Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1389
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сенсорно-перцептивные процессы
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вторичными образами - результатами фиксации, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.
Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений). Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ними. Память соотносима с прошедшим временем, в ней хранятся следы пережитых мыслей, образов, действий, эмоций и чувств. Отражением актуальной реальности, обеспечивающим адаптацию к настоящему, ведают сенсорно-перцептивные процессы. Воображение, прогнозы, фантазии, процессы целеполагания соотносимы с будущим. И наконец, мышление - процесс, который как бы связывает прошлое, настоящее и будущее, становится над временем, устанавливая связь причин (прошлого), следствий (будущего) и условий реализации причинно-следственных отношений (настоящего). Не случайно в мышлении решающую роль играет обратимость операций, которая дает возможность восстановить начальные условия исходя из результата действия, решить и прямую и обратную ей задачу.
Коммуникативные процессы
Третьим "блоком" психических процессов являются коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. До недавнего времени психологи, вслед за Ф. де Соссюром, противопоставляли речь и язык, считая, что предметом психологии является речевое поведение. Однако сегодня более обоснована точка зрения о единстве речи и языка, так как люди говорят только на основе языка, будучи его носителями. Коммуникативный подход к психологии речи и языка сводится к представлению, что речь и язык обеспечивают взаимодействие людей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Язык - это система знаков (акустических образов), соотнесенная с системой значений (понятий). Языковой знак (например слово) представляет собой единство означенного и означающего. Субъективные значения называются смыслами. Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.
Особо выделяется невербальное общение - передача информации с помощью поз, мимики, пантомимики и т.д. Психологи выделяют также невербальные составляющие речевого поведения, которые обеспечивают выражение эмоций в речи и понимание эмоционального состояния говорящего, а также субъективного смысла сказанного:
тембр голоса;
высоту голоса;
интонацию голоса;
громкость голоса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:
1. Роль психических познавательных процессов в формировании картины мира.
2. Вербальное и невербальное общение.
3. Принятие решения как выбор варианта действия.
5.4. Сознание и бессознательное
Феном сознания, его типы
Соотношение сознания и бессознательного
Состояния сознания
Феном сознания, его типы
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание - одна из последних тайн.
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом; Рене Декартом (1596-1650) оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX века) собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Уильям Джемс (1842-1910), Эдвард Титченер (1867-1927)), а также метод его изучения - систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания - ощущений, образов и аффектов.
Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). В XIX веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Густав Теодор Фехнер (1801-1887), Вильгельм Вундт (1832-1920)). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX века. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние. Таким образом, к началу XX века сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии.
В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В теории С.Л. Рубинштейна в становлении сознания субъекта наряду со взаимодействием с природной реальностью акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А.Н. Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта.
В западной психологической науке с начала XX века и на протяжении многих десятилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двух различных методологических подходов, сформулированных Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), понимающей и объяснительной психологии. Парадигмальное разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В современной психологии, несмотря на разделяемое всеми понимание феномена сознания, определения типов сознания расходятся. Так, Э. Тулвинг различает:
простое осознание внешних раздражителей;
осознание символических репрезентаций окружающего;
осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Г.В. Фартинг предложил различать первичное сознание - простое перцептивное осознание внешних и внутренних раздражителей - и рефлексивное сознание - осмысление собственных сознательных переживаний. Разнообразие определений, скорее, способствует исследованию различных аспектов феномена сознания - как эпифеномена и как интенциональной и регулирующей действия ментальной структуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Соотношение сознания и бессознательного
В рамках понимающей психологии бессознательное в настоящее время исследуется в психодинамических теориях личности. Оно трактуется как скрытые психические структуры - биологически (3игмунд Фрейд (1856-1939)) или социально (Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949)) обусловленные мотивы, мотивационные ожидания (Альфред Адлер (1870-1937), подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы (Карл Густав Юнг (1875-1961)). Они являются источником психической энергии и, будучи зашифрованы для сознания, обнаруживают себя в поведении и содержании сновидений в семиотически переозначенной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современной терминологии их можно описать следующим образом:
бессознательное - принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;
подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;
сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Состояния сознания
В современной психологической науке выделяют различие состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупности поведенческих и психофизиологических показателей:
бессознательное состояние - экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции, проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют;
сон - состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;
бодрствование - состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознает - восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания - гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.).
В отличие от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феноменов субъективных переживаний, современная когнитивная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания и бессознательного. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации. Такое переформулирование позволило поместить рассматриваемые феномены в контекст экспериментального исследования, где наряду с самонаблюдением в контролируемой ситуации используют объективные методы регистрации поведения и психофизиологических коррелятов. Это позволило приблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного. Варьирование экспериментальных задач, в частности, позволило сделать первые шаги в реконструировании глубинных психических структур, таких, как установки, убеждения, мотивы, эмоциональные комплексы переживаний. Варьирование условий стимуляции сделало возможным изучение досознательного уровня, например, механизмов подпорогового восприятия и научения, структуры когнитивных репрезентаций, сценариев автоматических действий и условий преодоления ими порога бессознательного.
Сознание в последние десятилетия является предметом исследования когнитивной нейронауки, ставящей целью описание нейрональных механизмов его отдельных проявлений. Такому подходу способствовали разработка новых методов исследования активности мозга - функционального магнитного резонанса и магнитной энцефалографии, - а также привлечение методов нейропсихологического анализа частных случаев. Так, к пониманию нейрофизиологических основ состояний сознания позволило приблизиться изучение так называемых быстрых движений глаз во время сна. Наблюдения за пациентами с комиссуротомией (расщепленным мозгом) привели к представлению, что полушария мозга обеспечивают две независимые силы сознания при ведущей роли левого полушария для процессов познания. Наконец, изучение нейропсихологических феноменов одностороннего игнорирования пространства и "слепого видения", при котором пациенты с поражением задних отделов коры не способны к осознанному восприятию зрительных стимулов, но тем не менее угадывают их локализацию, обнаружили, что осознанное восприятие предполагает интеграцию двух кортикальных путей - дорсального ("где") и вентрального ("что"), - которая осуществляется префронтальной корой головного мозга. Интенсивно продолжающиеся исследования сознания в рамках нейронауки направлены на изучение механизмов, которые реализуют интегрирование восприятия и поведения в индивидуальную временную перспективу и в модель "Я".
Проблемы для обсуждения:
1. Феном сознания, его типы.
2. Бессознательное в психодинамических теориях личности.
3. Соотношение сознания и бессознательного.
5.5. Измененные состояния сознания
Виды измененных состояний сознания
Сон и его основные стадии
Искусственно вызванные измененные состояния сознания
Виды измененных состояний сознания
Измененные состояния сознания - это то, с чем каждый человек сталкивается в своей жизни. Одни из них очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие, как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий. По определению А. Людвига - психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, - измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.