Файл: Понятие, признаки и содержание исполнительной власти 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление


Введение 3

Глава 1. Понятие, признаки и содержание исполнительной власти 6

1.1. Понятие и признаки исполнительной власти 6

1.2. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления 9

1.3. Система органов исполнительной власти РФ и субъектов 12

1.4. Соотношение органов исполнительной власти с органом законодательной и судебной власти 15

Глава 2. Органы исполнительной власти в системе государственных органов 18

2.1. Система федеральных органов исполнительной власти, их функции и полномочия 18

2.2. Система органов исполнительной власти субъектов РФ 21

2.3. Система органов исполнительной власти муниципальных образований 24

Заключение 28

Библиография 30


Введение


Актуальность темы. Для нашего государства проблема государственного управления на данный момент представляется как одна из наиболее актуальных. В ходе реформирования государства ставили задачу овладения наукой управления, создания эффективного управленческого аппарата, совершенствования системы органов управления, форм и методов их деятельности.

Наука административного права должна решить ряд задач: повышать эффективность государственного управления, действенность государственных институтов, разрабатывать проблемы организации и функционирования исполнительной власти. Указанными задачами определено содержание данной работы. В ней говорится о понятиях, признаках исполнительной власти, дается характеристика подходов к закреплению целей и функций исполнительной власти, выявляются проблемы, затрагивающие взаимодействие исполнительной власти с иными ветвями власти и Президентом РФ.

Стоит отметить, что понятие «исполнительная власть» в качестве реального института публичного права вследствие происходящих реформ всех ветвей власти в первый раз в отечественной истории получает свое признание не только в теоретических трудах, но и в жизни.

Если рассмотреть административное право
, то в советский период термина «исполнительная власть» в законодательстве не было. Исполнительную власть рассматривали или как правоприменительную (правоисполнительную) власть, или в виде системы органов государственного управления.

На сегодняшний день исполнительная власть имеет значительное количество как конституционных, так и включенных в иные нормативные правовые акты полномочий во всех областях реализации государственной власти. То, что роль исполнительной власти повышается, является закономерным процессом, происходящим не только в нашей стране, но и в иных странах.

По своей сути исполнительная власть является властью правоприменительной, которая исполняет законы1. Само понятие «исполнительная власть» появилось по мере того, как разрабатывалась концепция разделения властей. Но это не значит, что прежде в структуре власти данного элемента не было. По своей природе исполнительная власть тесно связана с повседневным управлением страной, что сказывается на определенном и динамичном характере ее деятельности, для которой требуется соответствующая нормативная база в виде множества подзаконных актов, которые издаются в рамках ее компетенции. Исполнительная власть может функционировать эффективно только при условии создания устойчивой, централизованной, жестко иерархичной ее вертикали, делающей возможным точное и своевременное проведение в жизнь принятых решений.

Целью данной работы является изучение понятия, признаков, функций и места исполнительной власти в системе разделения властей. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. изучить понятие, сущность и функции исполнительной власти;

2. раскрыть признаки исполнительной власти;

3 рассмотреть место исполнительной власти в системе разделения властей.

Объект исследования: государственное управление. Предмет исследования: административно-правовая сфера.

Методологическую основу исследования составили следующие методы: синтеза, нормативно-аналитический, технико-юридический, системный, выборочный, формально-логический.



Теоретической основой исследования являются труды отечественных и ученых, которые оказали существенное влияние на результаты исследования. Работа основана на использовании положений Конституции Российской Федерации 1993 г., действующего российского законодательства, известных периодических изданий, а также современных учебников таких авторов как Атаманчук Г.В., Бочаров В.Д. , Конин Н.М., Чиркин В.Е.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Название и размещение глав и параграфов обусловлены логикой изложения и результатами проведенного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие, признаки и содержание исполнительной власти

1.1. Понятие и признаки исполнительной власти


Согласно теории разделения властей одна из ветвей власти представлена исполнительной. Она исполняет действующее законодательство, вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики государства, организовывает деятельность государственного аппарата по осуществлению такой политики, а также охраняет гражданские права и свободы.

Термин «исполнительная власть» возник в законодательстве в 90-е гг. XX в. Единый подход к данному определению в науке до сегодняшнего дня не сформировался. Понятие «исполнительная власть» ученые толкуют по-разному.

Исполнительную власть рассматривали А.Д. Градовский, С.А. Котляревский идр. Под данным определением понималась правительственная власть (В.М. Гессен, Н.О. Куплеваский, Ф.М. Кокошкин и др.).

В качестве синонимов рассматривались термины «правительственная власть» и «исполнительная власть» (Н.И. Лазаревский,Г. Новоторжский).

В работах А.А. Алексеева, С.П. Покровского под исполнительной властью понималась «министерская власть», под которой подразумевали правительственную власть. А.А. Алексеев в своем труде о министерской власти обозначает ее также как исполнительная, или административная2. Подобная точка зрения близка и Д.Н. Бахраху, который считает, что исполнительная власть является административной властью в условиях правового государства, демократически организованного общества. В свою очередь, «административную власть можно трактовать в двух аспектах: в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; ив политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию, компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность»3.

Исполнительную власть рассматривали во взаимосвязи с администрацией и административной деятельностью (А.О. Евтихиев), органами управления или административными учреждениями (В.М. Грибовский, А.И. Елистратов).

В работе И.А. Полянского «Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ» исполнительную власть определяют в качестве государственной власти, в которой предполагается наличие особых звеньев государственного аппарата (органов государственного управления общей компетенции), деятельность которых нацелена на осуществление общих норм, закрепленных субъектами законодательной (представительной) власти, чтобы регулировать различные стороны общественной жизни
4.

Понятие «исполнительная власть» рассматривается в узком и широком смысле К.С.Бельским.

В узком смысле под исполнительной властью понимается «право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник(весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица»5.

В широком смысле рассматривается система органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью создать условия для нормального функционирования общества.

Первый признак исполнительной власти представлен ее вторичностью, подчиненным положением, зависимостью от высшей власти.

Второй признак исполнительной власти выражен ее организующим характером. Она нужна, чтобы налаживать сложную сеть общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в обычных, и в экстремальных условиях.

Закон выступает лишь как абстрактная норма, намечающая модель поведения людей. Для его исполнения требуются организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Они осуществляются органами исполнительной власти, имеющими дело с действительными явлениями жизни и выполняющими задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них - имуществом и общественными процессами.

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации.