Файл: Понятие, предмет, методы и система криминологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Современный период развития учения о преступности


 

Этот период представлен тремя теориямистратификации, интеракционизма и теорией стигмы.

Концепция стратификации появилась под влиянием социологии. Общество складывается не только из классов, но и из многих других социальных групп, образующихся на различной основе (профессиональной, национальной, возрастной, идейной). Между этими группами (стратами) существуют противоречия и возникают конфликты, которые становятся источником недовольства, а в ряде случаев и толчком к нарушению закона. Частным случаем является конфликт культур, особенно заметный на примере мигрантов. Видным представителем теории конфликта культур является Т. Селин.

Теория интеракционизма (учение о взаимодействии) выстраивает причины преступности в определённую схему. Ядро концепции - преступное поведение является результатом взаимодействия личности и среды. Таким образом механизм преступного поведения объясняется тем, что человек, обладающий негативными наклонностями сталкивается с неблагоприятной жизненной ситуацией.

«Стигматизация» (клеймение) – термин, обозначающий психологические и социальные последствия объявления человека преступником. В результате осуждения человека, особенно в тех случаях, когда ему назначено наказание в виде лишения свободы, человеку как бы присваивается позорящее его клеймо человека второго сорта, к тому же опасного для общества. В результате клеймение сказывается в отрицательном, недоверчивом отношению к ранее судимому. Кроме того человек внутренне усваивает роль преступника. Причём особое значение придаётся психологической переориентации личности, ощутившей отчуждение от массы законопослушных граждан и сближение с образом жизни других преступников. Концепция стигматизации у нас ещё в полной мере не понята. Но надо отметить её значение не только для теории, но и для формирования уголовной политики, и особенно для исправления правового сознания значительной части граждан.


Начиная с 80-х годов в западных странах широкое распространение получили прикладные криминологические исследования. Появились направления, изучающие преступность молодёжи, преступления, совершаемые в семье, организованная и «беловоротничковая» преступность и другие виды.

Тема № 3 Организация и методика проведения криминологических исследований

Вступление

 

Криминология, являясь отраслью знаний и общетеоретической наукой, получает новые сведения в рамках своего предмета на основе результатов криминологических исследований.

Научное исследование – это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых знаний2. Будучи социально-правовой наукой, криминология предполагает проведение научных исследований в различных направлениях, что обусловлено особенностью ее метода научного познания, ее комплексностью. Интегрированный характер метода криминологии предопределяет применение разнообразных методов исследования, исходя из цели и задач конкретного криминологического исследования.

Социально-правовая природа преступности обязывает подходить к ее изучению разносторонне, используя методы исследования, свойственные другим отраслям знания. Прежде всего, это относится к методам гуманитарных наук, таких как социология, психология, статистика и др.

1.  Методология и методы криминологических исследований

 

Методология (от греч. «methodos» – путь к чему-либо, исследование) в философской литературе определяется как учение о путях, методах научного исследования чего-либо. Понятие методологии применяется в широком значении (методология криминологии как науки) и в узком – как методология конкретного криминологического исследования.

Методика в философской литературе определяется как способ или средство познания социальной действительности. Применительно к конкретным криминологическим исследованиям (в узком значении) под методикой понимают совокупность методов исследования. (Метод – это прием, способ исследования.)

Методология криминологического познания базируется на использовании диалектико-материалистического учения, являющегося общенаучным методом криминологии. Для исследования криминологических проблем применяются и разнообразные частнонаучные методы.

Особенности криминологического исследования обусловлены предметом и объектом исследования. Предмет криминологического исследования – преступность как социальное явление. Объект – это закономерности и тенденции преступности, ее детерминированность; роль социальных процессов и явлений, влияющих и продуцирующих ее; личность преступника и виктимологические аспекты преступления и преступности; характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия

3.

В зависимости от предмета и объекта исследования в криминологии применяются общенаучные и частнонаучные методы.

К общенаучным методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия сравнение, эксперимент4. К общенаучным методам также относятся: восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, системно- структурный анализ, сравнение, исторический метод, динамические и статистические методы5.

Частнонаучные методы – это методы конкретных научных отраслей:

– методы, применяемые в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный и др.);

– методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования, интервьюирование, беседа, эксперимент, экспертная оценка, контрольная группа, документальный метод и др.);

– методы, характерные для психологии (социометрия, тестирование и др.);

– методы математической статистики6.

Непосредственной целью и задачами криминологических исследований являются получение аналитических срезов (исходного, промежуточного(ых), итогового) для последующего решения теоретических, практических и прикладных задач повышения эффективности предупреждения преступности.

Аналитические срезы («отпечаток», «фотография» преступности) представляют собой разностороннюю научную информацию о фактических и сравнительных данных состояния преступности, ее характеристиках, полученных в результате проведенных научных исследований в виде теоретических выводов, отчетных статистических сведений, прогнозов.

2.  Организация и процедура криминологического исследования

 

Понятием организации исследования охватывается весь его процесс: от разработки гипотез до реализации (внедрения) полученных результатов в научной и практической деятельности. Процесс криминологического исследования состоит из трех этапов: подготовительного, основного (рабочего) и заключительного.

Подготовительный этап. Его задачами являются формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка научной гипотезы, разработка программы исследования и организационного плана исследования, места, времени, методов, исполнителей и сроков исполнения.

Под проблемой криминологического исследования следует понимать поставленную самой практикой борьбы с преступностью противоречивую ситуацию.


Цель исследования – получение научно обоснованной информации для оценки социальных проблем, связанных с преступностью, выявление путей и средств противодействия преступности; разработка практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности усилий в борьбе с преступностью; определение форм и методов совершенствования правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Задачи криминологического исследования – те вопросы (совокупность вопросов), на которые требуется получить ответы в ходе исследования, чтобы реализовать его цели и проверить гипотезы.

Объект исследования – это явления и процессы, на которые направлен познавательный поиск.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Логический анализ основных понятий – точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии7.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Как правило, любое криминологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Таким образом, предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.

Программа исследования – это изложение его теоретико- методологических предпосылок (общей компетенции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки8. Разработка программы необходима для обеспечения целенаправленности, системности, организованности исследования, надежности его результатов. Программа исследования состоит из трех частей: методологической, методической и организационной.

В методологическую часть входит: определение проблемы и обоснование ее актуальности; постановка целей и задач; выделение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы; обозначение теоретических основ исследования, теоретической и практической значимости, а также предполагаемые результаты и выводы.


Методическая часть включает: разработку программы исследования, представляющей его общий контур; процедуру исследования; его методику; поэтапный план и сроки исследования; характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инструментария для ее сбора и обработки.

Организационная часть состоит из мероприятий по организационно- техническим вопросам проведения исследования, подбору специалистов, формированию комплексной научной группы, распределению функциональных обязанностей, подготовке необходимых вспомогательных (раздаточных) материалов (документов, анкет) и др.

К программе прикладываются список литературы и образцы методик, схем, диаграмм и анкет (если они имеются).

На основе программы исследования составляется рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Рабочий план одновременно и творческий документ, позволяющий вести исследование целенаправленно, рентабельно и методически правильно.

Рабочий этап. Он преследует такие задачи, как: разработка инструментария, проведение пробного (пилотажного) исследования, имеющего целью апробацию рабочего инструментария на ограниченном по объему материале, его возможную доработку и совершенствование, сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.); статистическая обработка полученной информации; проверка документов по полноте и качеству, их статистическая обработка; установление закономерного или случайного характера связей изучаемых явлений, тенденций развития, формулировка выводов, отражение их в итоговом документе, анализ результатов и подготовка выходных документов.

Заключительный этап. Его задачами являются: научное сопровождение результатов криминологического исследования; внесение предложений по улучшению деятельности субъектов предупреждения; разработка практических рекомендаций, оформление отчетов о проведенном исследовании, внедрение результатов исследования в практику.

Внедрение в практику – это один из наиболее важных этапов криминологических исследований. Выделяют следующие формы внедрения:

–       подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и (или) иных правонарушений, федеральной и региональной программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;