ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данный метод обеспечивает формализованный способ исследования ошибок оператора при оценке риска для систем, работа которых существенно зависит от действий персонала. Оценка действий персонала позволяет выявить ошибки, которые могут отрицательно влиять на производительность, и определить способы устранения данных ошибок, а также других причин отказа систем, в том числе технических и программных средств.
Метод описан в национальных стандартах (ГОСТ Р 58771-2019) и рекомендуется для оценки влияния действий работника, в том числе ошибок оператора, на работу рассматриваемой системы, а также рекомендуется к использованию в целях качественной оценки действий оператора, а также идентификации его возможных ошибок и их причин, что позволяет снизить как количество таких ошибок, так и влияние последствий таких ошибок на работу рассматриваемой системы
Предлагаемый метод рекомендуется использовать для получения количественных данных об отказах, связанных с ошибками оператора, а также в качестве исходных данных для применения других методов
-
Оценка риска получения профессионального заболевания;
Результатом применения данного метода является оценка уровня риска получения профессионального заболевания работников в зависимости от уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Полученные в результате применения указанного метода данные рекомендуется применять в качестве обоснования для принятия управленческих решений по ограничению вредного воздействия и оптимизации условий труда работников.
Оценка риска получения профессионального заболевания работником осуществляется на основе результатов специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". В качестве дополнительного метода может использоваться метод, описанный в акте Минздрава России ( Р 2.2.1766-03), предназначенный для применения специалистами центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и научно-исследовательских организаций и центров медицины труда. При этом указанный метод и его результаты не применяются для решения вопросов занятости конкретного работника или иных целей, влияющих на уровень его социальной защиты, а также в целях отбора персонала для выполнения отдельных работ или иных действий, противоречащих требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе способствующих возникновению или усилению социального неравенства работников.
-
Анализ эффективности затрат (анализ «затрат и выгод»).
Данный метод оценки риска рекомендуется использовать при выборе мер управления профессиональными рисками после оценки их уровня. Анализ эффективности затрат рекомендуется использовать при сравнении общих ожидаемых затрат с общими ожидаемыми выгодами (доходами и преимуществами) в целях выбора лучшего или наиболее выгодного варианта решения. Данный метод является неявной частью многих систем оценки риска и описан в национальном стандарте.
В случаях оценки риска причинения вреда здоровью и жизни работника или значительного вреда окружающей среде рекомендуется применение разновидности данного метода - принципа ALARP. Этот принцип разделяет риск на три уровня:
- уровень, выше которого риск недопустим и приемлем только в экстраординарных обстоятельствах;
- уровень, ниже которого риск незначителен, и достаточно проводить мониторинг для поддержания низкого риска;
- центральная зона, где риск рекомендуется удерживать настолько низким, насколько это возможно (As Low As it Reasonably Possible, ALARP).
Анализ эффективности затрат рекомендуется использовать для выбора между различными решениями, связанными с мерами управления рисками.
Управление профессиональными рисками.
Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Основные цели управления профессиональными рисками:
-
Определение потенциальной угрозы, которая имеется в самом рабочем процессе. -
Актуальность перечня мероприятий, которые необходимы для обеспечения безопасности и сохранности здоровья сотрудников. -
Выбор правильного оборудования и материалов для качественной и безопасной работы. -
Оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране труда. -
Обеспечение всех необходимых мер по сохранности здоровья и обеспечению безопасности сотрудников.
Управление профессиональными рисками в области охраны труда
документируется в отдельной одноимённой процедуре системы управления охраной труда. Данная процедура содержит инструкции ко всем действиям, необходимым для выполнения обязанности работодателя:
-
выявление (идентификация) профессиональных опасностей; -
непосредственно оценка уровней профессионального риска; -
интерпретация полученных результатов; -
выработка плана мероприятий для поддержания (или снижения) уровней профессионального риска.
Каждый раз, когда производятся какие-либо изменения в рабочем процессе, необходимо устраивать проверку уровня риска в отношении сотрудников. Преимущества оценки профессиональных рисков:
-
Подготовка организации к сертификации. -
Подготовка к проведению СОУТ. -
Организация контроля опасных факторов производственной среды. -
Предоставление сотруднику объективной информации о рисках, которым он себя подвергает
Стоит отметить, что решение для конкретной организации будет зависеть от поставленных задач и их сути. Что можно использовать для уменьшения рисков:
-
Автоматизировать процесс. -
Равномерно распределить обязанности и нагрузку между несколькими сотрудниками -
Запустить новые технологии (сырье, материалы), значительно снижающие степень опасности на рабочем месте. -
Использовать максимально эффективные средства индивидуальной защиты.
Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:
• политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
• планирование работ по управлению профессиональными рисками;
• процедуры системы управления профессиональными рисками;
• контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
• анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.
Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками.
К каждому из элементов предъявляются определенные требования. Их выполнение – обязанность работодателя. Перечислим самые главные из них. Политика системы контроля профрисков представляет собой часть общей политики по ОТ. Она должна быть понятной, легкодоступной, прозрачной для всех участников технологического процесса, соответствовать виду деятельности и масштабу предприятия.
В ней устанавливаются обязательства по минимизации вредного влияния на здоровье персонала. Политика не может быть «застывшей»: она плавно изменяется с учетом обстоятельств, но при этом актуализируется в документации. Следовательно, программы для реализации политики СУПР должны учитывать возможности работодателя.
Важно, чтобы были прописаны уровни ответственности, а также полномочий для специалистов и руководителей всех звеньев. Как и политика, программы должны доноситься до персонала, разъясняться, регулярно подвергаться объективному анализу, затем корректироваться. Поставленные цели должны быть достижимы. Планирование производится на основе исследования ситуации на предприятии. В него входят анализы оргструктуры, деятельности, производственного процесса, организации медосмотров персонала, причин травматизма, профзаболеваний, всей предыдущей работы по ОТ. Это объемный процесс, требующий внедрения структуры управления профессиональными рисками СУПР (работников, ответственных за идентификацию рисков, за внутренний аудит и т.д.) Целесообразно определить управляющий орган – координационный совет.
Проводятся следующие равнозначные процедуры:
-
Обучение работников по ОТ, проверка их знаний. -
Работа с профрисками – выявление, оценка, управление. -
Работа по ведению документации по ОТ. -
Информирование персонала. -
Деятельность в рамках подготовки к аварийным ситуациям.
Положение о СУПР должно стать базовым нормативным актом, разработанным и принятым на предприятии, аналогично Положению о СУОТ. Пока законодатели не предоставили в распоряжение специалистов по ОТ официально рекомендуемый образец, можно ориентироваться на опыт зарубежных коллег. Например, на стандарты OHSAS 18001:2007 “Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования” и ISO 31000:2009 “Менеджмент рисков – Принципы и руководящие указания”. Также актуально руководство МОТ-СУОТ 2001
Контроль за функционированием СУПР осуществляется через мониторинг и внутренний аудит. Мониторинг также обширен, он охватывает все области охраны труда, от условий работы до финансовых затрат на реабилитацию пострадавших. Аудит оценивает результативность. Это необходимо для дальнейшей коррекции политики по ОТ.
Там, где система уже используется, специалисты выделяют такие этапы внедрения системы:
-
Определение управленческой структуры. -
Подготовка документации. -
Обучение будущих ответственных работников. -
Создание и внедрение процедур, обеспечивающих информирование персонала, оперативный надзор за производственным процессом, действия, связанные с аварийными ситуациями.
Схема оценки и управления профессиональными рисками
Контроль и анализ функционирования системы управления профессиональными рисками
Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками
Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.
Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего положения о СУПР, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:
а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;
б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;
в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.
Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита .
В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством