ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока Корни с чередованием букв е- и)
Тип урока Урок «Открытия» нового знания, урок-исследование
Форма урока индивидуальная, фронтальная, в группах
Информационно – методическое обеспечение урока
1. Русский язык 5 класс. Учебник. Под реакцией Разумовской М.М. УМК издательство «Дрофа» 2012 год.
2.Электронный материал: Урок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и": http://kirovskschool2.ucoz.ru/school/raboti/uch/rus/konspekt_uroka_pravopisanie_kornej_s_cheredovaniem.doc
3.Презентация в формате PowerPoint: Правописание корней с чередованием е//и
Цель: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием.
Задачи урока:
Образовательные
-
Показать основное отличие гласных в корнях с чередованием от безударных гласных. -
Помочь сформулировать правило правописания букв Е–И в корнях с чередованием, связав его с условием выбора гласной корня. -
Выработать алгоритм действий при выборе гласной корня -
Научить применять алгоритм на практике.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Развивающие
-
Развивать творческие способности учащихся. -
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Планируемые результаты обучения
Предметные: научиться определять условия написания гласных е-и
Метапредметные (универсальные)
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
Личностные: Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Технологическая карта. Урок русского языка. 5 класс
Этапы урока Вопросы плана изучения материала урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся Слайд 1 | Ребята записывают в тетради число, вид работы (классная). Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний | Личностные Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | | |||||||||||||||||||||
2. Актуализация полученных знаний. Проверка домашнего задания. Слайд 2 | – Какую часть речи мы изучаем? – Давайте посмотрим, как хорошо вы повторили эту тему дома. Вы будете отвечать на мои вопросы: «да»,- если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради. Задание 1. Я утверждаю, что ... (Слайд 2) 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица. 5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-. 10. Глагол «положить» несовершенного вида. 11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя. – Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде: Самооценка (Слайд Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3» – Внесите оценку в оценочный лист. | (глагол) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Самопроверка по презентации: Занесение результатов в оценочный лист. Проверим себя (Слайд 3) 1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. да 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. нет. 11. да Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3» | ||||||||||||||||||||||
3.Постановка цели и задач урока. Создание проблемной ситуации. Слайд 4.Первичное осмысление, решение проблемы. Слайд | Для того чтобы определить тему нашего урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика. (работаем в парах)
Несов.в сов.вид
РАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ – Проверим. (Слайд – Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И) – Какие это слова? (Однокоренные) – Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных) – Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И) Сформулируйте тему нашего урока. (Корни с чередованием букв е и и) (Слайд – Записываем тему урока. Давайте определим цель и задачи урока. цель урока: познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий. проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?) – Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. – Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И. Несов.в сов.вид
РАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ – Определите вид глаголов. – Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары) – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные – Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях? – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е). - Сверим вывод с правилом в учебнике. Стр. 139 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд )
| у одних слов в корне пишется Е, у других - И) (Однокоренные) (Чередование гласных) (Чередование гласных Е и И) Отвечают на вопросы учителя, называют явление, самостоятельно формулируют проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?), Определяется тема урока и ставятся цели. тема урока:“ Корни с чередованием букв е- и) цель урока:мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий. Запись темы урока в тетрадь. Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары! Ученики (после обсуждения в группах):В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И. Учитель: Наблюдение верное. Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Гипотеза подтверждается. Под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора) Дети самостоятельно составляют правило и сверяют его с правилом в учебнике. | ||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала. Слайд | - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. | Алгоритм. 1Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне. 2Вспомнить корни с чередованием. 3Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. 4Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е .Графически выделить условие выбора гласной. | ||||||||||||||||||||||
6.Работа с раздаточным материалом. | Задание 2. Выполняем упражнение по вариантам на карточке (в помощь – алгоритм действий ) - Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. | I вариант Соб…раешь – соб…рёшь Проб…раешься – проб…рёшься Выж…гал – выж…г Расст…лать – расст…лить II вариант Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал – прот…реть Бл…стать – бл…стеть Взаимопроверка. | ||||||||||||||||||||||
7.Закрепление полученных знаний. Слайд | Задание 3. Выборочный диктант. - Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. Работает весь класс. 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. | Самопроверка: Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. 0 ош. – 3 б 1, 2 ош. – 2 б 3, 4, 5 ош. – 1 б > 5 ош. – 0 Занесение результатов в оценочный лист. | ||||||||||||||||||||||
8. Физкультминутка Слайд | Игра «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне– хлопок. | Ученики встают и хлопают в ладоши, встречая букву и в корне: Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть. Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает. | ||||||||||||||||||||||
7.Закрепление полученных знаний (продолжение) Слайд Задания для самостоятельной работы. |
Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце (блестеть),подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).
– Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка. Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать. Разноуровневые задания Задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Уровень 1 ( низкий) Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Выпишите(подчеркните) из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. Уровень 2 ( средний) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок. Уровень 3 ( высокий) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент. | Выполняют упражнение. 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением (удивлять, стареть, веселиться,) 2. непроверяемая безударная гласная в корне: (решать, сверкать, командовать) 3. корни с чередующимися гласными. (расти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать. ) 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. Собирать желуди, замирать от восторга, блестит на солнце, зажигательный танец, отдерет наклейку, вытирает пыль, отпереть замок. Замирать от восторга, примерять(мерить) платье, помирить ( мир) друзей, замереть на месте, отмерять кусок, вымирающее растение, пойти на мировую, (мир),отмирающий элемент. 0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2- 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0 б | ||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание Слайд | С. 74-75 учить, упр. 603 | Записывают в дневник домашнее задание |