Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

2. Задачи курса

Задачами курса являются:

ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

3. Место курса в системе социально-гуманитарного образования

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.

4. Требования к усвоению содержания курса

В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины, предусмотренного Государственным образовательным стандартом, а также самостоятельной работы обучаемых, студент-выпускник должен.
Иметь представление:

о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

о развитии психики в процессе онто- и филогенеза;

об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.

Знать:

основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;

объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.

Владеть:

понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;

системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

Уметь:

применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;



владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

проводить индивидуально-воспитательную работу;

давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);

интерпретировать собственное психическое состояние;

владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.

Структура курса предполагает изучение следующих разделов:

Человек и его познание.

Чувственное и рациональное познание.

Общее и индивидуальное в психике.

Проблемы личности в различных образовательных моделях.

Организация образовательной деятельности.

Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.

Раздел 1. Человек и его познание
Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Многообразие форм человеческого знания. Виды человеческого знания. Развитие познания в истории человеческого общества. Знания как основной элемент содержания общего образования. Рациональное и чувственное познания действительности.

Мировоззренческие картины мира. Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений. Виды и социально-исторические типы мировоззрений. Различные картины мира.

Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Разные виды веры. Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях.

Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Уровни научного знания. Организация эмпирического и теоретического уровня знаний.

Источники гуманитарного знания и способы работы с ним. Особенности гуманитарных наук. Специфика социального познания. Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.

Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда. Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека. Качества субъекта труда как специалиста.
Тема 2. Объект и предмет психологии

Соотношение субъективной и объективной реальности. Субъективная и объективная реальность.

Психологические факты и психические явления. Предмет и объект психологии как науки.

Основные формы психики. Стадии и уровни психического отражения у животных. Условное деление психики человека. Отличие психики животных от психики человека.

Научные школы в западной и отечественной психологии. Причины и сущность кризиса психологической науки. Основные зарубежные психологические школы. Отечественные школы психологии ХХ в.

Психологическая наука и психологическая практика. Этические стандарты деятельности практического психолога. Основные направления практической психологии.

Роль психологических знаний в современной педагогической практике. Роль психолога в организации педагогического процесса. Психолого-педагогические тенденции в развитии современной школы.
Тема 3. Способы приобретения психологических знаний


Источники психологических знаний. Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике. Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека.

Житейские психологические знания о себе и других людях. Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии. Отличие житейских психологических знаний от научных. Позиция научного психолога в отношении житейской психологии.

Классификация методов психологического исследования. Подходы к классификации методов психологического исследования. Неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные методы психологии. Формирующие методы.

Проблема достоверности получаемой психологической информации. Зависимость достоверности получаемых психологических данных от надежности и валидности используемых методик. Понятие надежности теста. Понятие валидности теста.
Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности

Основные объяснительные принципы и подходы, используемые в психологии. Объяснительные принципы психологии. Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач.

Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Проблема психологического и социального в психологии. Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, выделенные Э. Кречмером. Виды взаимодействия генотипа и среды.

Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека. Понятие сензитивных и критических периодов. Жизненный цикл человека. Периодизация психического развития человека. Виды ведущей деятельности.
Раздел 2. Чувственное и рациональное познание
Тема 5. Структура психики

Мотивационно-потребностная сфера человека. Структурные компоненты психики человека. Потребности и мотивы (диспозиции). Параметры мотивационной сферы человека. Иерархи потребностей.

Когнитивные теории мотивации. Теория когнитивного диссонанса. Теория баланса. Сценарии и контрфакты.

Психические познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Сенсорно-перцептивные процессы. Коммуникативные процессы.

Сознание и бессознательное. Феном сознания, его типы. Соотношение сознания и бессознательного. Состояния сознания.

Измененные состояния сознания. Виды измененных состояний сознания. Сон и его основные стадии. Искусственно вызванные измененные состояния сознания.