Файл: Отчет по практике Название дисциплины Производственная преддипломная практика бакалавриат Психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

5.1

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Производственная преддипломная практика

бакалавриат «Психология»

Фамилия

Вейтман

Имя

Любовь

Отчество

Михайловна

№ контракта

0800 512400409025

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Михеева М.В. заведующий МДОУ «Детский сад « 32»

Направление на практику



Договор об организации и проведении практики



Место прохождения практики (населенный пункт и наименование предприятия, организации, учреждения)

МДОУ «Детский сад № 32» г.Петрозаводск

Задание на практику



Подготовка материалов ВКР

Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Содержание и задачи приобщения дошкольников к этнической

культуре…………………………………………………………………………..5

Глава 2. Условия приобщения дошкольников к этнической культуре……..12

Заключение…………………………………………………………………….. 22

Список использованных источников………………………………………….23

Приложения…………………………………………………………………….25

Введение


Я, Вейтман Любовь Михайловна, студентка Петрозаводского филиала НАЧОУ ВПО СГА проходила преддипломную производственную практику в период с 03 августа по 23 августа 2015 года на базе МДОУ «Детский сад № 32» г. Петрозаводска.

Моя преддипломная производственная практика посвящена этнокультурному образованию дошкольников средствами художественной культуры, детских праздников и развлечений.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа.


Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

•народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

•этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т.е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность преддипломной производственной практики определяется:

а) той уникальной ролью, которую играет этническая культура в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника;

б) интересом к этой проблеме современных ученых-педагогов (к проблемам этнопедагогики обратились уже в середине XX века такие этнографы, педагоги, как Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, В.М. Григорьев, С.М. Малиновская и др.).

Объект преддипломной практики: процесс приобщения дошкольников к этнической культуре.

Предмет преддипломной производственной практики: праздники и развлечения как средство приобщении дошкольников к этнической культуре.

Цель преддипломной практики: выявить условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений

Задачи практики:

- проанализировать содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к этнической культуре;

- определить особенности приобщения дошкольников к этнической культуре;

- изучить средства приобщения дошкольников к этнической культуре;

База исследования – МДОУ «Детский сад № 32 «Малышок» г.Петрозаводск




Основная часть

1Содержание и задачи приобщения дошкольников к этнической культуре


Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым.

Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…".

А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что "семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека".

К проблемам этнопедагогики обратились в середине XX века такие этнографы, педагоги, как Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, В.М. Григорьев, С.М. Малиновская и другие.

Г.Н. Волков выделял следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики:

1. Основные педагогические понятия народа, которые определяются особенностями национального характера.

2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.).

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).

4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).

5. Методы воспитания.

6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.).

7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.

8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).


9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли.

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народной педагогики заключается прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразностьв народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства ("ремесла"). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуры народа.


Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества.

Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.

Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.