Файл: Новелла Николаевна Матвеева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Барды 20 века»

Новелла Николаевна Матвеева — советская и российская писательница, переводчица и бард.

Всем, кто читал ее стихи, казалось, что их писал счастливый человек, настолько легкими и какими-то воздушными они были. На самом деле Новелла Матвеева очень болезненный, замкнутый человек с тяжелым характером. Ее поэзия никогда не собирала толпы народу, но те, кто хоть раз услышал ее сочинения, уходили очарованными. Поэтесса обладала каким-то магическим секретом, притягивающим к ней людей. Эта женщина с литературным именем Новелла стояла у истоков зарождения бардовской песни, ведь именно она первая придумала класть свои стихи на музыку, и петь их под аккомпанемент гитары.

Родилась Новелла Николаевна 7 октября 1934 года в городе Пушкине (в то время он назывался Царским Селом), расположенном в Ленинградской области. Ее отец Николай Николаевич Матвеев-Бодрый по образованию был географ и имел профессорскую степень в этой области, работал историком-краеведом Дальнего востока, входил в состав Всесоюзного географического общества. Мать будущей поэтессы Надежда Тимофеевна преподавала в школе литературу, увлекалась сочинением стихов и даже публиковала свои творения в различных газетах и журналах под псевдонимом Матвеева-Орленева.

После окончания школы (4 класса) поэтесса работала с 1950 года по 1957 в детском доме Щелковского района (Московская область).

Первые стихи Новелла сочинила, будучи еще ребенком, в военные годы. Произошло это в Монинском госпитале, куда девочка попала из-за авитаминоза, давшего осложнение на глаза. В эти же годы в том госпитале работал политруком ее отец. Именно он первым увидел творение дочери. Также в детские годы Новелла пробовала сочинять музыку и класть на нее стихи различных поэтов, среди которых Фет, Лермонтов, Шекспир, Агнивцев, Гладков и пр.

Творческая биография продолжала развиваться. Она написала стих «Девочка и пластилин», в котором поднимает очень важную тему – ответственность перед тем, кого создал. В поэзии под названием «Лето» нет ни одной рифмы, так как для его создания Новелла использовала «белую поэзию».


Стихи Матвеевой получили высокую оценку детских писателей и поэтов, в частности Корнея Чуковского. После прочитанного им стихотворения «Солнечный зайчик», он испытал такой восторг, что с легкостью перепрыгнул через спинку стула. Но пальма первенства в открытии поэзии Матвеевой принадлежит калмыцкому поэту Давиду Кугультинову. Он первым услышал о талантливой девушке-самородке, и приехал к Матвеевым домой. Давид был шокирован дважды. Первый шок он получил от бедности, в которой жила талантливая поэтесса, второй, от стихов девушки, носившей литературное имя Новелла.

Вместе с комсомольскими деятелями и будущими литераторами Леном Карпинским и Виктором Бушиным, Давид опубликовал стихи Матвеевой. Буквально после первой публикации она проснулась знаменитой. Вслед за этим Новелла стала студенткой московского Литинститута, ее приняли в Союз писателей.

Учёба в Литературном институте подарила ей кроме важных знаний ещё и встречу с поэтом Иваном Киуру, её будущим мужем. Новелла Матвеева и Иван Киуру были прекрасной парой, они любили друг друга, поддерживали во всём и составили очень крепкий творческий дуэт. Она освоила игру на семиструнной гитаре и с тех пор снискала славу ещё и удивительно талантливого барда. Её стихи, положенные на музыку, обретали какой-то более глубокий смысл. Зазвучали в её исполнении и песни на стихи супруга, которого поэтесса обожала. А в Центральном детском театре поставили «Предсказание Эгля», спектакль по пьесе Новеллы Матвеевой, где звучали 33 написанные ею песни.

По утверждению Матвеевой, именно она автор термина шестидесятники, означающего «представители интеллигенции, начало творчества которых пришлось на 60-е годы 20-го века». Слово «бард» Новелла Николаевна недолюбливала, предпочитая называться «полигимником».

В преклонном возрасте Матвеева страдала от социофобии. Она никому не рассказывала про свою личную жизнь, боялась выходить из дома и с кем-либо общаться. За день до своей смерти Новелла согласилась побеседовать с литератором Дмитрием Быковым, и он был потрясен ее феноменальной памятью.

Перед самой смертью Матвеева вдруг начала писать патриотические стихи. Она выразила свой восторг по поводу возвращения Крыма в состав России, восхваляла Сталина, а диссиденты с прозападными настроениями получили от нее порцию критики и прозвище «контра».



Сердце Новеллы Матвеевой остановилось 4 сентября 2016 года. Она умерла на подмосковной даче в Химках. Официально причину смерти поэтессы не огласили, сказали только, что ее вызвали естественные возрастные физиологические изменения. Местом упокоения поэтессы Новеллы Матвеевой стало столичное Троекуровское кладбище.



Контра

Бывало всякое… Сегодня ж –

На ловкачей дивись, Фемида;

Для них предательство – всего лишь

«Одно из мнений» индивида!

Брависсимо! Гляди, как ловко;

Предательство – всего лишь «мненье» – !

Измена – «выбор точки зренья» – !

Вредительство – «талант, сноровка»!..

А впрочем, радиоэлита

На стороне врага – открыто;

Всё меньше игр двойного спорта.

Скажите ж мне: с какой печали

Их «оппозицией» прозвали?

Не оппозиция, а КОНТРА!

Июнь 2014