Файл: Банковское право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БАНКОВСКОЕ ПРАВО
1.


В каких значениях используется термин «банковское право»?


В чем специфика предмета банковского права?


Метод в банковском праве является императивным или диспозитивным?


К какой группе юридических наук относится банковское право?

Ответ:

Под «банковским правом» понимается:

– во-первых, отрасль права;

– во-вторых, наука, которая изучает закономерности построения и функционирования банковской системы, правовых норм, регулирующих банковские отношения и практику их применения;

– в-третьих, учебная дисциплина, которая преподается в высших учебных заведениях.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями своих функций, во многих случаях можно отнести к конституционным, гражданским, административным, финансовым и другим правоотношениям.

Вместе с тем в процессе осуществления банковской деятельности возникают правоотношения, которые не могут быть однозначно отнесены к первичным отраслям российского права.

Они образуют особую группу, присущую исключительно банковскому праву, и составляют специфику его предмета.

В банковском праве применяются диспозитивный и императивный методы

Диспозитивный (частно-правовой) метод находит свое проявление в договорных обязательствах и характеризуется автономией воли и равноправием участников банковских правоотношений, а императивный метод (метод власти и подчинения) - подчинением одних субъектов другими, например, при лицензировании и надзоре.

Банковское право относится к разряду отраслевых юридических наук, то есть таких наук, которые изучают определенную отрасль в системе права.
2.


Чем доктринальное определение банковской системы отличается от легального?



Что такое «банковские группы» и «банковские холдинги»?

Ответ:

Понятие «банковская система» в том виде, в котором оно сформулировано в банковском законодательстве и закреплено в ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности», по сути, отражает регулируемую российским правом внутреннюю структуру банковской системы. Это легальное определение, то есть такое определение, которое закреплено Федеральным законом. Есть, конечно, и доктринальное определение, которое необходимо для понимания этой системы в целом. Доктринальное понятие - шире.

Под банковским холдингом понимают объединение юридических лиц, в которое входит одна или ряд кредитных организаций. Управляет холдингом организация, не занимающаяся кредитной деятельностью. Сам холдинг – не юридическое лицо.

Головной структурой в холдинге может быть любая компания. Она оказывает прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые в холдинге. В некоторых случаях головной структуры нет, и решения принимаются с помощью голосования.

Банковская группа – это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна из них, которую называют головной, оказывает прямо или через третье лицо существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой кредитной организации (или других, если она не одна).

То есть банковским холдингом в отличие от банковской группы, согласно российскому законодательству, управляет организация, не являющаяся кредитной, не обладающая лицензией Центрального Банка.
3.


К какой организационно-правовой форме относится Банк России? Почему?


Какими функциями обладает Банк России?


Может ли Банк России принимать участие в капитале иностранных банков?

Ответ:

К какой организационно-правовой форме относится Банк России законодатель не указал.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей 

правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Согласно ст. 4 ФЗ «О Центральном Банке РФ», Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп

- осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;


- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 4 ФЗ «О Центральном Банке РФ», Банк России может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе развитием сотрудничества между центральными банками и (или) соответствующими регулирующими (надзорными) органами (организациями), а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организации (в том числе форумов, групп, комитетов).
4.

При создании ПАО «АКБ Пегас» на основании лицензии ЦБ РФ (Банка России) ему был определен уставный капитал и норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Банк «Пегас» выполнил резервное требование не полностью, сославшись на то, что для некоторых банков данные нормативы были ниже. Банк России в бесспорном порядке взыскал с ПАО «АКБ Пегас» недовнесенные средства, а также наложил на него штрафные санкции в размере 2% оплаченного уставного капитала. Совет директоров ПАО «АКБ Пегас» решил обжаловать действия Банка России в арбитражном суде.

Дайте юридический анализ сложившейся ситуации.

Решение:

Согласно 1.2 Положения «Об обязательных резервах кредитной организации», депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникают со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Претензии ЗАО «АКБ Пегас» на то, что у других кредитных организаций нормативы были меньше, также можно опровергнуть ссылаясь на вышеуказанное Положение, а именно п.1.4, где сказано, что сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологической величине резервных обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств с применением коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов.


Что касаемо взыскания недовнесенных средств, то ссылаясь на ст. 38 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», можно отметить, что при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере установленном Банком России, после у кредитной организации отзывают лицензию.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что суд должен отказать ПАО «АКБ Пегас» в исковых требованиях.
5. Обязан ли банк предоставлять информацию по операциям и счетам ЮЛ судебному приставу по его мотивированному запросу? Обязан ли банк предоставлять информацию по счетам и вкладам ФЛ судебному приставу по его мотивированному запросу? По каждому случаю: если нет, то необходимо привести подробное обоснование со ссылками на законодательные акты; если да, то: 1) в каком объеме предоставляется информация? 2) что означает мотивированный запрос?

Решение:

Согласно п.2 ст.102 НК РФ сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами – исполнителями и взыскателями, отнесены к конфиденциальной информации, они должны им предоставляться с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 № 8-П. Суть ее в том, что судебный пристав – исполнитель вправе получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа.

Учитывая вышеизложенную позицию, поддержанную Генеральной прокуратурой РФ, взыскатель может получить информацию от налоговых органов в отношении счетов должника только при обращении в налоговые органы с соответствующим запросом с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством РФ порядке копии исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю.

Согласно ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитными организациями органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия руководителя следственного органа,