Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1383
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.
Проблемы для обсуждения:
1. Понятие общения.
2. Классификации видов общения.
3. Понятие педагогического общения.
14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
Сущность педагогического взаимодействия
Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.
Общетелесное самораспоряжение:
манера перемещаться по классу;
излюбленные позы;
избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока:
повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
у каждого человека в силу его индивидуальности, например типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся
привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения в первую очередь бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный уровень и степень воздействия. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в "чистом виде" без словесного сопровождения.
Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином "поведение", поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по степени воздействия превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.
Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпоритмической характеристикой.
Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки - главная учительская аудитория. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
В диалогических отношениях существуют две формы диалога:
внутренний;
внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
выбор решения из альтернатив;
разрешение проблемных ситуаций;
поиск суждений относительно определенного факта или явления;
решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
выдвижение гипотез и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
вопросительный образ общения;
обмен мнениями, идеями, позициями;
дискуссии;
коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
полифункциональный анализ идей и гипотез;
творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Проблемы для обсуждения:
1. Позиции самоотражения психолого-поведенческого облика учителя в процессе педагогического общения.
2. Сущность педагогического общения.
3. Внутренний и внешний диалог в педагогическом общении.
14.3. Стили педагогического общения
Стиль педагогического общения и его структура
Классификация и особенности стилей педагогического общения
Стиль педагогического общения и его структура
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
коммуникативные возможности педагога;
сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
творческая индивидуальность педагога;
особенности учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Классификация и особенности стилей педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:
авторитарный;
демократический;
попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основная особенность этого стиля:
взаимоприятие;
взаимоориентация. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:
активно-положительное отношение к учащимся;
адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;
им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;