Файл: Когнитивные функции Общая психологияЦели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классические теории внимания: теория У. Джеймса.
Джеймса волновала проблема колебания внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться дольше нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. Внимание на одном объекте можно устойчиво удержать только тогда, когда вы станете некоторым образом «развивать» объект внимания. Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны, Джеймс связывает феномен гениальности. В его работе встречаются указания на явление «преперцепция». Смысл явления близок к аккомодации.
Преперцепция — это мысленное ожидание наступающего явления. Как половина перцепции.
У. Джеймс предложил классификацию внимания. Выделил 6 типов внимания по критериям произвольности, направленности (на внешний или внутренний мир субъекта) и способу связи акта внимания с мотивационным состоянием
(непосредственно или через ассоциативную связь, т.е. опосредованное).
Непосредственное внимание — это когда объект внимания интересен сам по себе, а опосредованное внимание — это когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом.
Опосредованное внимание по-другому называют апперцептивным. Например, спешащий на работу человек вдруг останавливается у витрины магазина, увидев на ней фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен. В этом случае его акт внимания можно классифицировать как чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Когда выпускник института мысленно продумывает порядок разговора с потенциальным работодателем, мы говорим об интеллектуальном произвольном опосредствованном внимании.
Классические теории внимания: моторно — эмоциональная теория
Т. Рибо.
Т. Рибо определяет внимание как умственный моноидеизм (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) и искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Считал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Рибо трактует внимание как явление психологической и физиологической неподвижности (задержки) и в этом смысле — как состояние, которое противостоит нормальному течению жизненных процессов. Внимание стремится к единству сознания, в то время как нормальное состояние — это множественность состояний.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, поэтому в своей теории он выделил три вида физиологических элементов внимания:
• сосудистые;
• дыхательные;
• мимические и пантомимические.
Особенно ярко явление внимания проявляется в мимике. В акте внимания происходит сокращение лобного мускула, за счет чего приподнимаются брови, широко раскрываются глаза и рот, а губы немного вытягиваются вперед.
Эволюционный смысл этого заключается в том, чтобы лучше видеть исследуемый объект. Рибо подчеркивал неразрывность физиологической и психологической сторон внимания. Особенно значимым считал воспитание произвольного внимания
(то, что само по себе не вызывает естественного внимания, ассоциативно связывается с объектами, которые вызывают непроизвольный интерес; долгое произвольное внимание поддерживается привычкой).
Классические теории внимания: моторная теория Н. Н. Ланге.
Н. Н. Ланге выдвинул концепцию волевого внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Критерий моментальности был введен в определение для того, чтобы подчеркнуть отличие акта внимания от других приспособительных реакций.
Посредством мышечных движений организм стремится занять по отношению к окружающим его объектам определенную позицию. Целью этих передвижений является возможность наиболее ясного и четкого восприятия.
Виды внимания по Ланге:
1.
Рефлексивное внимание (лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически, например, расширение зрачка в темноте).
2.
Инстинктивное
внимание
(приспособительная реакция, опосредуется эмоциональным состоянием, например, удивление).
3.
Волевое внимание (включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято, тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий).
Эффект волевого внимания достигается усилением интенсивности представления. Слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие.
Поэтому мы очень часто слышим и видим то, что хотим, а не то, что есть на самом деле.
По мнению Ланге, акт внимания имеет три фазы:
1.
Первичное внимание.
2.
Реакция, улучшающая восприятие.
3.
Собственно улучшенное восприятие.
Теория доминанты А. А. Ухтомского.
Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и с понятием ориентировочной реакции. Понятие «доминанта» было введено в научный словарь русским физиологом А. А. Ухтомским.
Доминанта предстает как «фокус возбуждения» в НС, который подчиняет себе работу всех прочих нервных центров и определяет направленность поведения человека или животного в данный момент времени. Благодаря доминанте и поведение, и сознание оказываются направленными. А поскольку направленность
— одно из свойств внимания, связь внимания и доминанты очевидна.


Доминанта — это более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей
ЦНС широко разлиты процессы торможения. Смена доминант — это переключение внимания. Доминанта похожа на «умственный моноидеизм» Рибо.
Господствующее в сознании представление так же подчиняет себе остальные впечатления, как доминанта подчиняет себе процессы в головном мозге. Кратко опишем основные моменты теории доминанты. Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая инстинктивная деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждений. Именно эта характеристика доминанты позволила
Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.
Теория внимания И. П. Павлова.
Внимание отражает наличие в коре головного мозга очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции
(возникновение или усиление тормозного процесса под влиянием очага возбуждения) тормозит соединение областей коры, и при этом вся психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте.
Понятие «ориентировочный рефлекс», введенное И. П. Павловым, связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, которое проявляется через общее оживление и ряд избирательных реакций. Ученый образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». Ориентировочные реакции выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, например, поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение сосудистых реакций, изменения дыхания и др. Ориентировочный рефлекс отличается от обычных безусловных рефлексов. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает.
Организм привыкает к этому раздражителю. Но достаточно незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась снова. Причем к пробуждению приводит не только усиление стимуляции (например, громкости звука), но и ее ослабление. Так, если вы вдруг понизите голос, это привлечет внимание к вашей речи так же, как если бы вы его повысили. Понижение голоса используется как способ привлечения внимания, например, при лекции. Даже учителя в школах специально понижают голос, когда в классе стоит шум, чтобы дети стали тише и прислушивались к голосу учителя. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.
Вопрос 4. Психология памяти
Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании, и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.
Физиологический механизм памяти
Гипотеза Х. Хидена. Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК клеток мозга связана с памятью, т.е. механизм памяти — это изменение

структуры РНК. Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы
(молекула
РНК построена из одной полинуклеотидной цепи, две полинуклеотидные цепи образуют молекулу ДНК). Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы
РНК, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи.
Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК. Исходя из гипотезы Хидена, можно предположить, что глиальные клетки включаются в метаболический цикл кодирования поступающих сигналов путем изменения нуклеотидного состава синтезирующих РНК. Весь набор вероятных перестановок и комбинаций нуклеотидных элементов обеспечивает возможность фиксировать в структуре молекулы РНК огромный объем информации: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 10 —1020 бит, что значительно перекрывает реальный объем человеческой памяти. Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне (схеме). В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.
Процессы памяти.
1) Запоминание (запечатление) — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности. На результативность и стратегию запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). Поэтому можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.
По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:
• преднамеренное (произвольное);
• непреднамеренное (непроизвольное).
Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
Произвольное запоминание — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.
При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.
Механическое запоминание — это многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание — это связывание материала с прошлым опытом.
2) Сохранение. Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.


Сохранение — это более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.
Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения. Прочность сохранения предохраняет от забывания.
3) Воспроизведение (вспоминание) — это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия этого объекта. В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах. По объему воспроизведенной информации разделяется на полное или неполное (частичное) воспроизведение.
По степени активности протекания процесса выделяют произвольное воспроизведение (т.е. целенаправленное; может происходить легко или с затруднениями) и непроизвольное воспроизведение (образы возникают сами собой, например, ассоциации).
По величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственное и отсроченное воспроизведение.
В зависимости от характера целей (намеренность или ненамеренность) выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание).
Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Является генетически более ранним проявлением памяти. Узнавание имеет большое жизненное значение. Оно всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.
Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее. Если в процессе воспроизведения возникают трудности, то идет процесс припоминания.
Припоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Связано с необходимостью волевых усилий. Достижение поставленной цели вспомнить что-либо осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Причем использование промежуточных звеньев носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем в каком отношении к нему находится то, что ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит. Ученые выявили особенность этих процессов: объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Качество памяти определяется воспроизведением. Успешность воспроизведения — это умение восстанавливать связи о тексте и в нем.
4) Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз.
Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости). Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.
Забывание неравномерно. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней. Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного.
Наиболее часто забывается не значимое. Забывание может быть частичным или полным.