Файл: Корни с чередованием букв е и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока        Корни с чередованием букв е- и)

Тип урока        Урок «Открытия» нового знания, урок-исследование

Форма урока        индивидуальная, фронтальная, в группах

Информационно – методическое обеспечение урока

1. Русский язык 5 класс. Учебник. Под реакцией Разумовской  М.М. УМК издательство «Дрофа» 2012 год.

2.Электронный материал: Урок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и": http://kirovskschool2.ucoz.ru/school/raboti/uch/rus/konspekt_uroka_pravopisanie_kornej_s_cheredovaniem.doc

3.Презентация в формате PowerPoint: Правописание корней с чередованием е//и

Цель: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием.

Задачи урока:

Образовательные

  • Показать основное отличие гласных в корнях с чередованием  от безударных гласных.

  • Помочь сформулировать правило правописания букв Е–И в корнях с чередованием, связав его с условием выбора гласной корня.

  • Выработать алгоритм действий при выборе гласной корня

  • Научить применять алгоритм на практике.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету и  любовь к родному языку.

Развивающие

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Планируемые результаты обучения

Предметные: научиться определять условия написания гласных е-и

Метапредметные (универсальные)

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Личностные: Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.

Технологическая карта. Урок  русского языка.  5 класс

Этапы урока

Вопросы плана изучения материала урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к

деятельности. Организационный  момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 1

Ребята записывают в тетради число, вид работы (классная).

Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний

Личностные

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.




2. Актуализация полученных знаний. Проверка домашнего задания.

Слайд 2

– Какую часть речи мы изучаем?

  –  Давайте посмотрим, как хорошо вы повторили  эту тему дома.  Вы будете отвечать на мои вопросы: «да»,- если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради.

                       Задание 1.

         Я утверждаю, что ... (Слайд 2)

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно.

4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица.

5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.


10. Глагол «положить» несовершенного вида.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка (Слайд  

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  


Внесите оценку в оценочный лист.

                     (глагол)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения.

Самопроверка по презентации: Занесение результатов в оценочный лист.

Проверим себя (Слайд 3)

1. да

2. нет

3. нет

4. да

5. да

6. да

7. нет

8. да

9. да

10. нет.

11. да

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  


3.Постановка цели и задач урока. Создание проблемной ситуации.

 Слайд

4.Первичное осмысление, решение проблемы.

Слайд

Для того чтобы определить тему нашего урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.  (работаем в парах)

  • ВЫЖИГАТЬ            

  • РАСТЕРЕТЬ

  • РАСТИРАТЬ

  • ПОДБИРАТЬ

  • БЛИСТАТЬ

  • ЗАБЛЕСТЕТЬ

  • ПОДБЕРУ

  • ВЫЖЕГ

                   Несов.в           сов.вид

  • ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ

  • РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬ

  • БЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬ

РАЗЖИГАТЬ   - ВЫЖЕГ

Проверим. (Слайд

Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

Какие это слова? (Однокоренные)

Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

     Сформулируйте тему нашего урока.  (Корни с чередованием букв е и и) (Слайд

Записываем тему урока.

Давайте определим цель  и задачи урока.

цель урокапознакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.

проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И.

Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.

                   Несов.в           сов.вид

  • ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ

  • РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬ

  • БЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬ

РАЗЖИГАТЬ   - ВЫЖЕГ

 – Определите вид глаголов.

 – Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

 – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

 – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

- Сверим вывод с правилом в учебнике.    Стр.  139

 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд            )

корни

     примеры

БИР – БЕР

подбирать – разбери

ПИР – ПЕР

напирать – запереть

ДИР – ДЕР

задирать  –  дерёт

ТИР – ТЕР

растирать – стереть

МИР – МЕР

замирать  –  замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ

блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ

расстилать  – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ

разжигать  – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ

вычитать  –вычет

Искл: сочетать, сочетание

 

         

у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

(Однокоренные)

(Чередование гласных)

(Чередование гласных Е и И)

Отвечают на вопросы учителя, называют явление, самостоятельно формулируют проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?), Определяется тема урока и ставятся цели.

тема урока:“ Корни с чередованием букв е- и)

цель урока:мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.

Запись темы урока в тетрадь.

 Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики (после обсуждения в группах):В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.

Учитель: Наблюдение верное.

Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.Гипотеза подтверждается.

Под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)

Дети самостоятельно составляют правило и сверяют его с правилом в учебнике.

5. Изучение нового материала.

Слайд  

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Алгоритм. 1Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.

2Вспомнить корни с чередованием.

3Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

4Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е .Графически выделить условие выбора гласной.

6.Работа с раздаточным материалом.

Задание 2.

Выполняем упражнение по вариантам на  карточке (в помощь – алгоритм действий )

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

I вариант

Соб…раешь – соб…рёшь

Проб…раешься  – проб…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

II вариант

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Взаимопроверка.

7.Закрепление полученных знаний.

Слайд

Задание 3.

Выборочный диктант.

- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных ЕИ, обозначьте орфограмму. Работает весь класс.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

 2) Песня замирает далеко в полях.

 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) Пролитую воду не соберёшь.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

 7) Сладость победы стирает горечь терпения.

 8) Крепость изнутри берут.

 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Самопроверка: 

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. – 3 б

1, 2 ош. – 2 б

3, 4, 5 ош. – 1 б

> 5 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

8. Физкультминутка

Слайд

Игра «Хлопок».

Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова  с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне– хлопок.

Ученики встают и хлопают в ладоши, встречая букву и в корнеИзбиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

7.Закрепление полученных знаний

(продолжение)

Слайд

Задания для самостоятельной работы.

  1. Творческий диктант.

  Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть),подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть),

 убегать от погони (удирать).

  1. Распределительный диктант

– Ребята, я  буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.

         Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,  

         предложить, командовать, росли, вытирать.

                  Разноуровневые задания

 Задания для самостоятельной работы.

Посмотрите, они не просто разных уровней.

 Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1  ( низкий) Я умею находить в предложениях слова,

 в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите(подчеркните) из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

     1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня    океанской воды.

     3. После обеда Олечка унесла альбом            в комнату и заперла его в стол.

      4. Звон колокольчика стал замирать.

       5. Скоро гости к нам соберутся.

       Уровень 2 ( средний) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец,

 отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

 Уровень 3  ( высокий)

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне,   я могу отличить корень с чередованием гласных

от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять       платье, пом…рить друзей,

 зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение,

 пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

   

Выполняют упражнение.

1.безударная гласная в корне, проверяемая    ударением

   (удивлять, стареть, веселиться,)

2. непроверяемая безударная гласная в корне:

   (решать, сверкать,  командовать)

 3. корни с чередующимися гласными.  

 

 (расти, замер, предлагать,   вытер,   предложить,  росли, вытирать. )

 

 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня    океанской воды.

     3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.

      4. Звон колокольчика стал замирать.

       5. Скоро гости к нам соберутся.

Собирать желуди, замирать от восторга, блестит на солнце, зажигательный танец, отдерет наклейку, вытирает пыль, отпереть замок.

Замирать от восторга, примерять(мерить)    платье, помирить ( мир) друзей,

замереть на месте, отмерять кусок, вымирающее растение, пойти на мировую,  (мир),отмирающий элемент.

      0 ош. – 3 б

     1 ош. – 2 б

      2- 3 ош. – 1 б

     > 3 ош. – 0 б

7. Домашнее задание

Слайд

С. 74-75 учить, упр. 603

Записывают в дневник домашнее задание