Файл: Отчет по практике Название дисциплины Производственная преддипломная практика бакалавриат Психология.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п.
Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.
В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.
Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в дошкольном учреждении сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным программой воспитания в детском саду. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.
Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин.
Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
В процессе организации детских праздников с целью приобщения дошкольников к этнической культуре в сценарии следует включать перечисленные и другие жанры устного народного творчества (потешки, пестушки, прибаутки, поговорки, заклички), а также предоставлять детям информацию о народном танце, традиционном костюме, народных промыслах и др.
2 Условия приобщения дошкольников к этнической культуре
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и проведено наше исследование.
Целью экспериментальной части преддипломной производственной практики было доказать, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает элементы этнической культуры, будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре русского и украинского народов.
Задачи:
1) выявить первоначальный уровень ознакомления с русской (или украинской) этнической культурой у детей 4-5 года жизни;
2) создать и апробировать систему занятий по приобщению дошкольников к этнической культуре;
3) сравнить уровни знаний об этнической культуре после проведения серии занятий в контрольной и экспериментальной группе.
В основу работы положены следующие принципы:
учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
В основу нашего эксперимента легла программа "Весточка" (автор Т. Ревенок).
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей;
формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры дошкольников;
контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов.
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 32» г. Петрозаводска. Констатирующий этап
Цель: выявить уровень этнической культуры детей четвертого-пятого года жизни.
Задачи:
1) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической культуры как в контрольной, так и в экспериментальной группе;
2) обработка и интерпретация результатов.
Перед началом исследования группа была поделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.
Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания, использовалась игровая мотивация.
С этой же целью была составлена диагностическая карта.
Таблица. Диагностическая карта.
ФИО ребенка | Теоретические знания | Практические умения | ||||||||||
| Знание содержания сказок, былин, легенд | Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства | Знание истории русского костюма | Знание народных игр, праздников иигрушек | Знание русского народно-прикладного искусства | Эмоционально-положительный отклик на красоту природы | Использование фольклора в повседневной разговорной речи | Физическое воспитание | Трудовое воспитание | Продуктивные виды деятельности | ||
Контрольная группа | ||||||||||||
Кариенко Даша | + | + | + | -+ | + | -+ | + | + | -+ | + | ||
Никифоренко Кирилл | + | + | + | + | + | - | + | -+ | + | + | ||
Стецюк Костя | -+ | -+ | + | + | -+ | + | + | + | + | - | ||
Толмацкий Дима | - | - | - | -+ | -+ | -+ | -+ | - | - | - | ||
Чуприн Антон | -+ | -+ | -+ | -+ | - | + | -+ | - | + | -+ | ||
Акимова Настя | - | + | - | + | -+ | -+ | -+ | - | + | -+ | ||
Левинский Витя | - | - | - | - | - | -+ | -+ | - | - | - | ||
Киреева Валерия | -+ | - | + | - | - | - | - | - | - | - | ||
Иванов Сережа | -+ | -+ | -+ | + | + | - | - | -+ | -+ | -+ | ||
Экспериментальная группа | ||||||||||||
Рунтов Вадим | + | + | + | -+ | + | -+ | + | -+ | + | -+ | ||
Шицман Вова | -+ | -+ | + | + | - | - | - | + | -+ | -+ | ||
Алишкевич Максим | -+ | - | - | - | -+ | - | - | - | - | -+ | ||
Мунтян Слава | - | - | - | - | - | - | - | - | -+ | - | ||
Гализдра Оля | + | -+ | + | -+ | + | + | + | + | + | + | ||
Перепелица Егор | + | - | - | + | + | -+ | -+ | -+ | - | -+ | ||
Дятко Саша | - | - | - | - | -+ | -+ | - | - | - | - | ||
Керецман Никита | -+ | -+ | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Шилькер Даниель | + | + | -+ | -+ | -+ | + | + | + | + | + |
Критерии к диагностической карте
Высокий уровень
Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе c народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и украинских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского и украинского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах.
Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
Средний уровень
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
Знает русские и украинские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
Знает некоторые элементы русского и украинского народного костюма и различает головные уборы.
Имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.
Таким образом, мы определили уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского (украинского) народа.
Экспериментальная группа | Уровень | Контрольная группа | Уровень |
Рунтов Вадим | Высокий | Кариенко Даша | Высокий |
Шицман Вова | Средний | Никифоренко Кирилл | Высокий |
Алишкевич Максим | Низкий | Стецюк Костя | Высокий |
Мунтян Слава | Низкий | Толмацкий Дима | Низкий |
Гализдра Оля | Высокий | Чуприн Антон | Средний |
Перепелица Егор | Средний | Акимова Настя | Средний |
Дятко Саша | Низкий | Левинский Витя | Низкий |
Керецман Никита | Низкий | Киреева Валерия | Низкий |
Шилькер Даниель | Высокий | Иванов Сережа | Средний |