Файл: Основные принципы, задачи и этапы медицинской реабилитации больных и детейинвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы, задачи и этапы медицинской реабилитации
больных и детей-инвалидов
РЕАБИЛИТАЦИЯ - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, социальных, экономических, юридических мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных, в ходе болезни или травмы, функций организма н трудоспособности.
ЦЕЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ - снижение социально-экономического ущерба от инвалидизации, последствий болезни и травм, максимально полная и ранняя реинтеграция больных в общество, формирование положительного отношения к труду, обучению, жизни, семье, обществу.
Реабилитация - это несравненно более широкое понятие, чем лечение вообще и восстановительное лечение после острого периода болезни в частности (так называемое долечивание). Реабилитация е здравоохранении охватывает весь период от оказания первой медицинской помощи (реанимация, скорая помощь, стационар, поликлиника) до максимально возможного уровня восстановления социачьньих и профессионачьных функций человека, оказываемых во всех лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях.
На современном этапе развития медицины реабилитация представляет собой стройную систему научных знаний и методов, реализация которых на практике осуществляется многими врачами, в различных реабилитационных учреждениях стационарного, поликлинического и санаторно-курортного типа.
Основные понятия реабилитации
Реабилитация система и процесс полнея: о или частичного восстановления способностей больных, инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация система и процесс формирования отсутствовавших у больных, инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Цель реабилитации и абилитации устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности больных, инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Заболевание возникающее в связи с воздействием патогенных факторе® нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно- компенсаторных и защитно -приспособительных реакций и механизмов организма.
Тяжесть критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем заболевания организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением.
Инвалид человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
МЕДИЦИНСКИЙ
АСПЕКТ
Комплекс взаимодополняющих средств и методов медикаментозного и немедикамедикаментозного воздействия. Медикаментозная терапия строится на общих правилах фармакотерапии с постепенным снижением химической нагрузки, а использование немедикаметнозных методов дополняет и повышает ее эффективность.
Основная задача медицинского аспекта - устранение или компенсация функционального дефекта, повышение резистентности организма, профилактика хронизации процесса.
ПСИХОЛОГИЧЕ СКИИ
АСПЕКТ
(ПСИХОТЕРАПИЯ.
ПСИХОПРОФИЛАКТИ
Мероприятия, направленные на формирование у ребенка адекватного осознания себя в условиях болезни.


КА И
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Обучение основным предметам в шалящем режиме на дому, в специализированных интернатах, в стационарах с длительным пребыванием, в санаториях и лесных школах, освобождение от переводных экзаменов. К документам, регламентирующим эту работ}
-
, относятся: приказ Минпросвешения РФ X 1S9, Рособрнадзора X 1513 от 07.11.201S Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательных программам основного обшего образования, приказ Минздрава
России от 30.06.2016 X 436н «Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным: программам на дому».
Самостоятельными методами являются образовательные школы по профилю болезни
(например «Астма-школа», «Сахарный диабет»), где бальные получают соответствующее информацию о болезни, общаются методам самоконтроля.
ТЕХНИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Обеспечение детей и инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами экспрес диагностики: пикфлоуметры, глюкометры и другие мероприятия облегчающие адаптацию ребенка.
ТРУДОВОЙ ИЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ
Й АСПЕКТ
Мероприятия, обеспечивающие профориентацию ребенка с учетом хронической патологии или функциональной способности при инвалидизации.
СОЦИАЛЬНЫЙ
АСПЕКТ
Мероприятия, направленные на адаптацию' ребенка-инвалида в социальной сфере. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г.
X» 95 с изм. и допол. от 26 ноября 2020 г. (см. приложение №30) на ребенка заполняется направление на медико-социальнлло экспертизу (МСЭ).
Основные принципы медицинской реабилитации
Максимально ранее начало реализации восстановительного лечения
Непрерывность и этапность проведения реабилитационных мероприятий
Комплексный характер лечебных, социальных, психологических и других мероприятий
Индивидуальный подход к составлению программ реабилитации с учетом течения процесса, возраста, условий и образа жизни больного ребенка
Основные задачи медицинской реабилитации
Разработка и внедрение в практику современных интегральных систем оценки функциональных резервов человека:
Анализ индивидуальных и популяционных показателей здоровья:
Разработка перспективных оздоровительно-реабилитационных технологий с использованием медикаментозных и немедикаментозных средств:
Изучение закономерностей и способов коррекции адаптивных возможностей организма на всех этапах восстановительного лечения:
Привитие населению навыков здоровье сберегающих технологий:
Формирование и реализация государственной политики в сфере курортной медицины.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ РЕБЕНКА ИНВАЛИДОМ
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ РЕБЕНКА ИНВАЛИДОМ
Общие положения
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной зашиты, включая реабилитацию, на основе опенки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. признание ребенка инвалидом осуществляется при проведении медико- социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной зашиты Российской Федерации. медико-социальная экспертиза проводится шля установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.


Учреждениями медико- социальной экспертизы федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главнее бюро медико- социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Медико-социальная экспертиза ребенка проводится в бюро по месту жительства. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро.
Условия признания гражданина инвалидом нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной зашить:, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Категория 'ребенок- инвалид"
Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 1S лет.
Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полкой ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
Категория "ребенок-инвалид” устанавливается до достижения гражданином возраста 1S лет:
1) не позднее 2 лет после первичного установления категории "ребенок- инвалид” гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма;
2) не позднее 4 лет после первичного установления категории "ребенок- инвалид” в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма;
3) не позднее б лет после первичного установления категории "ребенок- инвалид" в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.
Установление категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет может быть осуществлено при первичном установлении категории "ребенок-инвалид" при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу если есть данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
Дети, которым установлена категория "ребенок-инвалид”, по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию.


Порядок направления ребенка на медико- социальную экспертизу
Ребенок направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной зашиты населения.
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет ребенка на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Направление на медико-социальную экспертизу содержит данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Источники:
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «0 порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 26.11.2020)
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-Ф'З (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (НПРА) ребёнка-инвалида
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 13.06.2017 №486н (ред. от 15.12.2020) «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида. выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
ИПРА разрабатывается и выдаётся федеральными гос. учреждениями медикосоциальной экспертизы.
ИПРА ребёнка-инвалида содержит:
► реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые ребёнку-инвалиду бесплатно в соответствии с федеральным перечнем (Распоряж.
Правительства РФ №2347-р от 30.12.2005 (ред. от 03.04.2020)).
► реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационноправовых форм.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 23 октября 2019 г. N 878н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2011,
N 48. ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) приказываю:
1. Утвердить Порядок организации медицинской реабилитации детей согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 878н
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации медицинской реабилитации детей на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов по основным классам заболеваний или отдельным нозологическим формам с учетом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей, тяжести течения основного заболевания, реабилитационного потенциала, наличия сопутствующих заболеваний, нарушений мнестико-интеллектуальной сферы.


2. Медицинская реабилитация детей осуществляется
Е медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по медицинской реабилитации (далее - медицинские организации).
3. Медицинская реабилитация детей осуществляется
Е плановой форме при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний.
4. Медицинская реабилитация детей осуществляется при оказании:
► первичной медико-санитарной помощи;
► специализированной,
Е ТОМ
числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
5. Медицинская реабилитация детей осуществляется амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно.
6. Медицинская реабилитация детей осуществляется в максимально ранние сроки от начала заболевания ребенка.
7. Медицинская реабилитация детей осуществляется в зависимости от сложности проведения медицинской реабилитации (далее - уровень курации) с учетом:
■ тяжести состояния ребенка (состояние крайне тяжелое, тяжелое, среднетяжелое, легкое);
■ течения (формы) заболевания - острое, подострое, хроническое:
■ стадии (периода) течения заболевания - разгар клинических проявлений, рецидив, ремиссия:
■ наличия осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, ухудшающих течение основного заболевания.
8. Критерии определения уровней кураиии:
V уровень курации - крайне тяжелое или тяжелое состояние, с тяжелыми нарушениями функций организма, выраженными в терминологии Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ): острое течение, стадия обострения или рецидива, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний в любой стадии, ухудшающих течение основного заболевания:
IV уровень курации - тяжелое или среднетяжелое состояние, требующее круглосуточного наблюдения, с тяжелыми и умеренными нарушениями функций организма, выраженными в терминологии МКФ, острое или подострое течение, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) тяжелых или среднетяжелых сопутствующих заболеваний в стадии ремиссии: тяжелое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) тяжелых или среднетяжелых сопутствующих заболеваний в стадии ремиссии или при высоком риске возникновения осложнения:
Ill уровень курации - среднетяжелое состояние, с умеренными нарушениями функций, выраженными в терминологии МКФ хроническое течение, стадия ремиссии, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний в стадии ремиссии или при высоком риске возникновения осложнения:
II уровень курации - легкое состояние, с легкими нарушениями функций, выраженными в терминологии МКФ. хроническое течение, стадия ремиссии, в том числе при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний в стадии ремиссии:
I уровень курации - удовлетворительное состояние, с легкими нарушениями функций, выраженными в терминологии МКФ. хроническое течение, стадия ремиссии.
9. Медицинская реабилитация детей осуществляется в три этапа:
Первый этап осуществляется в острый период, в стадии обострения (рецидива) основного заболевания или острый период травмы, послеоперационный период: при V уровне курации в стационарных условиях отделений анестезиологии- реанимации или палат реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания, учреждений родовспоможения: при IV уровне курации - в стационарных условиях профильных отделений медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, учреждений родовспоможения.
Второй этап медицинской реабилитации детей осуществляется после окончания острого (подострого) периода заболевания или травмы, при хроническом течении основного заболевания вне обострения: при IV. III уровнях курации - в стационарных условиях в реабилитационных центрах или отделениях медицинской реабилитации медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, отделениях медицинской реабилитации. являющихся структурными подразделениями санаторно-курортных организаций: