Файл: Общество и общественные отношения. Развитие общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по обществознанию №1.
Раздел 1. «Человек и общество».
По теме: «Общество и общественные отношения. Развитие общества».
1. Процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности - это (1б):
1) глобализация; 2) модернизация; 3) колонизация; 4) ассимиляция;
2. К экологическим проблемам современности относится (1б):
1) взаимодействие России и Запада;
2) налаживание экономических связей между развитыми и развивающимися странами;
3) предотвращение угрозы новой мировой войны;
4) уменьшение количества кислорода в атмосфере Земли;
3. Понятие «общественный прогресс» определяется признаком (1б):
1) переход от высшего к низшему; 3) переход от низшего к высшему;
2) неизменность общественной жизни; 4) возврат к отжившим общественным отношениям;
4. Высшим критерием общественного прогресса является (1б):
1) развитие производительных сил; 3) развитие человеческого разума;
2) степень возрастания человеческой свободы; 4) развитие техники и технологии;
5. Верны ли следующие суждения о многовариантности общественного развития и целостности мира (2б)?
А. Различия в развитии отдельных стран являются препятствием в достижении целостности мира.
Б. Различия отдельных стран неповторимы, поэтому у них не может быть сходства ни в путях, ни в формах общественного развития.
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
6. Верны ли следующие суждения о целостности и противоречивости современного мира (2б)?
А. Современный мир противоречив и поэтому не может быть целостным.
Б. Современный мир целостен и непротиворечив.
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
7. Верны ли следующие суждения о прогрессе (2б)?
А. Прогресс в одной общественной сфере может сопровождаться регрессом в другой.
Б. Проблема прогресса отражена в вопросе: «В каком направлении движется общество?»
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
8. В статье одной газеты говорилось: «Сегодня люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, читают одну и ту же литературу, смотрят одни и те же телепередачи и кинофильмы. Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия». Это утверждение иллюстрирует одно из последствий процесса (1б):
1) дифференциации; 2) глобализации; 3) конфронтации; 4) дискриминации;
9. Научно-технический прогресс во многом улучшил социальную жизнь, но вместе с тем породил глобальные проблемы современности, поставившие под угрозу существование самого человека как биологического вида. Этот пример иллюстрирует такую особенность прогресса, как (1б):
1) равномерность; 2) противоречивость; 3) абсолютность; 4) линейность;
10. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство (салонная культура), а позже - массовая культура. Наскальные рисунки сменяются деревянной скульптурой, а затем изящным искусством. Города благоустраиваются и превращаются в мегаполисы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественном прогрессе (1б)?
1) переход от сложного к более простому
2) понижение уровня организации
3) движение общества на всём протяжении исторического времени
4) локальный характер
11. Задание с кратким ответом. Запишите слово, пропущенное в таблице (1б).
Реформа | Одна из форм социальных изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризующаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленностью таких изменений |
… | Коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально- экономической и социально-культурной системы другой |
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием
«регресс» (1б).
«Деградация, изжившие формы, модернизация, об ратное движение, предшествующий уровень».
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «регресс».
13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (6б).
«Глобализация усиливает процесс ___ (А) культур. Глобальное измерение приобретают стремительно распространяющиеся ___ (Б) западноевропейской американизированной культуры. Этот процесс часто обозначают метафорой «___» (В). Большую роль в его развитии играют ___ (Г) глобальной информации и коммуникации. В этом процессе есть естественное обретение новых культурных форм, но есть и вынужденное заимствование, что сопровождается ___ (Д) как в мировом обществе в целом, так и во ___ (Е) личности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) ценность; 2) вестернизация; 3) внутренний мир; 4) транснациональная корпорация; 5) система;
6) взаимопроникновение; 7) критерий; 8) конфликт; 9) путь;
Запишите рядом с каждой буквой номер выбранного вами слова.
*ответ запишите в форме последовательности цифр (буквы писать запрещено).
Таблица перевода баллов.
«5» | «4» | «3» | «2» |
18-15 | 14-10 | 9-7 | 6-0 |
Фамилия и имя: _________________________________________________________________________________________;
Класс: __________________________________________________;
Таблица ответов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | | | | | | | |
Балл | | | | | | | |
№ | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Ответ | | | | | | |
Балл | | | | | | |
Ответы на самостоятельную работу по обществознанию № 1.
Раздел 1. «Человек и общество».
По теме: «Общество и общественные отношения. Развитие общества».
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Ответ | 1 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | Революция | Модернизация | 612583* |
Балл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
* - строго цифры должны идти друг за другом, каждая цифра соответствует букве по порядку.
Таблица перевода баллов.
«5» | «4» | «3» | «2» |
18-15 | 14-10 | 9-7 | 6-0 |
Самостоятельная работа по обществознанию №2.
Раздел 1. «Человек и общество».
По теме: «Биосоциальная природа человека и его деятельность».
1. Вставьте пропущенное слово в таблицу (1б).
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Индивид | Человек как представитель биологического вида |
... | Человек как носитель социальных качеств |
2. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Выпишите соответствующие цифры (2б).
1) особенности внешности; 2) любознательность; 3) темперамент; 4) ответственность; 5) трудолюбие; 6) самоотверженность;
3. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.д.
4. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) возрастные и половые различия; 2) темперамент; 3) особенности нервной системы; 4) самооценка; 5) опыт; 6) особенности мировоззрения;
5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
2) Индивид - единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
6. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
7. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) использование предметов, данных природой; 4) общение с помощью членораздельной речи;
2) стремление объяснить законы природы; 5) приспособление к условиям окружающей среды;
3) продолжение рода; 6) способность к мышлению;
9. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) сознание; 2) инстинкты; 3) мировоззрение; 4) наличие психики; 5) проявление эмоций; 6) способность к преобразовательной деятельности;
10. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны (2б).
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза; 4) Кирилл - сангвиник по темпераменту;
2) Рост Кирилла – 180 см; 5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек;
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой; 6) Кирилл хорошо учится в школе;
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков (6б).
«Социальная роль - это _________(А), ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду _________(Б), а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
У человека может быть множество ролей. Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, пожилого человека, мужчины, женщины автоматически определяются _________(В) и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например: роль студента, научного сотрудника, профессора. Это практически все роли, связанные с _________(Г) и любыми достижениями человека.
Влияние социальной роли на развитие _________(Д) достаточно велико. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс _________(Е) личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
1) поведение; 2) норма; 3) страта; 4) народ; 5) общество; 6) социализация; 7) возраст; 8) личность; 9) профессия.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
*ответ запишите в форме последовательности цифр (буквы писать запрещено).
12. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социализация личности» (1б);
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом институте первичной социализации (1б);
− одно предложение, раскрывающее роль социализации в жизни человека (1б).
Таблица перевода баллов.
«5» | «4» | «3» | «2» |
25-19 | 18-12 | 11-8 | 7-0 |
Фамилия и имя: _________________________________________________________________________________________;
Класс: __________________________________________________;
Таблица ответов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | | | | | | | |
Балл | | | | | | | |
№ | 8 | 9 | 10 | 11 |
Ответ | | | | |
Балл | | | | |
Ответ на № 12:
Ответы на самостоятельную работу по обществознанию № 2.
Раздел 1. «Человек и общество».
По теме: «Общество и общественные отношения. Развитие общества».
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Ответ | личность | 13 | 234 | 123 | 245 | 345 | 13 | 246 | 136 | 356 | 157986* |
Балл | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 |
* - строго цифры должны идти друг за другом, каждая цифра соответствует букве по порядку.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Ответ на № 12: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социализация личности — это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения, содержащие информацию о социализации личности, например:
— «Институтом первичной социализации выступает семья»;
— «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности.
Таблица перевода баллов.
«5» | «4» | «3» | «2» |
25-19 | 18-12 | 11-8 | 7-0 |
Самостоятельная работа по обществознанию № 3.
Раздел 1. «Человек и общество».
По теме: «Познавательная деятельность человека. Научное познание».
1. В познавательной деятельности в отличие от трудовой (1б):
1) средства должны соответствовать целям;
2) субъектом выступает отдельная личность;
3) цель состоит в получении достоверного знания;
4) результатом является создание нового продукта;
2. Только в состав научного знания входят (1б):
1) установленные факты; 3) логические умозаключения;
2) экспериментально обоснованные выводы; 4) оценочные суждения;
3. Какое суждение верно? (2)
А. Речевая деятельность человека связана прежде всего с чувственным познанием.
Б. Речевая деятельность человека связана прежде всего с мыслительной деятельностью.
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
4. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется (1б):
1) понятие; 2) представление; 3) восприятие; 4) вывод;
5. Верны ли следующие суждения о познании? (2б)
А. Познание относится к базовым потребностям человека.
Б. Познание всегда носит творческий характер.
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании? (2б)
А. Основные формы чувственного познания нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят.
Б. Чувственное познание представляет собой пассивную передачу информации от объекта к субъекту.
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
7. Научные знания в отличие от обыденных (1б):
1) предполагают проверку истинности полученных сведений;
2) отражают окружающую действительность;
3) формируются на основе жизненного опыта;
4) передаются из поколения в поколение;
8. Чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств, представляет собой (1б):
1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление; 4) понятие;
9. Самопознание направлено на (1б):
1) выявление сущности своего «я»; 3) анализ поведения других людей;
2) формирование знаний об окружающем мире; 4) отражение объективной действительности;
10. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания (1б):
1) описание научных фактов; 3) описание экспериментальных данных;
2) проведение наблюдений; 4) выдвижение гипотез;
11. Верны ли следующие суждения? (2б)
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие отличительные особенности, сущность его «я».
Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.
1) верно А | 2) верно Б | 3) оба верны | 4) оба неверны |
12. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведенное утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Все от него исходит и все к нему возвращается» (1б):
1) теоцентризм; 2) наукоцентризм; 3) природоцентризм; 4) антропоцентризм;
13. Установите соответствие между формами познания и их сущностью (2б).
СУЩНОСТЬ ФОРМ ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти В) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств | 1) представление 2) понятие 3) суждение 4) восприятие |
*ответ запишите в форме последовательности цифр (буквы писать запрещено).
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (6б).
Наука – это особая сфера духовной деятельности __________ (А), направленная на получение теоретически систематизированных знаний о закономерностях развития природы и _________ (Б). Как форму человеческого ________ (В) ее отличает стремление к достоверности. Науку также можно рассматривать как _________ (Г), который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производственную и социальную функции. Наука участвует в формировании ________ (Д). Научно-технический прогресс превратил науку в ________ (Е) современного общества.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) личность; 2) общественные отношения; 3) познание; 4) производительная сила; 5) мировоззрение; 6) социальный институт; 7) человек; 8) производственные отношения; 9) общество.
*ответ запишите в форме последовательности цифр (буквы писать запрещено).
Таблица перевода баллов.
«5» | «4» | «3» | «2» |
24-19 | 18-12 | 11-8 | 7-0 |
Фамилия и имя: _________________________________________________________________________________________;
Класс: __________________________________________________;
Таблица ответов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | | | | | | | |
Балл | | | | | | | |
№ | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | | | | | | | |
Балл | | | | | | | |