осуществляют закупки за счет бюджетных субсидий, выделяемых для осуществления на территории страны капитального строительства и покупки объектов недвижимости в государственную или муниципальную собственность.

Слайд

9. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, - заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, зарегистрированный на территории иностранного государства и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства.

Слайд

10. Участники закупок – это юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица существуют в различных организационно-правовых формах и подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основной целью коммерческих организаций является осуществление деятельности по извлечению прибыли. Некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доход, в случае, если это предусмотрено их уставами и лишь постольку, поскольку это служит достижению тех целей, ради которых они созданы.

Физическое лицо — это гражданин государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Право принимать участие в закупках имеют граждане РФ и иностранные граждане.

Иностранные юридические и физические лица могут участвовать в закупках с учетом ограничений по национальному режиму. Участники закупок, являющиеся иностранными лицами, вправе использовать для регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках электронные подписи, созданные и полученные в РФ, а также иностранные электронные подписи, признаваемые в РФ.

Не являются участниками закупок юридические лица, учрежденные на территориях недружественных государств и в офшорных зонах, а также граждане РФ – иностранные агенты.


Слайд 11.Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Под ними понимаются государственные или муниципальные органы, государственные или муниципальные казѐнные учреждения. Они создаются в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков при проведении централизованных закупок. Суть их заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков – органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных казѐнных и бюджетных учреждений и др. – осуществляются не указанными заказчиками, а одним уполномоченным государственным или

муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением).

Цели таких закупок заключаются:

1) в экономии бюджетных средств (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу всех детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких

закупок самими садами (эффект туристической группы – чем больше участников, тем более дешѐвые билеты для участия в экскурсиях);

2) в снижении административной нагрузки на заказчиков (например, тем же самым детским садам нет необходимости самостоятельно осуществлять сложные закупочные процедуры).

Уполномоченные органы и учреждения определяются нормативно- правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Например, постановлением Правительства Свердловской области от 2013 года такими полномочиями наделѐн Департамент государственных закупок. В этом же Постановлении утверждѐн порядок взаимодействия Департамента государственных закупок Свердловской области и заказчиков.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры аналогичными полномочиями наделѐн Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В Екатеринбурге в соответствии с Постановлением городском администрации 2013 года уполномоченным органом является, собственно, сама администрация.

Слайд

12. Специализированные организации – это юридические лица, которых выбирают заказчики для выполнения этими организациями функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), разработке конкурсной (аукционной) документации, размещению в единой информационной системе извещения о закупке либо направлению приглашений принять участие в закрытой закупочной процедуре и др. Пример – в Екатеринбурге действуют СКБ Контур, Эталон Гарант и др. организации, оказывающие данные услуги.