Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1337
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). Принципы контролирования успеваемости. Этапы проверки успеваемости. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Методы контроля знаний учащихся.
Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Поощрение и наказание как методы стимулирования. Педагогическая оценка как стимул. Эффективность педагогической оценки.
Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. Особенности рейтинговой системы оценки знаний. Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний.
Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний. Тестирование как одна из форм контроля знаний. Виды тестового контроля знаний.
Тема 18. Управление образовательными системами
Образовательная система России. Исторический анализ развития и проблемы поиска "своего" пути образовательной системы в России. Проблемы и перспективы развития образования в России. Федеральная программа развития образования. Характеристика свойств современного образования в России.
Закон РФ "Об образовании", о структуре управления образовательными системами. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием. Органы управления образованием в Российской Федерации. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Роль педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием.
Тема 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: В ПОИСКАХ СМЫСЛА
1.1 Многообразие форм человеческого знания
1.2 Мировоззренческие картины мира
1.3 Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
1.4 Уровни научного познания объективной и субъективной реальности
1.5 Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
1.6 Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста
Список рекомендуемой литературы
1.1. Многообразие форм человеческого знания
Виды человеческого знания.
Развитие познания в истории человеческого общества.
Знания как основной элемент содержания общего образования.
Рациональное и чувственное познания действительности.
Виды человеческого знания
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Можно определить знания как отражение в сознании человека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных в категориях человеческого опыта. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном - математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи (знания о действии - так называемые правила деятельности). В четвертом - о полезном свойстве вещи (знание о свойстве, функциональном использовании объекта). Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.
Классификация (типология) форм знания в одном из разделов философии - теории познания (гносеологии) - является достаточно сложной и дискуссионной проблемой, связанной в частности с тем, что не существует единого понимания термина "знание". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Термин "знание" обычно употребляется в трех основных значениях.
Во-первых, под знаниями подразумевают способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности человека о том, как что-либо сделать, осуществить. Однако с точки зрения психологии знать о том, как что-либо сделать, и уметь (иметь навык, способность) сделать что-либо - разные вещи.
Во втором значении знания понимаются как любая познавательно значимая информация, в первую очередь - адекватная, правильная информация. Знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В процессе переработки человеком информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение. Таким образом, в превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Истинным знанием, знанием, построенным на основании правильной, адекватной информации, будет называться такое знание, которое соответствует своему предмету, совпадает с ним.
В-третьих, под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением к миру. В структуре процесса познания, результатом которого является накопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Развитие познания в истории человеческого общества
Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.
На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.
Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.
В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.
Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.
Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.
В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере;
философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как существуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных.
Другая классификация форм человеческого знания предложена М. Полани, который предложил концепцию личностного знания. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Согласно Полани, в личностном знании запечатлена не только познаваемая действительность, но и сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию. Личностное знание - это не только совокупность каких-либо утверждений, но и переживание индивида. М. Полани считал, что можно говорить о двух типах знаний у человека:
явного, артикулированного, выраженного в понятиях, суждениях, теориях,
неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта.
Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается "из рук в руки", в общении и личных контактах исследователей.
Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:
основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
основные законы науки, раскрывающие и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:
средство создания общей картины мира,
инструмент познавательной и практической деятельности,
основа целостного научного мировоззрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Типологизация знания может быть проведена и по другим основаниям. Так, выделяют знания:
рациональные и эмоциональные,
феноменолистические (качественные концепции) и эссенцианалистические (вооруженные в основном количественными средствами анализа),
эмпирические и теоретические,
фундаментальные и прикладные,
философские и частнонаучные,
естественно-научные и гуманитарные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)