Файл: Отчет по практике Название дисциплины Производственная преддипломная практика бакалавриат Психология.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Затем мы произвели анализ количественного распределения детей по уровням в обеих группах.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | 3 | 3 |
Средний | 2 | 3 |
Низкий | 2 | 3 |
Цель формирующего этапа: разработать систему тематических занятий (детских праздников и развлечений), способствующих приобщению дошкольников к этнической культуре.
Задачи формирующего этапа:
1) ознакомить детей с элементами русского и украинского народного творчества (фольклор, народные промыслы, элементы быта, обычаями и традициями народных праздников), историей России и Украины, историей национального костюма;
2) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок);
3) эстетическое развитие дошкольников (посредством включения элементов народных промыслов (вышивки, лепки и др.)в занятия по труду).
Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению дошкольников к этнической культуре можно с помощью тематических праздников и развлечений.
Приведем примерную программу проведения таких мероприятий. Курс предназначен для дошкольников 4-5 лет.
Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.
Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить русский от украинского. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории России и Украины, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.
Экспериментальная группа | Уровень | Контрольная группа | Уровень |
Рунтов Вадим | Высокий | Кариенко Даша | Высокий |
Шицман Вова | Высокий | Никифоренко Кирилл | Высокий |
Алишкевич Максим | Низкий | Стецюк Костя | Высокий |
Мунтян Слава | Средний | Толмацкий Дима | Низкий |
Гализдра Оля | Высокий | Чуприн Антон | Средний |
Перепелица Егор | Высокий | Акимова Настя | Средний |
Дятко Саша | Низкий | Левинский Витя | Низкий |
Керецман Никита | Средний | Киреева Валерия | Средний |
Шилькер Даниель | Высокий | Иванов Сережа | Средний |
Уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского (украинского) народа в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно.
Количественный анализ показал следующие результаты.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | 5 | 3 |
Средний | 2 | 4 |
Низкий | 2 | 2 |
Разработанная нами методика показала свою высокую практическую значимость в работе с детьми:
•дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
•используют в активной речи русский фольклор;
•умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
•принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
•знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
•знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма;
Заключение
В результате проведения преддипломной производственной практики мы пришли к следующим выводам:
1. Приобщение детей к этнической культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
2. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
3. Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить воспитательные задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
Таким образом, разработанная нами система проведения детских праздников и развлечение способствует эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.
Список использованных источников
1 | Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., ЭКСМО, 2014. – 320с. |
2 | Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 287с. |
3 | Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 201-. – 208с. |
4 | Белова Т.П., Бессараб Ю.А. Этническая толерантность в контексте трансформации российской идентичности.//Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной научной конференции /Отв. ред. В.В.Гриценко:Изд-во «Николаев», 2014. – с. 404. |
5 | Бюзелева Г.В., Шелемова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М., АСТ, 2013.- 324с. |
6 | Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов - н/Д: ГинГо, 2012. - 271с. |
7 | Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. – М., «Ключ-С», 2012. – 324с. |
8 | Науменко, Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период / Л.И. Науменко// Этническая психология и общество. - М., 2013. -176с. |
9 | Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2012.- 217с. |
10 | Токменко, М.И. Этническая идентичность и ее развитие в гуманитарных концепциях / М.И. Токменко. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010.-306с. |
11 | Юдина, О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве / О.И. Юдина// Сибирский педагогический журнал. - 2008.- № 4. - С. 237-243. |
Приложения
А | |