Файл: Понятие, признаки и содержание исполнительной власти 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4. Соотношение органов исполнительной власти с органом законодательной и судебной власти


Как известно, ни у законодательной, ни у судебной власти нет организационного единства, иерархии, подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от прочих властей исполнительная власть является организационно единой, ее нижестоящие звенья находятся в подчинении у вышестоящих, она представлена иерархическими уровнями.

Исполнительная власть является вторичной относительно представительного (законодательного) органа, которыми определяются ее структура, полномочия ее органов, даже если носителей исполнительной власти избирает непосредственно народ (президента, губернатора и т.д.). Издаваемые ими властные акты являются подзаконными, они направлены на развитие, уточнение, детализацию, применение в определенной обстановке закона. Действия, осуществляемые органами и должностными лицами системы исполнительной власти, не могут вступать в противоречие с законом, они являются его исполнением.

В правовом государстве отмечается значительное изменение объема и форм контроля за работой исполнительной власти. Ее подконтрольность обладает качественно иным характером. Исполнительная власть не находится в подчинении у других властей, она самостоятельна, но над ней могут осуществлять контроль все имеющиеся власти: и парламент, и суды, и другие органы, которые не относятся ни к одной из трех ветвей власти (речь идет о прокуратуре, Счетной палате, Уполномоченном по правам человека и др.). В Российской Федерации огромными контрольными полномочиями обладает также Президент РФ, стоящий на особом положении в российской системе разделения властей.12

Как раз исполнительная власть, на вершине которой располагается правительство, располагает очень большими по сравнению с прочими ветвями государственной власти финансовыми, материально-техническими, технико-технологическими, организационными, людскими и иными ресурсами. Как раз у нее сегодня есть самая полная, если не сказать исчерпывающая, информация о процессах, имеющих место во всех сферах жизнедеятельности общественного организма и на международном уровне. Как не привести здесь превратившееся в уже крылатое изречение: «Кто владеет информацией, владеет миром»
13.

Помимо этого, у правительства сегодня есть чрезвычайно большие возможности воздействия на все прочие государственно-властные структуры и, в первую очередь, на парламент. Правительство самым активным образом принимает участие в сфере, которая традиционно рассматривалась как сфера исключительной компетенции высшего представительного учреждения, точнее в законодательном процессе.

Необходимо указать, что это положение вещей в существенной степени является оправданным. Ведь у правительства есть все необходимые возможности, чтобы подготавливать на высоком профессиональном уровне качественные законопроекты.

Таких фактов можно привести еще немало. Но и этих, как мы считаем, хватает для того, чтобы согласиться с уже выдвинутым тезисом, что во всяком демократическом государстве исполнительная власть главенствует над всеми другими, и никакого их равноправия в реальности не имеется. В связи с этим, кстати, становится понятно, что огромным, видимо, даже определяющим значением для государственно-организованного социума обладает вопрос о том, кто возглавляет исполнительную власть, представляя собой ту центральную политическую фигуру и концентрируя в своих руках наибольший объем властных полномочий.

По существу, завоевание власти в сегодняшнем государстве означает возглавление его исполнительно-распорядительными структурами.

Глава 2. Органы исполнительной власти в системе государственных органов

2.1. Система федеральных органов исполнительной власти, их функции и полномочия


На федеральном уровне система органов исполнительной власти на данный момент состоит из следующих звеньев: Правительства РФ; федеральных министерств; государственных комитетов; федеральных комиссий; федеральных служб; российских агентств; федеральных надзоров; иных органов.

Остановимся на основных позициях14, которые характерны для административно-правового статуса каждого звена.

1. Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти РФ. Его статус определяют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.

Правительство РФ является коллегиальным органом, стоящим во главе единой системы исполнительной власти в РФ. Члены Правительства представлены Председателем, его заместителями и федеральными министрами. В состав Правительства возможно введение иных руководителей федеральных органов исполнительной власти. Председателя Правительства назначает Президент РФ в порядке, закрепленном в Конституции РФ. Заместителей Председателя и федеральных министров назначает Президент РФ в соответствии с представлением Председателя Правительства. При освобождении от должности Председателя (к примеру, при его отставке) автоматически следует отставка всего Правительства.



Правительство РФ занимается руководством над деятельностью, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти. Эти органы находятся в подчинении у Правительства и несут ответственность перед ним. Правительство закрепляет положения о федеральных органах исполнительной власти (за исключением тех, руководство которыми непосредственно осуществляется Президентом РФ). В его компетенции также назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, утверждение членов их коллегий; отмена или приостановление действия правовых актов данных органов.

Правительство РФ осуществляет в ходе своей деятельности различные полномочия. Общие полномочия выражены следующими: обеспечивать единство системы исполнительной власти; направлять и контролировать деятельность ее органов; реализовывать право законодательной инициативы; регулировать социально-экономическую сферу. Реализация иных его полномочий осуществляется по самым важным сферам жизни.

По вопросам, входящим в свою компетенцию, Правительство РФ издает, основываясь на Конституции РФ, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ, постановления и распоряжения и обеспечивает, чтобы они исполнялись. Выявлено, что акты, обладающие нормативным характером, издаются как постановления, а акты, касающиеся оперативных и других текущих вопросов, не обладающих нормативным характером, – как распоряжения. Возможно обжалование актов Правительства в суде.15

Акты Правительства подписываются его Председателем.

2. Федеральные министерства. Сегодня их рассматривают как ведущие звенья субъектов исполнительной власти.

Их управленческое назначение определяют так: министерство Российской Федерации представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в определенной сфере деятельности, а также координирует работу в указанной сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Общее руководство работой министерства осуществляется федеральным министром. Он должен распределять обязанности между своими заместителями, устанавливать обязанности и определять ответственность руководителя структурных подразделений аппарата министерства (обычно это департаменты), а также его территориальных органов, издавать приказы, распоряжения, давать указания и организовывать контроль за их исполнением, создавать экспертные и другие советы и комиссии, утверждать их персональный состав и положения о них и т.д.
16 Министр выступает как председатель коллегии министерства, которая по должности включает в себя его заместителей, а также других работников центрального аппарата министерства. Решения коллегии оформляют в виде протоколов и постановлений, которые реализуют приказы министра. В министерствах возможно создание научно-технических советов.

3. Государственные комитеты Российской Федерации. Речь идет о федеральных органах исполнительной власти, занимающихся на коллегиальной основе межотраслевой координацией по вопросам, относящимся к их ведению, а также функциональным регулированием в некоторой сфере деятельности. Председатели государственных комитетов на данный момент не входят в состав Правительства РФ.17

4. Федеральные комиссии России являются органами исполнительной власти, приравненными по своему статусу к государственным комитетам. На данный момент функционируют две такие комиссии: по рынку ценных бумаг и энергетическая.

5. Федеральные службы России являются органами исполнительной власти, осуществляющими специальные функции в определенных сферах ведения.18

6. Федеральные надзоры России являются органами исполнительной власти, занимающимися государственным межведомственным (т.е. межотраслевым) контролем за тем, как соблюдаются общеобязательные правила и специальные нормы в сфере государственного управления.

7. Российские агентства. Они выражены тремя: по патентам и товарным знакам; космическим агентством; Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ.

8. Другие федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, системе федеральных органов исполнительной власти не присущ четко определенный статус составляющих ее звеньев.


2.2. Система органов исполнительной власти субъектов РФ


Согласно принципу федерализма из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ образуется единая система исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Но помимо указанной конституционной нормы до сих пор не приняли законодательный акт, направленный на регулирование процесса организации и функционирования этой системы. Иными словами, не имеется закона, который затрагивал бы именно исполнительную власть. В результате и вследствие того, что в субъектах РФ самостоятельно образуются органы государственной власти. С юридической точки зрения эти органы не имеют организационного подчинения аналогичным федеральным органам.

Сегодня, чтобы характеризовать систему государственного управления, в субъектах РФ все чаще пользуются термином «региональное управление», который внедрил в оборот Указ Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г.

Сформировано федеральное Министерство региональной политики РФ, главная задача которого представлена обеспечением координации действий, выполняемых федеральными и региональными органами исполнительной власти согласно российскому федерализму. Но в то же время сформировано и Министерство национальной политики РФ, которое действует в том же направлении, что вступает в противоречие с единством национальных и территориальных (региональных) аспектов федеративных отношений.19

Давая общую характеристику системе регионального управления и органам исполнительной власти субъектов РФ, следует также принимать во внимание, что сами эти субъекты представлены различными: республиками, которые входят в состав РФ, краями, областями. Они в принципе имеют равные права, но не тождественны. Но Правительство РФ не может отменить осуществление правовых актов республиканских правительств (возможно только их приостановление), но уполномочено отменять такие акты, изданные органами исполнительной власти других субъектов РФ. Определенным образом на характере взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов РФ сказывается и то, что на республики распространяется действие конституций, а на других субъектов РФ – уставов. Как видно из управленческой практики, благодаря этому республики нередко могут стоять на более радикальных позициях, когда решаются вопросы организации своего механизма исполнительной власти.