Файл: Понятие, признаки и содержание исполнительной власти 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, признаки и содержание исполнительной власти
1.1. Понятие и признаки исполнительной власти
1.2. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления
1.3. Система органов исполнительной власти РФ и субъектов
1.4. Соотношение органов исполнительной власти с органом законодательной и судебной власти
Глава 2. Органы исполнительной власти в системе государственных органов
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти, их функции и полномочия
2.2. Система органов исполнительной власти субъектов РФ
2.3. Система органов исполнительной власти муниципальных образований
Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).
Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.6
Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др. Исполнительная власть реализует исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой издается огромное количество распоряжений - административных актов.
В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, в частности армия, полиция, органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке - важная черта исполнительной власти.
Названные выше признаки содержания исполнительной власти - универсальность, предметность, принудительность, организующий характер - детерминируют ее организационную форму - единую, большую по объему, иерархически построенную государственную систему. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти - важнейшая основа единства государства.
1.2. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления
Рассматривая взаимосвязь понятий «исполнительная власть» и «государственное управление», необходимо отметить, что после того, как была принята Конституция 1993 г., из нормативной практики были изъяты термины «управление», «государственное управление», «орган государственного управления». Некоторые ученые (В.С. Рыжов) полагают, что термин «государственное управление» исчезнет из лексикона, другие (В.Ф. Дерюжинский, Б.Н. Чичерин, Ю.М. Козлов, Ю.Н. Старилов) считают это понятие более широким, чем понятие «исполнительная власть».
Выделяют органы, которые осуществляют исполнительную власть, и полномочия, которыми может обозначаться исполнительная власть.
Орган исполнительной власти представляет собой государственную организацию, выступающую как целостное самостоятельное структурное образование государственного аппарата и являющуюся организованным коллективом людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, которые стоят перед государством и обществом, реализует функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах, и имеет для этого государственно-властные полномочия7.
Исполнительную власть в РФ представляет разветвленная система различных государственных органов, так как осуществление законов подразумевает весьма обширный круг субъектов, призванных исполнять законы или оказывать помощь в их исполнении. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, но субъективно характеризовывать исполнительную власть, основываясь лишь на этой статье конституции, было бы неверно. Ст. 77 Конституции РФ ведет речь о единой системе исполнительной власти в РФ, которая образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. К тому же, в круг субъектов исполнительной власти следует включить Президента РФ, хотя юридически президент не представлен в системе исполнительной власти. В Конституции статус президента определен как главы государства. Он выходит за рамки концепции разделения властей, но все же имеет обширные полномочия, затрагивающие непосредственно Правительство РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов.
Так, президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; некоторые федеральные органы исполнительной власти являются подведомственными непосредственно Президенту РФ; Президент РФ имеет право на приостановление действия акта органов исполнительной власти субъекта РФ, если эти акты противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина8.
Также субъекты исполнительной власти представлены главами исполнительной власти субъектов РФ, правительствами субъектов РФ, иными органами исполнительной власти субъектов РФ, чьи статус и полномочия закреплены в нормативно-правовых актах РФ9.
На данный момент по Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» исполнительная власть РФ обладает трехзвенной системой федеральных органов исполнительной власти. Координирующими и определяющими государственную политику в соответствующей сфере (области) являются федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество. В их ведении находятся федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор и (или) федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом.
1.3. Система органов исполнительной власти РФ и субъектов
Система федеральных органов исполнительной власти состоит из Правительства, министерств и ведомств (государственных комитетов, федеральных служб и т. д.). Президент не представлен в составе федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации представляет собой высший федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, т.е. осуществляет руководство над многими сферами и отраслями управления, занимается обеспечением общего экономического, социально-культурного развития страны. В Правительство входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. В последнее время широко применяется практика включения в Правительство председателей госкомитетов, исходя из того основания, что они по статусу официально приравнены к статусу федеральных министров.
Министерства РФ являются центральными органами исполнительной власти. Их деятельность осуществляется по единоначалию, они занимаются руководством порученными им сферами экономики или сферами деятельности. Полагают, что государственные комитеты в отличие от министерств занимаются межотраслевым управлением. Ввиду этого почти нет четких критериев, по которым министерства отграничиваются от ведомств (к ним, кроме госкомитетов, относятся и иные органы исполнительной власти, представленные: комиссиями, агентствами, службами, надзоры).
Субъектам РФ доступно установление своей системы органов государственной власти (включая и систему органов исполнительной власти) самостоятельно согласно основам конституционного строя РФ и общим принципам, по которым организовываются представительные и исполнительные органы государственной власти, закрепленные в федеральных законах. Вследствие этого системы органов исполнительной власти являются весьма разнообразными, каждый субъект РФ является в некотором роде уникальным. Но при таком изобилии форм систем органов не исключены некоторые общие черты, по которым выстраивается исполнительная власть субъектов.
Органы отраслевой и межотраслевой компетенции в субъектах РФ представлены министерствами, государственными комитетами, комитетами (в республиках), главными управлениями, управлениями, комитетами, отделами, департаментами (в иных субъектах). Все эти органы находятся в подчинении у главы субъекта РФ, руководителей органов назначает он же (за исключением органов внутренних дел и комитетов по управлению имуществом РФ). Структуру, полномочия указанных органов определяют конституции республик, уставы других субъектов.
Если рассмотреть взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов РФ, то можно отметить, что их механизм единообразно не раскрывают.10
Все сводится к тому, что федеральные органы должны осуществлять свою деятельность, взаимодействуя с органами исполнительной власти субъектов РФ. Поскольку отсутствует необходимое законодательство об организации единой системы исполнительной власти в стране, то система регионального управления пока не выступает как полная составная часть такой системы. Это, в частности,
объясняет и тот факт, что во множестве субъектов РФ представлено самостоятельное «огосударствление» системы местного самоуправления (к примеру, в Ингушетии, Коми, Ленинградской и Курганской областях).
Определенное своеобразие характерно для организации исполнительной власти в г. Москве. Ее главной особенностью является то, что в лице администрации сконцентрированы функции исполнительного органа исполнительной власти и исполнительного органа местного самоуправления (речь идет о двойном правовом статусе).
В Московскую городскую администрацию входят мэрия, правительство, отраслевые и функциональные органы администрации, префекты административных округов, а также управы муниципальных районов.
Глава администрации и высшее должностное лицо представлено мэром, которого избирают жители Москвы. Он осуществляет руководство над деятельностью мэрии, определяет структуру городской администрации, назначает руководителей ее органов, а также руководителей предприятий и учреждений городского подчинения, выносит самые важные вопросы, затрагивающие жизнь города и управление городским хозяйством, на рассмотрение правительства города, занимается назначением префектов административных округов и т.д.11
Во главе правительства Москвы стоит мэр или вице-мэр (или другое назначенное мэром лицо). В его составе на правах министров имеются руководители отраслевых и функциональных органов городской администрации, а также префекты.
Что касается отраслевых и функциональных органов администрации, то они являются департаментами, положения о которых утверждает мэр.
Префекты административных округов занимаются в рамках своих полномочий исполнительно-распорядительной, координирующей и контрольной деятельностью на территории округов.
Районная управа решает вопросы местного значения, осуществляет руководство хозяйственными и социальными службами, реализует контроль над деятельностью предприятий и учреждений на территории района вне зависимости от форм собственности.