Файл: Как знакомиться с книгой до чтения Приемы ознакомительного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Как знакомиться с книгой до чтения? Приемы ознакомительного чтения.
Цель: -формирование коммуникативной компетенции; обучение работе с книгой.
-
знать виды и цели чтения, приемы ознакомительного чтения; -
уметь определять цель чтения и выбирать вид чтения, использовать приемы ознакомительного чтения. -
развитие логического, креативного мышления; -
развитие памяти; -
развитие воображения.
Оборудование.
-
Наглядность.
Таблица «Виды и цели чтения», «Как выбрать прием чтения». Схема «Приемы ознакомительного чтения. До чтения». Памятки «Признаки зрелого чтения», «Зачем я читаю», «Речевая деятельность», «Чтение», «До чтения», «Модель работы с текстом».
-
Дидактический материал. Карточки – помощницы. -
Раздаточный материал. Тексты и задания для мотивации, вопросы на листочках для «Шапки вопросов». -
Материал для работы групп. Визитки «Почемучка», «Контролер», «Консультант», «Лингвист», «Критик», лист учета группы.
Эпиграф
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
К. Ушинский
Дуракам закон не писан. А если писан, то не читан; если читан, то не понят; если понят, то не так.
Ход урока:
-
Мотивация познавательной деятельности.
-Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.
Текст для мотивации
Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки. (С.Соловейчик «Час ученичества»)
-Закройте текст.
-Откройте задание и тетрадь. Выполните задание в тетради.
Задание
Запишите номера правильных утверждений
1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.
-А теперь проверим. Правильные ответы : 3,5,9.
-Кто же у нас умеет читать? Почему задание оказалось трудным? Чему мы должны учиться?
-
Целеполагание.
-Прочитайте высказывание, написанное на доске, объясните его смысл. ----Выстроите цепочку своих мыслей.
Дуракам закон не писан. А если писан, то не читан; если читан, то не понят; если понят, то не так.
Как вы думаете, какова цель наших уроков?
Мы должны знать виды и цели чтения, приемы ознакомительного чтения. Уметь определять цель чтения и выбирать вид чтения, использовать приемы ознакомительного чтения на практике. (запись на доске)
-
Актуализация изученного.
-
Запись в тетради. Тема.
Эпиграфом нашего урока будут слова К. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
Вернемся к его словам в конце урока.
-
а)Индивидуальные задания на карточках – дидактический материал. Несколько человек работают с карточками .
«Прочитайте высказывание. О каких видах чтения в них говорится? Выпишите слова ключевые, которые помогли вам ответить на вопрос». Для самопроверки и самооценки используйте весь наглядный материал. Затем оценку свою ставит «Критик»
б) Игра «Шапка вопросов».
В шапке лежат вопросы , которые вы сами написали на билетике. «Почемучка» из каждой группы отвечает на вопрос, если затрудняется, ему помогает группа. Шесть человек отвечают на вопросы.
г) Выводы.
В какой ситуации необходимо изучать книгу? Каков будет вид чтения? Каков будет характер чтения? На какие виды мы делим приемы чтения? Почему?
IV. Введение новых знаний и формирование умений.
-
Переход к теме урока.
В каких ситуациях нам необходимо просто познакомиться с книгой? Какой вид чтения выбираем? Каким будет характер чтения?
2. Самостоятельная работа по схеме «Приемы ознакомительного чтения. До чтения». (См. Приложение).
Работа в парах. Какие приемы позволяют до чтения прогнозировать содержание книги?
На каждой парте лежит карточка – помощница. Она вам поможет построить фразу, если вы затрудняетесь. (См. Приложение)
-
Проверка задания (словарная работа).
-
Заглавие, автор . -
Эпиграф . -
Выходные данные . -
Аннотация . -
Содержание (оглавление) . -
Иллюстрация .
4.Монологические ответы по схемам и карточкам – помощницам. Какие приемы позволяют до чтения прогнозировать содержание книги?
-
Запись схемы в тетрадь. Сравнение схемы и таблицы. Почему схема рациональнее, удобнее текстовой записи? -
А теперь наши знания используем в практической работе.
Прогнозирование содержания книги по ее названию – один из приемов. Определите по названию, какие книги предназначены для школьников. Какие ключевые слова помогли вам догадаться?
«Русская – пунктуация» - «Секреты пунктуации». «Фонетика» - «Фонетика – это интересно». «Культура речи» - «Как говорить правильно и как говорить хорошо?». «Обучение чтению» - «Учитесь читать быстро и эффективно». «Лингвистическая энциклопедия» - «Энциклопедия юного филолога».
-
Следующий прием – прогнозирование содержания книги по аннотации.
Прочитайте аннотацию на хорошо всем известную книгу. Как она называется? Какие ключевые слова вам помогли?
Интересная книга! Только у нас! Таинственная находка большой суммы денег! Большой банкет по этому поводу! Появление на банкете таинственного убийцы! Предательство гостей! Жестокие пытки хозяйки дома! / «Муха – Цокотуха»/
V. Обобщение.
Еще раз перечислим приемы знакомства с книгой до чтения. Воспользуйтесь карточкой - помощницей. Монологический ответ сильного ученика.
VI. Перевод в практику деятельности школьников.
Групповая работа.
Каждая группа получает книгу. Проанализируйте книгу по схеме, выскажите предположения, в каких ситуациях эту книгу можно использовать. У каждой группы на партах лежит план ответа. (См. Приложение).
VII. Рефлексия.
Объясните смысл эпиграфа /слова К. Ушинского/.
Что узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
В чем польза урока?
Что было интересно?
-
Создать удобную для вас схему «Как знакомиться с книгой?».
Приложение.
План ответа группы
-
Автор. Знаете ли его? -
Название - прогноз. -
Год и место издания. -
Что подсказала аннотация? -
Как помогло содержание (оглавление)? -
Схемы, рисунки (если есть). -
Возможности использования книги.
Карточка – помощница
-
Прогнозировать содержание книги до чтения позволяют такие приемы -
Определяем (кого?)… -
Осмысливаем (что?)… -
Вдумываемся в смысл (чего?)… -
Знакомимся (с чем?)… -
Читаем (что?)… -
Просматриваем (что?)… -
Эти приемы необходимы (для чего?)…
Чтение Восприятие текста и переработка информации
Речевая деятельность
1.Слушание.
2.Говорение.
3.Чтение.
4.Письмо.
Приемы ознакомительного чтения.
Выходные данные
Заглавие
Эпиграф
Автор
Виды и цели чтения
Виды чтения | Цель чтения | Характер чтения |
Ознакомите-льное чтение. | Читать или нет? Какая информация содержится? Для кого книга написана? | Перелистыва- ние,рассматривание рисунков,быстрое чтение заголовков, фрагментов текста. |
Тема:Как работать с книгой?
Обучение приёмам ознакомительного чтения. По ходу чтения.
Цель: формирование коммуникативной компетенции: обучение работе с книгой.
- знать виды и цели чтения, приемы ознакомительного чтения ;
- уметь использовать приёмы ознакомительного чтения.
- развитие логического, креативного мышления ; памяти, воображения;
- обогащение словарного запаса.
- развитие умения сотрудничать с другими людьми;
Оборудование
1. Наглядность
Таблица « Виды и цели чтения », схемы « Приёмы ознакомительного чтения. До чтения», «Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения ». Памятки «Сильные позиции текста», «Набор ключевых слов », «Речевая деятельность », «Зачем я читаю? », «Чтение» (на стендах).
Папки художника:
слова Блока, слова Гёте, «Модель работы с текстом», «По ходу чтения», «Установка», «Прогноз», «До чтения», «Признаки зрелого чтения», «Ключевые слова».
2.Раздаточный материал
Тексты «Человек и Кошка», «Первая помощь молниям».
3.Дидактический материал
Задание для восстановления текста, карточка- помощница, опорная схема «Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения».
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Мы продолжаем серию уроков «Как работать с книгой».
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (повторение)
Эпиграфом нашего урока будут слова великого немецкого писателя Гёте.
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это потратил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг цели».
Прочитайте их.
Почему же крупнейший писатель мира не уверен, что он научился читать?
Что такое чтение?
Назовите признаки зрелого чтения.
Назовите виды чтения.
Какова цель каждого вида чтения? Какие ещё виды речевой деятельности вы знаете?
Какова модель работы читателя с книгой?
Контролёр группы оценит работу каждого в листе учёта. См. Приложение.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А сейчас вы проверите ваше умение читать с помощью экспресс-теста.
Вначале скажите, на что мы обращаем внимание в книге до чтения?
См. Приложение. Схема «Приёмы ознакомительного чтения. До чтения».
(Заглавие, эпиграф, автор, выходные данные, содержание, рисунки, схемы, иллюстрации, аннотация).
Откройте тетрадь .
Положите перед собой одиночный лист с текстом. Читайте в течение 1 минуты.
Первая помощь молниям
Застёжка – молния – изобретение, равное по гениальности вечному перу или зингеровской игле. Одна беда – если обломился один – единственный зубчик, молния выходит из строя целиком.
Чтобы молния служила дольше, её, как и всякий механизм, надо смазывать. Кусочком свечи или обмылком натрите половинки расстёгнутой молнии и несколько раз откройте – закройте её.
Ещё один недостаток. Примерно через 800 – 1000 циклов «застегнул – расстегнул»