Файл: А. М. Матюшкин Вопросы психологии. 1989. С. 2933. 58.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение …………………………………………………………………………...…………….2
1. Теоретическая характеристи
2. Определение понятий способность, талант,одаренность …………………………………...4
2.. Человеческие способности как психологические свойства личности ………….…6 1.3. Воображение как один из компонентов таланта …………………………………….9
3. Проблема воспитания одаренных детей в детском саду
4. Особенности развития одаренных детей …………………………………………...11
5. Проблемы одаренных детей …………………………………………………………12
6.. Особенности семейного воспитания одаренного ребенка
7. Проблемы воспитания одаренных детей в семье …………………………………..17
3.2. Рекомендации психологов …………………………………………………………...21
3.3. Растим гения: 10 простых советов для родителей ………………………………….22
Заключение ……………………………………………………………………………………..27
Список литературы …………………………………………………………………………….29
Содержание
12.Кулемзина, А. Кризисы детской одаренности [Текст] / А. Кулемзина// Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. - 2002.- №41. - С. 5. 58
13.Леднева, С. Признаки одаренности [Текст] / С. Леднева // Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. - 2001.- №23. - С. 12. 58
15.Матюшкин, A.M. Концепция детской одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33. 58
16.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 58
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. Основные направления Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" включают построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей вместе с ними на протяжении всего периода становления личности, создание среды для раскрытия и развития навыков каждого ребенка, стимулирование и раскрытие их потенциала. Психологический уровень подготовки педагогов к работе с детьми, проявляющими нестандартное поведение и мышление, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение учителя к одаренному ребенку, устранить барьеры, блокирующие его таланты. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают взаимоотношения и взаимосвязи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему миру. Поэтому учителя, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике в целом и к самим себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление рассеянного, беспокойного и постоянно на все реагирующего. К ним нет стандартных требований (все как у всех), им трудно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.
Утверждение, что для одаренного ребенка это приемлемо, не является аргументом. Одаренные дети требовательны к себе, часто ставят перед собой нереализованные в данный момент задачи, что приводит к эмоциональным расстройствам и неустойчивому поведению. Такие дети часто не проявляют толерантности по отношению к детям с низкими способностями. Эти и другие особенности таких молодых людей влияют на их социальный статус, так как они оказываются в ситуации "неприемлемости". В связи с этим необходимо добиться изменения этой должности, и, в первую очередь, это связано с подготовкой педагогов. Поскольку это будет более свободным, интеллектуальным и творческим процессом, это станет ключом к социальному успеху каждого и, следовательно, к процветанию нации. Исследователи обнаружили, что трудно представить себе более подходящее время для развития навыков, чем дошкольное детство. Сегодня отправной точкой, с которой берут начало прикладные исследования и образовательная практика в нашей стране, является D.B. Работа с одаренными детьми - это альтернатива конкретной реализации права человека на индивидуальность. современная система образования, особенно в детских садах, испытывает особую потребность в программах, учитывающих индивидуальные потребности и интересы одаренных детей. Талант, гениальность, одаренность - это высокий уровень развития способностей человека. Важно, чтобы учитель обратил внимание на такого ребенка, поскольку требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силу и способности среднестатистического ребенка.
Педагог должен учитывать, что одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Проявление индивидуальных различий в способностях незаменимо в дошкольном детстве, определяет развитие личности в целом, ее дальнейшее формирование и проявления на более поздних возрастных этапах. вот что говорят специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, родители, которые сталкиваются с важной задачей развития природных способностей детей и выявления их особого потенциала как можно раньше, указывая на то, что неадекватное воспитание одаренных детей в дошкольном учреждении и дома может вызвать серьезную проблему ,тоесть серию проблем. Интенсивно проблема одаренности развивается в зарубежной психологии . Исследователи, такие как К. Tekex, S. Мерланд, М. Карнс и многие другие ученые исходят из натуралистических представлений о детском таланте и способствуют созданию условий, раскрывающих существующий потенциал одаренного ребенка, не ограничивая возможности его развития. S. Выготский, А. N. Леонтьев, Б. M. А. А. Теплов, А. А. R. Лурия, А. V. Запорожец и другие авторы, акцент делается на определяющую роль культуры в развитии ребенка.
Проблемы более быстрого темпа развития и, соответственно, воспитания одаренных детей - это проблемы социализации и адекватной интеграции в коллектив сверстников, проблемы составления учебных программ и выработки критериев оценки достижений ребенка. Но это не означает, что все дети могут ожидать одинаково высокого развития одних и тех же способностей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряют своей значимости и актуальности: Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома: Цель исследования: одаренные дети:
Тема исследования: проблемы воспитания одаренных детей. Цель работы: рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются родители и опекуны одаренных детей. Задача: - рассмотрим концепцию одаренных и одаренных детей - рассмотрим виды одаренности и особенности развития одаренных дошкольников - анализ проблем воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома; - предложить этапы психолого-педагогической работы с одаренным ребенком.
Исследования отечественных психологов подтверждают, что с каждым годом количество одаренных детей растет, что требует поиска эффективных методов выявления талантов и разработки программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Трудно предсказать дальнейший ход умственного развития ребенка, но это не значит, что первые признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
В психолого–педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром психофизиологических и социально-психологических отклонений от средней линии развития человека по ключевым показателям развития, которые в первую очередь превышают развитие интеллекта. В то же время, чем более выражен дар, тем больше психологических проблем создает самореализация.
1. Теоретическая характеристика
Определение понятий способность, талант,
одаренность
Талант - это наличие развития навыков, то есть наличие развития навыков. М. В исследованиях Тепло Иона (1998) это было определено следующим образом;
Во-первых, под способностями понимаются индивидуальные психологические черты, отличающие одного человека от другого;
Во-вторых, навыками нельзя назвать какие-либо индивидуальные качества
, а скорее те, которые подходят для успеха в какой-либо деятельности или многих видах деятельности;
В-третьих, понятие "компетентность" не ограничивается знаниями, умениями или немощностями, которые развиваются у индивида. Этот талант позволяет определить его как общий профиль мастерства в движении, как общее свойство интегрированного набора навыков в движении. В современной психологии термин "талант" часто основывается на когнитивных способностях, но термин "талант" характеризуется другими общими аспектами развития, а именно креативностью и творческим развитием ребенка. Инновации - это основа для развития навыков.Одаренные дети обладают уникальными моделями поведения, поэтому им трудно найти общий язык со сверстниками, наставниками и членами семьи, перестать спорить друг с другом, поправлять их, демонстрировать собственные знания и превращать их в фарс для других. Эти качества проявляются у одаренных детей благодаря их уникальному интеллектуальному развитию. Однако учителя, в целом, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто притаскивают их и унижают, ставят им неполные оценки и тем самым ставят под угрозу непосредственность, любознательность, желание детей постоянно искать что-то новое в процессе обмена информацией с педагогом.У одаренных детей очень развита потребность во внимании взрослых. Это происходит из-за их естественного любопытства и стремления к знаниям. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но из-за их возрастного эгоизма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Обратите внимание, что в современной психологии термин "одаренность" чаще всего приписывается когнитивным способностям, в то время как термин "талант" характеризует другие, более общие аспекты развития. Одаренность развивается на основе врожденных задатков, ее развитие происходит только в условиях деятельности, которые тесно связаны с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку.
Задатки- это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат основой для формирования определенных способностей. Что касается таких препаратов, то принято различать: типологические особенности нервной системы, определяющие скорость формирования височных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировки; анатомические особенности структур анализаторов и отдельных участков коры головного мозга. Как вы знаете, существует два типа склонностей: врожденные и приобретенные. Зависимость развития способностей от задатков, их уникальный состав изучается психологией индивидуальных различий. Индивидуальные различия обусловлены многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и окружающей средой. Наследственность допускает широкие пределы поведения; в пределах этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды. Задатки формируют почву, на которой одни типы поведения формируются легче, другие сложнее.
Основные свойства нервной системы человека стабильны, поэтому в связи с проблемой индивидуальных различий практическая задача их изучения состоит не в том, чтобы найти способы их изменения, а в том, чтобы найти наилучшие способы и методы обучения детей с определенным типом нервной системы. Педагогическая энциклопедия утверждает, что одаренность-это качество психики, которое систематически развивается на протяжении всей жизни человека, характеризующееся возможностью достижения превосходных (необычных, сверхчеловеческих) результатов в одном или нескольких деятельности по сравнению с другими людьми.
"Одаренный ребенок-это ребенок, который отличается яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в определенном виде деятельности"."одаренный ребенок-это ребенок, который отличается яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в определенном виде деятельности": Известный специалист в области одаренности детей Н. Лейтс классифицирует различные педагогические подходы к данной проблеме и выделяет три категории детей, которых принято называть одаренными: дети с высоким IQ; дети, добившиеся выдающихся успехов в любом виде деятельности; дети с высокими творческими способностями: Существует определенная по возрасту последовательность проявления таланта в разных областях. Особенно рано может проявиться талант к музыке, затем к рисованию; в общем, талант к искусству встречается раньше, чем к наукам; в науке навыки к математике проявляются раньше. Общий интеллектуальный талант может быть выражен необычайно высоким уровнем интеллектуального развития и качественной оригинальностью умственной деятельности. Одаренные дети, проявляющие исключительные способности в определенной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех остальных отношениях. Однако, как правило, талант охватывает широкий спектр индивидуальных психологических особенностей. У большинства одаренных детей есть особые характеристики, которые отличают их от большинства сверстников.
Одаренные дети, как правило, обладают высокой любознательностью и исследовательской деятельностью. Психофизиологические исследования показывают, что у таких детей повышается биохимическая и электрическая активность мозга. Отсутствие информации, которую можно изучить и обработать, тяжело воспринимается одаренными детьми. Поэтому ограничение их активности приводит к негативным реакциям невротического характера. Одаренные дети с раннего возраста отличаются способностью наблюдать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;Их интересует построение альтернативных моделей и систем. Для них характерна быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система более разветвленная, много нервных связей.