Файл: Понятие, предмет, методы и система криминологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


–  подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности (приказы, указания, директивы, решения коллегии, информационные письма);

–  подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т. п.

К иным формам внедрения могут быть отнесены:

–   направление информации в государственные органы с конкретными предположениями по устранению причин и условий правонарушений;

–          проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований при обучении личного состава органов внутренних дел;

–  выступления руководителей центральных и региональных аппаратов перед сотрудниками органов внутренних дел, а также перед населением;

–               подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по борьбе с преступностью, для органов внутренних дел9.

Итак, процедура (последовательность) проведения исследовательских операций складывается следующим образом:

–  общая постановка задачи;

–          составление программы (построение гипотезы, определение основных направлений исследования);

–        определение методики исследования (содержание информации, способы ее получения, оценка и определение объема информации – расчет выборки, ее источников и необходимых для этого средств);

–  составление рабочего плана (организационные вопросы);

–      разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т. д.);

–  уточнение (проверка) методики – пилотажное исследование;

–  сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.);

–  статистическая обработка полученной информации;

–   формулирование выводов и разработка конкретных предложений по результатам исследования, внедрение их в практику.

 

3.  Методы криминологических исследований

 

Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения.

В криминологических исследованиях используются общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы познания это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются во всех отраслях научного знания.


К общенаучным методам криминологических исследований относятся следующие: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, абстракция, эксперимент, формализация, аналогия, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

Анализ представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части, а синтез – процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция – это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам; дедукция же понимается как выведение следствий из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Обобщение есть отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстракция – это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемых явлений и отвлечение их от побочных явлений.

Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Формализация является представлением и изучением какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например, в виде математических или логических методов.

Аналогия – это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии представляют собой знания, полученные при изучении какого-либо объекта, которые переносятся на другие объекты, менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам.

Исторический подход есть рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода.

Под системным подходом понимается направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве.

Системный анализ – это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основной процедурой является построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без использования методов моделирования.



Частнонаучные методы – это методы, которые используются только определенными науками. Основными методами конкретного криминологического исследования считают методы социологии, психологии, статистики. Конкретно-социологические методы предназначены для изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени.

Социологические    методы     криминологических    исследований.    К социологическим  методам,   применяемым   в    криминологии,   относятся: исследование документов, наблюдение (включенное и невключенное), опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа), экспертные оценки, эксперимент.

Исследование документов – один из важнейших методов сбора и анализа данных из различного рода документов, предназначенных для передачи и хранения информации. К документам относятся статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, жалобы, материалы контролирующих органов, бюро судебной экспертизы, средств массовой информации, паспорта регионов, обобщенные результаты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связанных с ней явлений, а также иные документы10. Документы классифицируются:

–  по статусу (официальные и неофициальные);

–  по форме изложения (письменные, графические, на машинных носителях, статистические);

–  по функциональным особенностям (информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные).

К числу официальных документов, занимающих особое место в информационном обеспечении криминологических исследований, относится уголовное дело. Информация, содержащаяся в материалах уголовного дела, носит комплексный характер. Технология анализа уголовных дел включает в себя разработку справки-анкеты, изучение отобранных уголовных дел и заполнение справок-анкет, статистическую обработку результатов и их интерпретацию.

Анкета содержит четыре раздела. В первом представлены вопросы, относящиеся к самому преступлению; во втором – вопросы, относящиеся к личности преступника; в третьем – о целях и мотивах преступного деяния; в четвертом – о воспитательном воздействии судопроизводства, мерах наказания и предупредительной работе по материалам дела.

Сведения, полученные в результате изучения уголовных дел, а также другими социологическими методами, могут быть в обобщенном виде представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, справок
11.

Сходная технология используется для изучения так называемых отказных материалов, а в необходимых случаях – административных дел (материалов).

Анализ уголовных дел – это работа с информацией, полученной «из вторых рук». Следовательно, этот метод должен быть дополнен опросом осужденных, их родственников, знакомых или сослуживцев по более развернутой программе, а также анализом документов, не вошедших в уголовное дело (личных писем, официальных свидетельств и т. п.)12.

Наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся обследуемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение как метод исследования заключается в непосредственном учете и накапливании сведений о поведении в строго определенный промежуток времени. Особенностью этого метода является то, что исследователь не собирает сведения из других источников, а непосредственно сам воспринимает и описывает интересующие его факты, события, ситуации и процессы (например, в ходе рейда по выявлению безнадзорных подростков).

Объектом криминологического наблюдения могут быть:

–  поведение   отдельных  лиц   или   групп   в   условиях  конкретной обстановки или определенной ситуации;

–  высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения, либо лиц из контрольной группы;

–  результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

–  среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

В специальной литературе описывают следующие виды наблюдения: полное, включенное и наблюдение-участие13. Основанием для этого служит положение наблюдателя, его участие в исследуемой ситуации. Орехов В. В. называет два вида наблюдения: простое и включенное14. Шестаков Д. А. выделяет полевое, лабораторное, включенное15.

При простом наблюдении фиксация событий, фактов осуществляется как бы «извне» (со стороны) по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты, события, процессы.

При включенном наблюдении исследователь смешивается с группой и становится ее псевдо-членом, участником ее жизнедеятельности.

При наблюдении-участии ведется наблюдение за процессом какой-либо деятельности или за его участниками во время выполнения других служебных задач. (Примером являются сотрудники правоохранительных органов
, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы.)

Результаты наблюдений подлежат фиксации, которая может быть разнообразной: в специально разработанных карточках, дневнике наблюдения или с помощью технических средств (магнитофона, теле-, видеоаппаратуры).

Наблюдение может проводиться в полевых (естественных) и лабораторных условиях. Полевые наблюдения предусматривают, в частности, систематический учет поведения лица, наблюдаемого по месту жительства или в учреждении, в котором протекает отбывание наказания. Лабораторное наблюдение в криминологических целях иногда осуществляется в процессе деятельности по разрешению конфликтов (медиация). Терапия конфликтных отношений сопровождается фиксацией изменений в поведении членов конфликтной группы. Исследованы могут быть также данные самонаблюдения, закрепленные в дневниках, автобиографиях и т. п. В криминологии известны исследования преступных карьер как разновидность самонаблюдения.

Опрос – состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). Путем опросов (непосредственно и опосредованно) изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность применяемых мер предупреждения преступности, престиж правоохранительных органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Опросы проводятся двумя способами: очно и заочно. Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать преступникам и иным правонарушителям, лицам ближайшего окружения преступника, потерпевшим, гражданам, сотрудникам и др.

Эффективность опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, профессиональной грамотностью лиц, составляющих анкеты и другие вопросники.

Основными видами опроса являются анкетирование, интервьюирование и беседа. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью – это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации и техники опроса. Вопросы в анкете или при интервью – инструмент регистрации первичных фактов. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования.